Всем известно игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
При правильной выборе и организации - игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности, развития познавательной активности, а все это обеспечивает социальную успешность дошкольника.
Поэтому современный педагог должен уметь ориентироваться в современном мире игр и игрушек, сохраняя баланс между интересом и желанием ребенка и пользой для него.
Наши педагоги нашли этот баланс в развивающих играх из технологии Вячеслава Вадимовича Воскобовича "Сказочные лабиринты игры", которые могут быть использованы с раннего возраста до самого выпуска из дошкольного учреждения
Все игры яркие, творческие, добрые и в каждой ребенок погружается в сказку, которую читает взрослый, он, путешествуя по фиолетовому лесу, встречает необычных сказочных героев. Дети слушают сказку и по ходу сюжета отвечают на вопросы, выполняют игровые задания и упражнения, такие игры пробуждают у них любопытство и увлеченность, превращая их в исследователей.
Приведу пример, как в нашем саду сочетают всем известные сюжетно – ролевые игры с развивающими играми и пособиями технологии "Сказочные лабиринты игры" огромный плюс такого сочетания в том, что дети учатся действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает познавательные, интеллектуальные способности детей, повышает умственную активность: мышление, память, внимание, воображение, развивает сенсорные способности восприятия цвета и формы, тренирует мелкую моторику рук, тактильноосязательных анализаторов, создает игровую ситуацию, развивает любознательность, что ведет к формированию познавательного интереса.
Всем известная, самая любимая у многих из нас с детства сюжетно-ролевая игра "магазин". Ребенок – покупатель получает карточку с схематическим изображением товара им может быть конфета, машинка, кукла, платье, кружка, самовар и т.д., чтобы купить товар ребенок должен собрать необходимую вещь при помощи предложенных игр, это могут быть "Чудо крестики", "Геоконт", "Прозрачный квадрат", "Квадрат Воскобовича".
Далее нужно оплатить, идем на кассу, ребенок в роли продавца. Работа продавца кассира не только интересна, но и ответственна, она связана с работой со знаковой информацией: цифрами, таблицами, схемами, а для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, в этом помогают "Математические корзинки", игровой комплекс "Коврограф Ларчик", и мини "Ларчик".
Произвести расчет покупателю в магазине легко и просто при помощи игр "Шнур затейник", "Волшебная восьмерка", "Конструктор букв и цифр" изобразив из отдельных элементов нужную цифру и букву для оплаты. Продолжая тему магазина еще пример в преддверии международного женского дня, ребята побывали на экскурсии в магазине цветов. Узнав о профессии флориста, возникло желание попробовать себя в его роли.
И на помощь приходят развивающие игры "Чудо-цветик" и "Лепестки" из них получились яркие и необычные букеты. Открывая магазин одежды, мы рассказываем про профессии модельера, швеи, закройщика. И при помощи игр "соты" и "крестики ларчик" можно моделировать одежду, подбирать необходимые по цвету ткани из конструктора, составлять разную одежду будь то головные уборы, обувь, верхнюю одежду.
Любимая тема мальчишек "Транспорт" и эта тема легко обыгрывается при помощи развивающих игр Воскобовича. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью и совершенствуют знания правил движения. Мы обогащаем представления воспитанников о разных специальностях: пилоты летают на самолете, капитаны плавают на кораблях, но там и там могут быть механики, радисты и штурманы.
Создать летающее и плавающее судно помогают игры "Нетающие льдинки", "Чудо–крестики, 1,2,3". Смоделировать опытного пилота, механика или радиста можно с использованием игры "Чудо соты". А вот отправиться в далекое путешествие по рекам, морям, и океанам невозможно без чудес и превращений, главными героями которых стали полюбившиеся детям Катан Гусь, матросы Морейкин, Озеркин и Речкин.
Преодолеть все препятствия помогают корабли "Плюх - Плюх", "Брызг-брызг" и "Буль-буль". Капитан Гусь в игровой форме, что значительно упрощает процесс запоминания, знакомит где детей с устройством морского судна, рассказывают, что такое палуба, где расположены нос и корма корабля, для чего служат мачты и паруса.
Любое путешествие не обходится без карты, которая может быть местом обозначения клада, или последовательностью путешествия по материкам, континентам, рекам, морям и т.д. изобразить ее помогают игры "Геоконт", "Игровизор". Такие игры способствует не только развитию познавательного интереса, а всестороннему развитию дошкольника.
