Актуальные вопросы обучения ИЗО-деятельности детей младшего школьного возраста с диагнозом ДЦП

Диагноз детский церебральный паралич (ДЦП) применяется для обозначения группы расстройств, которые возникают "при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями".

У детей с данным диагнозом наблюдаются различные характерные нарушения высших кинетических функций, которые определяют не только тонус мышц, но и развитие произвольных движений.

Как правило, у детей сохраняется правильное восприятие отдельных движений, но отсутствует возможность синтезировать эти движения в единое целое. В связи с этим, основной клинический симптом ДЦП – нарушение двигательных функций, которые связаны с задержкой развития или неправильным развитием статокинетических рефлексов. В результате расстройства проявляются в нарушении слуха, зрения, речи.

Вынужденная обездвиженность и наличие множества сопутствующих синдромов оказывают негативное воздействие на психическое развитие ребенка, что "весьма отрицательно сказывается на его познавательной деятельности в целом". Имеющиеся особенности накладывают отпечаток на все аспекты деятельности, в том числе и на ИЗО-деятельность.

ИЗО-деятельность рассматривается педагогами как "специфическое образное познание действительности", позволяющее максимально раскрыть творческий потенциал детей

Наиболее привлекательной ИЗО-деятельность становится в младшем школьном возрасте. В данном возрасте дети с удовольствием лепят, рисуют, делают аппликации.
Однако у различных категорий детей ИЗО-деятельность имеет свои особенности. В рамках данной статьи рассматриваются особенности ИЗО-деятельности детей младшего школьного возраста с диагнозом ДЦП. Выделим основные особенности ИЗО-деятельности детей с диагнозом ДЦП.

В первую очередь, ограничение функций опорно-двигательного аппарата накладывает отпечаток на непосредственное выполнение работы. Недостаточная развитость мелкой моторики рук приводит к тому, что основная техника рисунка – черкание. Рисование точек и прямых линий также является сложным ввиду неумения производить точные и согласованные движения.

Вторая сложность – нарушение пространственного восприятия, что становится причиной зеркального изображения предметов, а также размещения их в различных частях рисунка. Как отмечает Я.О. Микфельд: "Сложными выступают задания по расположению фигуры "Слева вверху".

Многие авторы, в том числе Гаврина С.Е., Кутявина И.Л. отмечают, что "трудности ориентировки на листе значительно затрудняют овладение техникой ИЗО-деятельности." В результате предметы или отдельные их части смещаются относительно листа или друг друга. Неразвитость зрительного восприятия приводит к тому, что ребенок не соединяет части предмета между собой.

Отдельную сложность в овладении младшими школьниками с ДЦП ИЗО-деятельностью выступает нарушение цветовосприятия. Дети с трудом отличают оттеночные цвета, могут оперировать только основными насыщенными: красным, синим, желтым, зеленым.

На основании представленного выше обзора особенностей ИЗО-деятельности у детей с ДЦП можно сформулировать коррекционные задачи для изучаемой категории детей в области развития навыков ИЗО-деятельности:

  1. Развитие мелкой моторики рук;
  2. Повышение скоординированности движений ребенка;
  3. Развитие ориентации в пространстве (на листе бумаги);
  4. Улучшение цветовосприятия.

На основании проведенного анализа методической литературы, образовательных программ и статей педагогов-практиков были отобраны несколько направлений, которые целесообразно использовать для решения поставленных коррекционных задач.

Основной задачей в работе с младшими школьниками, имеющими диагноз ДЦП является развитие мелкой моторики рук. Данную работу целесообразно вести по следующим направлениям:

  • Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук;
  • Формирование навыков элементарной техники изобразительной деятельности;
  • Оказание помощи в освоении детьми формообразующих движений;
  • Развитие умения действовать согласно словесным инструкциям.

Повышение скоординированности движений является логическим продолжением работы по развитию мелкой моторики рук и должна проводиться по следующим направлениям:

  • Развитие соотнесения действий пальцев и кистей рук;
  • Формирование навыка повторения действий по образцу;
  • Оказание помощи в закреплении основных движений.

Цветовосприятие выступает важной частью ИЗО-деятельности детей, оказывая влияние на конечный результат работы. Развитие цветовосприятия младших школьников с ДЦП целесообразно вести по следующим направлениям:

  • Закрепление знаний об основных цветах;
  • Развитие интереса к работе с цветом;
  • Обогащение цветовых впечатлений ребенка.

Развитие ориентации в пространстве также выступает необходимым навыком в ИЗО-деятельности детей с ДЦП. Здесь наиболее важными направлениями работы выступают следующие:

  • Закрепление основных пространственных понятий (право, лево, верх, низ);
  • Закрепление навыков ориентации на листе бумаги (справа вверху, в середине и т.д.);
  • Расширение спектра используемых языковых средств, обозначающих пространственное расположение предметов (на, под, над, из и т.д.).

Для каждой из выделенных задач целесообразно использовать разнообразные техники, позволяющие обеспечить максимальное их решение при работе с младшими школьниками с диагнозом ДЦП.

В таблице представлены основные техники, предлагаемые педагогам для повышения эффективности работы по обучению детей младшего школьного возраста с диагнозом ДЦП ИЗО-деятельности.

Таблица 1. Техники, предлагаемые педагогам для повышения эффективности работы по обучению детей младшего школьного возраста с диагнозом ДЦП ИЗО-деятельности.

№ п/п

Задача

Техники работы

1

Развитие мелкой моторики рук

- Техники рисования руками – рисование ладошкой, рисование пальчиками, рисование на песке;

- Техники рисования с использованием материалов – рисование ватными палочками, рисование  полусухой кистью, рисование восковыми мелками и акварелью;

- Техники печати – пластилином, пробками, пластиковыми бутылками, поролоном, скомканной бумагой, печать листьями;

- Рисование с применением различных материалов – рисование пластилином, рисование с использованием сыпучих материалов, рисование цветным песком.

2

Повышение скоординированности движений ребенка

- Техники пальчиковой гимнастики – работа с массажными мячиками, массажные техники;

- Техники пальчиковых игр – игры со стихами, игры без стихов, повторение схем;

- Игровые техники – лото, кубики.

3

Развитие ориентации в пространстве (на листе бумаги)

- Техники пластилинографии – размещение предметов в пространстве;

- Игровые техники – пространственные игры;

- Техники кляксографии.

4

Улучшение цветовосприятия

- Техники подбора цвета – подобрать такой же цвет для части предмета, найти такой же по цвету предмет;

- Техники смешения красок – рисование на мокрой бумаге, смешение цветов в палитре, получение оттенков наложением одного цвета на другой;

- Техники работы с другими материалами – использование пластилинографии, работа с сыпучими материалами;

- Техники печати – пластилином, пробками, пластиковыми бутылками, поролоном, скомканной бумагой, печать листьями.

Применение всех представленных выше образовательных технологий в совокупности позволяет обеспечить целостность восприятия рисунка детьми при проведении занятий по ИЗО-деятельности.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом, ИЗО