Диагноз детский церебральный паралич (ДЦП) применяется для обозначения группы расстройств, которые возникают "при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями".
У детей с данным диагнозом наблюдаются различные характерные нарушения высших кинетических функций, которые определяют не только тонус мышц, но и развитие произвольных движений.
Как правило, у детей сохраняется правильное восприятие отдельных движений, но отсутствует возможность синтезировать эти движения в единое целое. В связи с этим, основной клинический симптом ДЦП – нарушение двигательных функций, которые связаны с задержкой развития или неправильным развитием статокинетических рефлексов. В результате расстройства проявляются в нарушении слуха, зрения, речи.
Вынужденная обездвиженность и наличие множества сопутствующих синдромов оказывают негативное воздействие на психическое развитие ребенка, что "весьма отрицательно сказывается на его познавательной деятельности в целом". Имеющиеся особенности накладывают отпечаток на все аспекты деятельности, в том числе и на ИЗО-деятельность.
ИЗО-деятельность рассматривается педагогами как "специфическое образное познание действительности", позволяющее максимально раскрыть творческий потенциал детей
Наиболее привлекательной ИЗО-деятельность становится в младшем школьном возрасте. В данном возрасте дети с удовольствием лепят, рисуют, делают аппликации.
Однако у различных категорий детей ИЗО-деятельность имеет свои особенности. В рамках данной статьи рассматриваются особенности ИЗО-деятельности детей младшего школьного возраста с диагнозом ДЦП. Выделим основные особенности ИЗО-деятельности детей с диагнозом ДЦП.
В первую очередь, ограничение функций опорно-двигательного аппарата накладывает отпечаток на непосредственное выполнение работы. Недостаточная развитость мелкой моторики рук приводит к тому, что основная техника рисунка – черкание. Рисование точек и прямых линий также является сложным ввиду неумения производить точные и согласованные движения.
Вторая сложность – нарушение пространственного восприятия, что становится причиной зеркального изображения предметов, а также размещения их в различных частях рисунка. Как отмечает Я.О. Микфельд: "Сложными выступают задания по расположению фигуры "Слева вверху".
Многие авторы, в том числе Гаврина С.Е., Кутявина И.Л. отмечают, что "трудности ориентировки на листе значительно затрудняют овладение техникой ИЗО-деятельности." В результате предметы или отдельные их части смещаются относительно листа или друг друга. Неразвитость зрительного восприятия приводит к тому, что ребенок не соединяет части предмета между собой.
Отдельную сложность в овладении младшими школьниками с ДЦП ИЗО-деятельностью выступает нарушение цветовосприятия. Дети с трудом отличают оттеночные цвета, могут оперировать только основными насыщенными: красным, синим, желтым, зеленым.
На основании представленного выше обзора особенностей ИЗО-деятельности у детей с ДЦП можно сформулировать коррекционные задачи для изучаемой категории детей в области развития навыков ИЗО-деятельности:
На основании проведенного анализа методической литературы, образовательных программ и статей педагогов-практиков были отобраны несколько направлений, которые целесообразно использовать для решения поставленных коррекционных задач.
Основной задачей в работе с младшими школьниками, имеющими диагноз ДЦП является развитие мелкой моторики рук. Данную работу целесообразно вести по следующим направлениям:
Повышение скоординированности движений является логическим продолжением работы по развитию мелкой моторики рук и должна проводиться по следующим направлениям:
Цветовосприятие выступает важной частью ИЗО-деятельности детей, оказывая влияние на конечный результат работы. Развитие цветовосприятия младших школьников с ДЦП целесообразно вести по следующим направлениям:
Развитие ориентации в пространстве также выступает необходимым навыком в ИЗО-деятельности детей с ДЦП. Здесь наиболее важными направлениями работы выступают следующие:
Для каждой из выделенных задач целесообразно использовать разнообразные техники, позволяющие обеспечить максимальное их решение при работе с младшими школьниками с диагнозом ДЦП.
В таблице представлены основные техники, предлагаемые педагогам для повышения эффективности работы по обучению детей младшего школьного возраста с диагнозом ДЦП ИЗО-деятельности.
Таблица 1. Техники, предлагаемые педагогам для повышения эффективности работы по обучению детей младшего школьного возраста с диагнозом ДЦП ИЗО-деятельности.
№ п/п |
Задача |
Техники работы |
1 |
Развитие мелкой моторики рук |
- Техники рисования руками – рисование ладошкой, рисование пальчиками, рисование на песке; - Техники рисования с использованием материалов – рисование ватными палочками, рисование полусухой кистью, рисование восковыми мелками и акварелью; - Техники печати – пластилином, пробками, пластиковыми бутылками, поролоном, скомканной бумагой, печать листьями; - Рисование с применением различных материалов – рисование пластилином, рисование с использованием сыпучих материалов, рисование цветным песком. |
2 |
Повышение скоординированности движений ребенка |
- Техники пальчиковой гимнастики – работа с массажными мячиками, массажные техники; - Техники пальчиковых игр – игры со стихами, игры без стихов, повторение схем; - Игровые техники – лото, кубики. |
3 |
Развитие ориентации в пространстве (на листе бумаги) |
- Техники пластилинографии – размещение предметов в пространстве; - Игровые техники – пространственные игры; - Техники кляксографии. |
4 |
Улучшение цветовосприятия |
- Техники подбора цвета – подобрать такой же цвет для части предмета, найти такой же по цвету предмет; - Техники смешения красок – рисование на мокрой бумаге, смешение цветов в палитре, получение оттенков наложением одного цвета на другой; - Техники работы с другими материалами – использование пластилинографии, работа с сыпучими материалами; - Техники печати – пластилином, пробками, пластиковыми бутылками, поролоном, скомканной бумагой, печать листьями. |
Применение всех представленных выше образовательных технологий в совокупности позволяет обеспечить целостность восприятия рисунка детьми при проведении занятий по ИЗО-деятельности.