Наше современное общество, в том числе и родители воспитанников, в полной мере пользуясь современными средствами коммуникации, мало уделяют внимания развитию мелкой моторики кисти руки своих детей через изобразительную деятельность.
Повседневная замена изобразительных упражнений на игры в компьютере, телефоне снижает развитие навыков ручной умелости. Облегченность нажатием клавиши не способствует полноценному развитию моторики пальцев рук, что в свою очередь оказывает влияния на детскую моторику.
Ввиду этой проблемы, методика развития мелкой моторики у детей моей группы с помощью нетрадиционных методов изобразительной деятельности стала для меня актуальной. Важное место в работе с детьми в подготовительной к школе группе принадлежит подготовке руки детей к письму, укрепление мышц руки, отвечающей за работу кисти руки, тренировке руки и пальцев, а изобразительная деятельность очень способствует подготовке руки дошкольника к письму.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Мы, как воспитатели, подготовительной к школе группы, своевременно доносим родителям будущих школьников важность развития механизмов, необходимых для овладения письмом и создания условий для накопления ребенком навыков ручной умелости посредством изобразительной деятельности. Ведь письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонко - координированных графических умений.
Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движения тела, зрительной сосредоточенности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга
Овладение письмом - длительный, трудоемкий процесс. Значительное число шести - семилетних детей испытывают трудности в освоении письма.
Отмечается, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно - напряженного, тревожного состояния ребенка в школе.
Задача нашей работы состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т.е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
Такой подготовкой станет для воспитанников нетрадиционная изобразительная деятельность: лепка, рисование, аппликацией. Ведь основой овладения письменной деятельностью является хорошее состояние зрительного и двигательного контроля, координации движений, чувства ритма, ручной умелости, пространственного восприятия и представлений, зрительного внимания и других зрительных и моторных функций. Дети, которые научились рисовать в детском саду легко усваивают навыки письма в школе.
Художественно-творческая деятельность помогла сделать обучение детей естественным процессом. Так, внешне ребенок рисует, наклеивает, делает поделки из глины и пластилина, природных материалов, а на самом деле он учится. Причем такое обучение доставляет ребенку радость познание и радость творчества. Изобразительная деятельность с помощью нетрадиционных техник не утомляет детей, они выполняют задания с высокой активностью и работоспособностью в течение всего времени проведения занятия.
Практическое применение нетрадиционных техник рисования мы использовали и в широком спектре различных видов совместной деятельности участников образовательного процесса. Это и непосредственная образовательная деятельность, и работа с родителями воспитанников, и совместная деятельность педагога с детьми в ходе развлечений и праздников.
Свою работу мы начали с проведения диагностики ручной умелости. На занятиях в подготовительной группе в процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное развитие движений руки ребенка, кисти, пальцев, глазомера, дети усваивают порядок начертания элементов, фигур равномерными движениями. Эти фигуры даже отдаленно не напоминают те или иные буквы.
Но наша задача подобных занятий-упражнений заключалась не в обучении детей написанию письменных знаков, а в подготовке детей к письму, к развитию руки как аппарата письма. Совершенство двигательной координации кистей и пальцев позволяет ребенку овладевать письмом. От уровня развития моторики, от уровня овладения дошкольниками нетрадиционными техниками рисования (рисование с помощью деревянной палочки, с использованием поролонового тампона, оттисками-печатками из картофеля, рисование шерстяными нитками, пластилинография, аппликация обрывной бумагой ит. д.) зависит уровень успешности обучения ребенка в начальной школе, готовность руки к письму.
Занятия с детьми творчеством: рисование, аппликация, вырезание, лепка и т.д., очень способствуют тренировке мышц кистей рук и пальчиков, развитию ловкости и умелости рук, координации движений обеих рук и т.д., а также активно воздействуют на зоны мозга, ответственные за общее развитие ребенка.
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует развитию у старших дошкольников таких функций, как:
Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительной деятельности и учитывая возможности детей, мы всегда старались обогатить техническую сторону детского рисования путем разнообразия способов работы с новыми материалами, а также сочетания в одном рисунке или работе разных материалов и техник. Это способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений.
Когда мы начали активно внедрять работу с детьми в нетрадиционной технике рисования, лепки, аппликации первая реакция стала детей – ожидание чего-то интересного, незнакомого и немедленный вопрос: "Что мы будем сегодня рисовать (лепить, клеить, мастерить) и чем?". Дошкольники–прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно творить, подбирать материалы к той или иной работе (например, чем мы сегодня будем рисовать снег зубной щеткой или воздушными фломастерами).
