Народные подвижные игры как средство развития двигательной активности

Народные детские игры являются своеобразным жанром народного творчества и имеют многовековую историю. Они возникли на определенном этапе развития человеческого общества.

Народная игра является средством трансформации культуры. Их изучением занимались исследователи разных областей науки (философы, педагоги, фольклористы, искусствоведы, этнографы и др.)

Игра тем самым является формой определенного и многообразного опыта, своего рода мудростью народа, обобщенным теоретическим и практическим знанием о мире, о природе и о человеке.

В своих трудах К.Д. Ушинский подчеркивал значимость народной игры, считая ее наиболее доступной для маленьких детей, вследствие близости их образов и сюжетов детскому воображению, а также общественному началу, заложенному в них. Он показывает, что характерной особенностью игры любого вида является самостоятельность: "Игра потому и игра, что она самостоятельная для ребенка".

И.А. Сикорский рассматривает игру как одну из главных сторон детской жизни. В ней ребенок познает величину, форму, вес – то есть физические свойства предмета. Она дает возможность познакомиться с движениями собственного тела и окружающих предметов. Дети учатся устанавливать причинные связи и последовательность явлений окружающего мира. И.А. Сикорский подчеркивал, что интерес к играм растет и увеличивается по мере умственного развития ребенка.

Так, Е.А. Аркин отмечает, что "живейший интерес, ощущаемый детьми во время игр, бурное веселье, вносимое в их необузданные забавы, имеют такое же значение, как и само сопровождающее эти забавы физическое напряжение".

Н.С. Филитис подчеркивает, что привлекательность народной игры заключена в "приговорах", которые содержат много бессмысленных выражений. Этот набор слов, пишет Н.С. Филитис, часто непонятных, переносит ребенка в иной, волшебный мир, где его воображению предоставляется больше свободы, чем в реальной среде. "Детям, приступающим к игре, такие переговоры с их лубочной красочностью, таинственностью, непосредственностью приятнее простого счета, по которому выпадает жребий".

Особенностью народной игры является необычность ее начала. Ей, как правило, предшествует игровой зачин. Речь идет о считалках и жеребьевках. Они как бы вводят в игру, помогают распределению ролей, служат самоорганизации детей. В зачине можно найти и плясовые ритмы, и подражание различным шумам (игра словом и звуком). Он всегда краток, эмоционален, этим удерживает внимание играющих детей и создает интерес к игре. Для жеребьевки характерно то, что, как правило, само проводится в виде игр.

А.П. Усова, подчеркивает еще одну традицию народных игр - это использование песен. Гармоничное сочетание мелодии, ритма, слова и действия вызывают большой интерес у детей. "Есть что-то удивительное в том, как соединяются между собой развивающие ребенка начала – игра, язык и песня…"

Народная игра - это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Они вобрали в себя лучшие национальные традиции, в них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт

В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей, они актуальны и интересны и в настоящее время. Вместе с тем на народные игры нужно посмотреть с точки зрения педагогики, психологии и логопедии, как средство воспитания и образования детей. В последние десятилетия возрастает число детей с общим недоразвитием речи, поэтому в дошкольных учреждениях остро встает вопрос о коррекции речи детей.

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости. Доступность и выразительность народных игр с речевым сопровождением с точки зрения логопедии является неотъемлемой частью образовательного процесса учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей в дошкольном учреждении. Ведь игра – это арена детских успехов и достижений.

Игра с детьми в народные игры - это отличный способ укрепить народный дух ребенка, развить процессы мышления, фантазерства. Применение игр позволяет решать задачи: гармонично развивать стороны речи: звукопроизношение, лексико-грамматический компонент, просодию, голосовые модуляции, речевое дыхание, темпо-ритмический компонент. Использование игр с речевым сопровождением с детьми чрезвычайно важно, так как игра является основным видом деятельности детей.

Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, дарят детям радость от общения со сверстниками, способствуют укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Игра для детей - это сама жизнь. Это и доступная форма деятельности, и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но они и отличаются от своих сверстников.

Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности.

В дошкольных группах имеется мини музей "Русская изба", в котором создан уголок старины для ознакомления детей с бытом и жизнью людей. Здесь есть русская печь, собраны коллекции глиняной посуды (горшки, кувшины, тарелки, деревянные ложки), предметов быта (лавки, накрытые ткаными половиками, столы – кружевными скатертями, железные угольные утюги, деревянные "пральники", толкушки для картошки, прялки, кудели, серпы), вышитые рушники, сорочки, вязанные крючком скатерти, салфетки;

собраны книги, картины и альбомы, по ознакомлению с жизнью наших предков, картотека народных игр с картинками, ростовые куклы в национальной одежде др. Здесь же сделано крестьянское подворье: деревянный дом, сруб колодца, снопы зерновых культур. В комнате сказок находятся костюмы, шапочки, маски героев и другие атрибуты для проведения игр-драматизаций по мотивам русских народных сказок.

Перед проведением народной игры обязательно посещают мини музей, где обращают внимание детей на различные атрибуты, по ознакомлению детей с традициями, жизнью народа, для того чтобы игровые образы были понятны и интересны детям, рассматривают картинки, где изображена игра детей.

Педагоги дошкольных групп используют народные игры в непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят при этом решают следующие задачи: обогащение словарного запаса ребенка, дети знакомятся с новыми словами и их предназначениями "лапта", "салки", "быль", "небыль", "горелки", формирование сенсомоторной стороны речи (цвет и движение), развитие навыков связного высказывания (когда игра требует речевого высказывания), развитие логического мышления у ребенка, развитие просодической стороны речи (высота, сила голоса, интонации).

Ни один праздник, развлечение не обходится без народных игр, сказочных персонажей. Ребята с большим удовольствием переодеваются в героев разных сказок. На таких праздниках проводятся игры – состязания, хороводные игры, в такие игры вовлекаются не только дети, но и родители.

Данная работа не возможна без тесного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения:

  • музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар;
  • инструктор по физической культуре продумывает комплекс разучиваемых движений;
  • учител-логопед формирует сенсомоторную сторону речи;
  • педагог-психолог оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья, способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т.д.).

Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до детей самобытность народа, колорит его обычаев, своеобразие языка, сформировать интерес к народной культуре, к ее традициям.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!