Основной и очень сложной задачей для воспитателя можно считать задачу удержать внимание ребенка на протяжении занятия. Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным
Проблемно-практическая ситуация очень эффективная форма, позволяющая удерживать внимание ребенка во время занятия, главное его заинтересовать и мотивировать. Наши педагоги как источник положительной мотивации деятельности детей используют новизну, необычность объектов, тайну, сюрприз, мотив помощи, красоту развивающих игры из технологии "Сказочные лабиринты игры".
Например, нужно помочь или спасти уже знакомого детям персонажа гусеницу Фифу, которую похитил незнакомый им герой ворон Метр, но для этого необходимо разгадать его тайну, дальше несколько вариантов развития сюжета: можно использовать усложнение одной известной ребятам развивающей игры для достижения цели спасения Фифы, а можно переплести одну или две знакомые игры и познакомить с новой, хочется отметить что в этом случае знакомые игры лучше использовать в не усложненном варианте. Такие задания развивают произвольное мышление, волю и умение отстаивать свой путь решения разыгранной проблемы и способствуют формированию познавательного интереса.
Снова вернусь к словам Ушинского Константина Дмитриевича "предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти новым, а отчасти знаком". Для поддержания познавательного интереса очень важно научить детей видеть новое и интересное, уже в хорошо знакомых им играх.
Приведем пример использования Кораблика "Плюх–Плюх" от ясельной до подготовительной к школе группы: в первой группе раннего возраста мы использовали кораблик для развития мелкой моторики рук без сопровождения сказки, но со знакомством с такими героями как Гусь капитан и лягушатами матросами. Во второй группе раннего возраста добавили рассказывание сказки и деление флажков по цветам.
С трех лет знакомили с понятием мачта и направление флажков, с рассказыванием разных историй про команду кораблика. В средней группе добавили счет в пределах десяти с использованием пятимачтового кораблика. Для развития и поддержания интереса у детей, создавали игровые ситуации: например, команде матросов требуется помощь, Гусь капитан Океанкин прислал письмо, лягушонка матроса Озеркина надо научить считать по порядку.
В старшей группе данная игра применялась при решении задач для нахождения части и целого. Используя накопленный опыт, в подготовительной к школе группе, кораблик "Плюх – Плюх" дети использовали для самостоятельного составления задач, новых сказок и историй, игр.
Развивающие игры технологии "Сказочные лабиринты игры" можно использовать в любой из образовательных областей. Даже занятия физической культурой не обходятся без игр Воскобовича: каково же удивление детей, когда, играя в игру "Горячо – холодно" в спортивном зале они находят малыша Гео, с ним они готовы выполнить любое даже новое сложное упражнение, или научить его чему-либо.
Часто используем следы для прохождения дорожки, а вот обыграть можно по-разному: спасаем героя, идем в гости к какому-либо персонажу технологии, или это путь телепортации из садика в фиолетовый лес. Для педагога поддерживать внимание и интерес дает все та же возможность придумывания заданий и сюжета каждый раз новых или усложнения знакомых, или составления их совместно с детьми, или возможность — это сделать детям самостоятельно.
В данной технологии есть несколько видов конструкторов, такие задания, как найди иной способ построения заданной фигуры, собери опираясь на изображение на карточке, где нет разграничений - ведет к формированию стойкого познавательного интереса. Но далеко не каждая тема, занятие или даже задание интересно детям и, тогда как источник познавательного интереса выступает разнообразная, самостоятельная, познавательная деятельность ребенка.
В свободном пользовании детей находятся все игры Воскобовича, так как возможности и способности у всех разные, мы распечатали отдельные карточки с разными уровнями сложности – это дает возможность всем справляться с заданиями помогает поверить в себя, в свои способности.
Анализируя наш педагогический опыт, на основании наблюдений за детьми можно прийти к выводу, что при использовании технологий В. В. Воскобовича у детей более явно развиты: воображение, память, мышление, смекалка, они свободно рассуждают, доказывают правильность решения, самостоятельно ищут новые, отличные от стандартов, решения задач. Поэтому, экспериментируйте, заинтересовывайте, удивляйте, делайте успешными своих детей.