Практически все занятия мы проводили в игровой форме, намеренно создавая ситуацию успеха. "Набрызг", "Рисование мыльными пузырями", "Монотипия предметная/пейзажная", "Кляксография" и пр. – большинство из этих техник, в частности, пальцеграфия (рисование пальчиками), рисование способом тычка, рисование необычными для детьми предметами (пластиковые вилки, зубные щетки), использование нестандартных трафаретов(овощи, листья деревьев), шаблонов и др. способствовало у дошкольников воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно расширяют графические возможности детей.
В пластилиновой живописи заложены немалые воспитательные резервы, педагогические возможности, отмечается тесная взаимосвязь между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы. Данный вид изобразительной деятельности мы использовали в работе часто, поскольку он вовлекает в работу движение рук, зрительное восприятие, оказывает огромное влияние на развитие психических процессов, таких как внимание, память.
Практика пластилиновой живописи способствует развитию у детей сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, дифферентации движения пальцев, подготовки руки к письму. Дети с удовольствием "рисуют пластилином" веселых зверей, салфеточки с узорами, пейзажи и т.п.; "рисуют" пластилиновыми веревочками, мазками; заполняют фрагменты картин пластилиновыми шариками; процарапывают "чеканки".
Положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает и аппликация из различных материалов. Коллективные и индивидуальные работы, выполненные в технике салфеточной аппликации, отличаются оригинальностью, красочностью, художественным вкусом.
В результате получаются чудесные "Зайчики", "Мимозы", "Кудрявая березка" и т.д. Очень нравится моим воспитанникам выполнять аппликацию из круп ("Курица с цыплятами", "Медвежонок", "Ваза для любимых цветов", "Грибы в корзинке"), из ваты ("Снеговик", "Снежный заяц" "Зимний лес"), из пенопласта ("Снегопад", "Ромашка", "Снегурочка"),из соли ("Морозные узоры на окнах", "Дождь"), а также в технике обрывной аппликации.
Обрывная аппликация очень проста в выполнении, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет детям возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ.
Одним из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму является взаимодействие с родителями. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят в приемной группы детские работы, однако при этом не всегда понимают важность художественного творчества для развития ребенка.
С целью повышения уровня компетентности мам и пап в вопросах развития ручной умелости их детей посредством применения нетрадиционных техник изображения мы систематически проводили беседы, мини-консультации, мастер-классы, привлекали родителей к изготовлению совместных с ребенком поделок и изображений в рамках тематических недель, проводимых в подготовительной группе, к участию в различных творческих конкурсах и т.п.
Большое внимание уделяли наполняемости и доступности центру творчества "Рисуй, лепи, твори", с помощью родителей обновили и дополнили его - различными видами пластилинов(плавающий, шариковый, мягкий), тестом для лепки, кинестический песок, воздушные и акварельные фломастеры, трафареты, трубочки для кляксографии, пластиковые вилки, зубные щетки, ватные палочки и т.д.), пособия, природные материалы для использования аппликаций.
Одним из главных принципов построения данной среды является - доступность материалов для восприятия детей, доступность их в использовании детьми самостоятельно, сменяемость, эстетическое оформление, многообразие представленных материалов, что позволяет использовать различные приемы, средства, способы и формы организации работы над мелкой моторикой. Обновились дидактические игры, пособия, материалы для знакомства с народным декоративно-прикладным искусством; дидактические игры для развития мелкой моторики, формирования цветового восприятия, знакомства с жанрами живописи; наборы для творчества, природные материалы для ручного труда.
Таким образом, работа над развитием мелкой моторикой руки требует особого внимания, усилий и времени, ведь "умелыми пальчики становятся не сразу". Опыт показывает, что это эффективная форма работы позволяет формировать социально адаптированную личность ребенка, развивать умения и навыки, а также способствует адаптации руки ребенка к письму и безболезненной подготовке его к школе.
Подготовка детей к овладению графикой письма является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции – функции ученика. Дети почувствовали уверенность в себе, в своих возможностях, улучшилась мелкая моторика и координация движений руки, сформировались внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление.
Через проведенные занятия и упражнения мы решили сразу несколько задач:
В работе придерживались принципа "от простого к сложном", постепенность, умеренность, никакой гонки.