Значимость проекта обоснована проблематикой, связанной с вопросами бережного отношения человека к окружающей среде, в том числе к природному окружению.
Экологические проблемы относятся к числу наиболее глобальных проблем современности и, в связи с этим, требующих первостепенного внимания и безотлагательного решения.
Основы экологической культуры, связанные с бережным отношением к природе, закладываются в детском возрасте. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для начала работы по воспитанию у детей любви к окружающей природе. Задачи, связанные с экологическим воспитанием обозначены в основных нормативных документах, регламентирующих деятельность в области образования: Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Это ставит педагогов перед необходимостью отбирать и использовать наиболее эффективные педагогические средства и способы. С 2019 года наш коллектив реализует долгосрочный образовательно-средовой проект "Эколого-образовательный комплекс "Природа Сибири".
Проект направлен на развитие образовательной инфраструктуры ДОО, обеспечивающее максимальное использование пространства прилегающей территории для реализации задач основной образовательной программы дошкольного образования. Проектное содержание направлено на организацию на территории ДОО комплекса экологических локаций, предназначенных для организации работы по ознакомлению детей с миром природы в процессе познавательно-исследовательской деятельности: "Смешанный лес", "Хвойный лес", "Водоем", "Птичий городок", "Красная книга Красноярского края", "Метеоплощадка" и "ЭКО-площадка "Чистый город".
Достижение цели проекта обеспечивается за счет реализации ряда задач организационной, материальной и методической направленности. На подготовительном этапе основной являлась задача по созданию организационных условий, реализованная посредством разработки пакета нормативной документации, обеспечивающей процесс организации и функционирования эколого-образовательного комплекса.
Пакет документов включал:
Далее, в ходе реализации основного этапа проекта, пакет нормативной документации был дополнен:
На этом же этапе была проведена организационная работа по поиску партнеров реализации проекта и оформлению с ними договорных отношений. В качестве партнеров выступили: Государственный природный заповедник "Столбы", Парк флоры и фауны "Роев ручей" и родители воспитанников.
Еще одной задачей, реализуемой на всех этапах проекта, является задача по обеспечению материальных условий, которая включает: приобретение и изготовление специального оборудования и материалов, необходимых для оснащения локаций эколого-образовательного комплекса. При активном участии партнеров были изготовлены заборчики для ограждения локаций, мобильные информационные щиты, объекты наполнения локаций (растения: деревья, кустарники, цветы, муляжи представителей животного мира), емкости для организации водоемов и др.
В 2019 г. проект "Эколого-образовательный комплекс "Природа Сибири" был представлен на краевом конкурсе образовательных проектов и по результатам участия в нем получил грант на оборудование одной из локаций: метеоплощадки, требующей значительных финансовых вложений.
Деятельность по непосредственному оборудованию локаций эколого-образовательного комплекса началась с апреля 2019 г. За каждой локацией была закреплена своя проектная команда, представленная воспитателями, детьми и родителями конкретных возрастных групп. Наполнение локаций осуществлялось поэтапно, в соответствии с разработанными и утвержденными ранее планами их застройки.
Например, оснащение локации "Смешанный лес" началось с высадки саженцев деревьев (береза, осина, рябина, ель, пихта) характерных для данного вида лесной зоны Сибирского региона. Далее были высажены кустарники (шиповник, калина, боярышник). Следующий этап работы в данной локации будет связан с наполнением ее травянистыми растениями и мхами. Параллельно с наполнением локации растениями изготавливаются (приобретаются) муляжи живых объектов (животных, птиц), свойственных для данного вида леса, устанавливаются информационные щиты и заборчики.
Важной задачей реализации проекта является задача по обеспечению методической готовности педагогов к осуществлению образовательной деятельности на эколого-образовательном комплексе. Она реализуется в ходе основного этапа проекта за счет:
Завершающий этап реализации проекта будет направлен на подведение итогов, организацию и проведение торжественного открытия эколого-образовательного комплекса.
