Часто слышны вопросы: нужно ли рассказывать детям о космосе? Не рано ли? С чего начинать?
Их задают взрослые, разглядывая детские книги о космосе – красочные атласы и энциклопедии...
Они, зная, что астрономия – сложная наука, часто считают, что знакомить ребенка с тайнами космоса еще рано. "Все равно ничего пока не поймет", - говорят они. Конечно, не поймет, если не перевести астрономию на понятный ребенку язык.
Игры по теме "Космос" прекрасный способ познакомить ребенка с научными открытиями, необозримым миром вселенной. Игровая форма позволяет малышам обучаться с интересом и без усталости
Играя, они погружаются в организованную педагогами ситуацию: превращаются в космонавтов, путешествуют в космическом пространстве на летающих объектах, выручают пришельцев из беды, узнают интересные факты.
При этом развивается творческое воображение. Игровая форма помогает сконцентрировать внимание малышей, увлечь их активными действиями и дать новую полезную информацию. Начиная с 4-5 лет детям можно дать первоначальные представления о космосе, сведения о планетах Солнечной системы. познакомить с историей возникновения праздника День космонавтики.
С помощью игры педагоги с детьми среднего дошкольного возраста могут закрепить знания воспитанников по темам:
Игровая деятельность помогает активизировать словарь детей словами: космос, планета, космонавт, комета. В какие же игры можно играть с детьми 4-5 лет по теме "Космос"?
"Найди лишнее", "Найди недостающую ракету", "Добавь словечко", "Куда летят ракеты", "Собери космический корабль", "Собери картинку", "Найди такую же звезду", "Звездное небо", "Найди пару", "Угадай планету". "Мы ракету собираем…", "Соедини точки", "Дорисуй", "Ракета из геометрических фигур", "Что лишнее?", "Запусти ракету в космос", "Рисовалки-обводилки", "Игры-ходилки", "Посчитай вместе с Белкой и Стрелкой звезды", "Космическое лото".
"Космонавты", "Путешествие на Луну", "Работа на космодроме", "Больница для космонавтов", "Космическая столовая".
В ходе игровой деятельности решаются следующие задачи: дать детям знания о работе космонавта, о полетах в космос; активизировать речь детей; формировать умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных одной сюжетной линией; воспитывать любознательность, желание быть похожим на космонавтов.
"Кто больше соберет звезд"
Воспитатель разбрасывает разноцветные звездочки, а дети их собирают в разные корзины, сортируя по цвету.
"Ждут нас быстрые ракеты"
Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.
"Невесомость"
Дети свободно располагаются в зале, делают "ласточку" и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
"Солнышко и дождик"
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: "Солнышко" дети ходят и бегают по всей площадке. После слов "Дождик. Скорей домой!" дети на свои места.
"Космонавты"
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука "У".
- Запускаем мы ракету "У-У-У! ": Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы "Р – р – р": движение по кругу друг за другом
- Загудели: "У-у-у! ": Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели – руки вперед, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
"Гонки на луноходах"
Двум нужно оседлать гимнастическую палку – "луноход" и "проехать", удерживая ее между ногами до поворотной отметки и обратно. Побеждает самый быстрый дуэт.
"Собери метеориты"
По сигналу ведущего дети собирают мячи в обручи, которые лежат на полу – ловушки для метеоритов. Одна команда собирает мячи в синий обруч, другая - в красный. В каком обруче больше мячей – "метеоритов", та команда и выиграла.
"Космические спасатели или собери космический мусор"
Цель: развивать ловкость.
У детей в руках пустые ведерки разного цвета, а на полу небольшие мячи (кубики)такого же цвета, как и ведерки. По сигналу воспитателя дети собирают мячи (кубики) в свое ведерко в соответствии с его цветом.
Усложнение:
"Выход в космос"
Цель: воспитывать навыки взаимопомощи и взаимовыручки в игре.
Дети выстраиваются в 2-е колонны. Это 2 экипажа. Перед каждым экипажем тоннель. По команде участники команд друг за другом пролезают через тоннель, оббегают его и возвращаются к своим командам, встают в конец колонны.
"Звездные ловишки"
Цель: Учить бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга.
Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится посередине площадки, в руках у него объемная звездочка. По сигналу: "Раз, два, три - лови!" - все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его звездочкой (запятнать).
Тот, кого ловишка коснулся звездочкой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3-4 ребенка, то выбирается новый ловишка.