Развитие познавательных процессов дошкольников с ОВЗ средствами технологии В.В. Воскобовича "Фиолетовый лес"

Не секрет, что лучше адаптируются в новой обстановке, более уверенны в своих силах, быстрее запоминают материал дошкольники с развитым интеллектом.

Но, к сожалению, не все дети развиваются одинаково и в группе всегда находятся, дети с задержкой психического развития и дети с ограниченными возможностями здоровья и тогда возникает ряд вопросов.

Что же делать? Как развить познавательные, речевые и психические процессы отстающих в развитие детей? А самое главное, как же сделать обучающий процесс интересным, привлекательным и не навязчивым?

Среди большого многообразия дидактических и развивающих игр, меня заинтересовала инновационная технология В.В. Воскобовича "Фиолетовый лес". Что же из себя представляет данная технология с необычным названием?

Технология В.В. Воскобовича "Фиолетовый лес" - большая страна, где живут сказочные персонажи: смелый и сообразительный мальчик Гео, мудрый паук Юк, забавные гномы и многие другие

С помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. Увлеченный игровым замыслом, в доступной и занимательной форме дошкольник получает новые сведения и знания, а попадая в проблемную ситуацию, совершенствует свои умения и навыки.

Путешествуя по "Фиолетовому лесу", ребенок может перемещаться в этой среде, тем самым поддерживая свой познавательный интерес, выполняя увлекательные задания жителей Фиолетового леса, эмоционально откликаясь на происходящее.

"Фиолетовый лес" творческая и очень добрая методика. Она максимально комфортна, разнообразна для использования в работе с детьми, доставляет им огромное удовольствие, соответствует требованиям ФГОС.

Обеспечивает реализацию множества образовательных задач по всем образовательным областям программы. Ее можно использовать в свободной совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности детей, в непосредственной образовательной деятельности, а так же в индивидуальной коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Данное пособие, соответствует возрастным особенностям детей, стимулирует игровую, познавательную, коммуникативную, творческую, а так же двигательную (развитие мелкой и крупной моторики) активность.

Данная игровая технология была выбрана для решения представленных коррекционно-развивающих задач, способствующих успешному повышению уровня познавательных способностей дошкольников с нарушениями в развитии.

Для реализации поставленных задач составлен примерный перечень развивающих игр для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми. В группу приобрели наборы развивающих игр В. Воскобовича: "Чудо-Соты", "Чудо-Крестики", "Геоконт", "Прозрачный квадрат", "Квадрат Воскобовича" и др.

Разработали картотеку игр для развития и коррекции познавательных способностей; для связной речи; по формированию мышления; элементарных математических представлений; по развитию мелкой моторики, процессов памяти и восприятия. Игры позволяют ребенку задействовать все психические процессы, учитывая все возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

Примерный перечень игр по технологии В.В. Воскобовича "Фиолетовый лес"

Развитие ориентировки в пространстве

Игра "Найди место"

Возраст детей: от 3 до 7 лет.
Цель: развитие у детей ориентировки относительно предмета. Закрепление в речи пространственных предлогов и наречий: над, под, перед, за, на, впереди, сзади, у, между, около, из-за. Закрепление основных пространственных положений: вверху, внизу, слева, справа, посередине.

Ребенок манипулирует различными персонажами фиолетового леса по инструкции педагога или другого ребенка. По ходу игры осуществляется самоконтроль, контроль другим ребенком и педагогом. В игре могут принимать участие от одного до пяти детей.

Примерные задания:

  • Ежонок ищет свою маму, помоги ему. Она находится слева от большой елочки.
  • Где находится мышонок, если его норка между озером и осинкой?

Вариантов вопросов может быть много, в зависимости от поставленной цели.

Игра "Репка" (по мотивам русской народной сказки)

Возраст детей: от 3 до 7 лет.
Цель: развивать ориентировку в пространстве, понимание и употребление в речи порядковых числительных, пространственных предлогов и наречий: вверху, внизу, посередине, между, рядом, около, слева, справа, впереди, сзади, первое, последнее, за, перед. Детям предлагается расположить на панно героев сказки, проговаривая и задавая им направление.

Развитие зрительного восприятия

Игра "Найди цвет"
Возраст детей: от 3 до 7 лет.
Цель: развивать зрительное восприятие цвета, знание основных цветов спектра, цветоразличение, умение находить заданный цвет в окружающем мире.

В игре могут принимать участие от одного до четырех человек. Педагог просит ребенка найти на панно предметы красного цвета, назвав и показав их.

  • Найти в кабинете предметы такого цвета, каким изображен ежонок.
  • Назвать цвет всех больших животных. Что и кто еще на панно изображен таким же цветом?
  • Найди на панно предметы холодных (теплых) оттенков.

Вопросы могут быть разнообразными.

Игра "Найди такую форму"

Возраст детей: от 3 до 7 лет.
Цель: развивать зрительное восприятие формы, зрительную память, мышление, знание геометрических фигур, умение находить заданную геометрическую форму в окружающем мире.

Игра "Кто где живет"

Возраст детей: от 3 до 7 лет.
Цель: развивать зрительное восприятии величины предметов, Упражнять в употреблении антонимов: и пары больше – меньше, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше, длиннее – короче. Развивать память, мышление, речь, зрительный поиск, закрепление названий животных, насекомых, птиц.

В игре могут принимать участи от одного до четырех человек.

  • Педагог просит ребенка найти на панно предметы круглой формы и т.д.
  • Собрать из листочков красного цвета квадрат и т.д..
  • Выложить из желтых листочков треугольную норку для мышонка, а из синих – для мамы. Одинаковые получились норки? Чем они отличаются? Чем похожи? Вопросы могут быть разнообразными.
Размер:
15.59 Kb
Скачали:
9

Метки к статье: детский сад, обмен опытом, ОВЗ