Паспорт локации "Смешанный лес"
Локация «Смешанный лес» |
|
1. Местоположение |
Территория МБДОУ №12 (г. Красноярск, ул. Менжинского, 10б) |
2. Назначение локации |
Ознакомление дошкольников с природой смешанного леса в процессе познавательно-исследовательской деятельности |
3. Протяженность |
160 кв. м |
4. Целевая группа |
Воспитанники младших, средних, старших и подготовительных к школе групп |
5. Количество экскурсионных объектов (шт.) |
57 |
6. Краткая характеристика экскурсионных объектов (шт.) |
Растения, грибы, мхи и др. I ярус Деревья высокие: - береза – 3; - сосна сибирская – 1; - сосна обыкновенная – 2; - ель сибирская – 2. II ярус Деревья низкорослые: - рябина обыкновенная – 3; - осина -1. III ярус Кустарники: - жимолость лесная – 1; - малина лесная – 1; - смородина лесная – 1; - боярышник – 1. IV ярус Травы, цветы: - пион уклоняющейся (марьин корень) – 1; - лилия кудреватая (саранка) – 1; - купальница азиатская (жарки) – 1; - кипрей (Иван-чай) – 1; - медуница – 1; - папоротник – 1. V ярус - мох; - грибы (муляжи): лисичка -1, опята -10, белый гриб- 2, мухомор – 1 Животные (муляжи): - заяц-беляк – 5; - обыкновенная лисица – 1; - барсук – 1; - волк – 1; - лось – 1; - лесная куница -1; - рысь – 1. Птицы (муляжи): - дятел - 1; - ворон -1; - тетерев – 1; - кукушка – 1. Насекомые (муляжи): - кузнечик – 1; - муравей - 2; - бабочка – 2. |
7. Режим пользования |
Круглогодично |
8. Разработчики локации |
Куликова Т. П., старший воспитатель, Лобова Н. В., воспитатель, Сергиенко И. В., воспитатель |
9. Дата создания локации |
2020 г. |
Организационный план реализации проекта "Эколого-образовательный комплекс "Природа Сибири"
Решаемая задача |
Мероприятие |
Обеспечить организационные условия реализации проекта: разработать пакет проектно-нормативной документации, регламентирующей процесс организации и функционирования эколого-образовательного комплекса. |
Общее собрание трудового коллектива |
Утверждение проекта «Эколого-образовательный комплекс «Природа Сибири» |
|
Разработческие семинары членов проектной команды |
|
Обеспечить материальные условия реализации проекта: приобрести специальное оборудование и материалы, необходимые для оборудования локаций эколого-образовательного комплекса. |
Приобретение (изготовление): - ограждение локаций комплекса (заборчик); - покрытие для выкладывания пешеходных дорожек (брусчатка); - хоз. инвентарь (тачки, лопаты, грабли, ведра, поливочные шланги); - емкости для организации водоема; - мобильные информационные щиты и таблички; - объекты наполнения локаций (растения, муляжи представителей животного и растительного мира) |
Обеспечить методическую готовность педагогических работников МБДОУ к осуществлению образовательной деятельности на эколого-образовательном комплексе. |
Методические семинары, консультации Тренировочные занятия Разработческие семинары
|
Оборудовать локации эколого-образовательного комплекса. |
Локация 1. «Хвойный лес». Локация 2. «Смешанный лес». Локация 3. «Птичий городок». Локация 4. «Водоем». Локация 5. «Красная книга Красноярского края». Локация 6. «Метеоплощадка». Локация 7. «ЭКО-площадка «Чистый город». |
Организовать и провести торжественное открытие эколого-образовательного комплекса. |
Нанесение разметки экскурсионного маршрута. Наполнение информационных стендов необходимой познавательной информацией. Подготовка сценария торжественной церемонии открытия эколого-образовательного комплекса. Анонс мероприятия в СМИ, информирование и приглашение на мероприятие партнеров проекта и почетных гостей. Торжественная церемония открытия эколого-образовательного комплекса. |