Steam-технология: новые типы образовательных ситуаций

Цифровой социум, представляющий определенные вызовы для российской системы образования, императивно и априорно требует умения жить в постоянно меняющихся условиях: овладевать появляющимися вновь профессиями, использовать новейшие технологии, постоянно пополнять и расширять спектр разнохарактерных знаний.

Обозначенные факторы свидетельствуют о необходимости аудита существующих образовательных программ дошкольного образования.

Ответом на вызовы современности может служить использование STEM-технологии в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста, которая раскрывает индивидуальность и персональный баланс личности; развивает креативность субъекта образования, готовит человека к жизни в новых условиях.

Что же такое SТЕМ образование в ДОУ?

SТЕМ-технология - это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, трудовое обучение

Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

Ведущая составляющая SТЕМ–обучения - это экспериментально-инженерная деятельность. "Экспериментирование" в STEM обучении понимается как особый способ практического освоения действительности, и направлен на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою скрытую сущность, которая не видна в обычных жизненных ситуациях.

Технология SТЕМ–обученияТехнология SТЕМ–обучения

Экспериментирование в STEM обучении неразрывно связано с исследовательской деятельностью, и является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Исследовательская деятельность всегда интересна детям. Все, что ребенок сам видит, слышит и делает, усваивается им быстро и надолго. Детей привлекает сам процесс, возможность осуществить действия самостоятельно, реализовать свои замыслы, сделать выводы и воплотить полученные знания на практике.

В настоящее время все чаще встречается аббревиатура STEАM. Отличие STEАM от STEM всего в одной букве А-Art (искусство). Под искусством могут пониматься совершенно разные направления – живопись, архитектура, скульптура, музыка и поэзия. О необходимости сочетания науки и искусства писали еще китайские математики-просветители XI в. Почти все изобретатели и ученые были также музыкантами, художниками, писателями или поэтами.

Например, Галилей - был поэтом и литературным критиком, Эйнштейн - играл на скрипке, Морзе - художником-портретистом. Добавление искусства позволяет расширить контингент обучающихся , вовлеченных в проект. Таким образом, ребята, не обладающие ярко выраженными способностями в проектировании и математике, могут помочь группе при эстетической реализации проекта.

Многие могут сказать, что все новое – это хорошо забытое старое. Да, конечно, STEAM похоже на методики, которые использовались и ранее. Можно сказать, что философия STEAM-образования основана на старых добрых подходах обучения детей профессиям на уроках труда, разве что инструменты изменились и способы обучения соответственно. Подкрепление технических дисциплин гуманитарными представляет собой более полноценное самодостаточное явление, включающее в себя art-дисциплины.

Все это делает образовательный процесс более разнообразным, насыщенным, способствует наилучшему творческому восприятию и освоению навыков художественно-технического проектирования. На практике дети находят различные альтернативные варианты решения поставленных задач. Комплексный подход формирует поколение креативных мыслителей, адаптированных к условиям нашей современности.

Автор учебно-методического пособия "Детская универсальная STEAM-лаборатория", руководитель Центра развития STEAM-образования Екатерина Александровна Беляк, предлагает использовать в работе с дошкольниками STEAM-проекты.

Апробацию проекта"Балансирующий робот" проводили в свободной деятельности. Раздали детям готовые макеты роботов. Если дети умеют вырезать, достаточно распечатать макеты и наклеить на картон - дети могут самостоятельно. Это будут наши экспериментальные модели для проведения исследования. Далее предложили детям раскрасить своих роботов. Можно задать конкретную тему (морскую, летнюю, космическую или любую другую), а можно дать выбрать вариант раскраски самим детям.

Раздали детям пластилин и монетки - по 2 на каждого, это - наши инструменты для исследования. На изнаночной стороне робота прикрепили пластилином к ладошкам по одинаковой монетке. Можно использовать скотч, но пластилин желательнее - он дает детям возможность исследовать равновесие, перемещая монетки в разные места на роботе. Проводим исследования: изучаем баланс и центр тяжести.

  • Показали детям балансирующего робота в действии на пальце воспитателя, но не объясняли, как это сделать.
  • Предложили каждому самостоятельно попробовать выставить робота на пальце. Задавая при этом вопросы: На какую часть нужно ставить робота, что бы он качался, но не падал? (На голову) Устоит ли робот на пальце, если его поставить не на голову, а на плечо? (Нет)
  • Предложили ребятам попробовать прикрепить монетки в разные части робота, чтобы попытаться заставить робота балансировать на пальцах и обсудили, что происходит при перемещении монеток.

Автор проекта предлагает такое простое для детей объяснение, что все дело в волшебной точке, которая есть у каждого предмета — это точка называется центр тяжести! Центром тяжести каждого тела является некоторая, расположенная внутри него определенная точка – такая, что если за нее мысленно подвесить предмет, то оно остается в покое и сохраняет первоначальное положение.

Был сделан вывод, что уравновешенные игрушки есть, а не падают они от того, что мы их ставим на их центр тяжести. То есть равновесие предмета зависит от расположения его центра тяжести! Такие сложные физические процессы доводятся до детей с помощью подручных средств и на доступном уровне! Простой в изготовлении робот-балансир - наглядный материал для объяснения понятий "центр тяжести" и "баланс". Можно провести с детьми в совместной деятельности и самостоятельно опытным путем найти точки для расположения "утяжелителей", чтобы игрушка сохраняла равновесие.

Данный проект очень прост в его реализации, т.к. в игровой форме дети учатся определять в знакомых предметах новые и неизвестные для себя свойства, сравнивать, анализировать, обобщать, планировать свою деятельность, обсудить ее ход и вместе идти к результату. Это помогает им приобретать необходимые навыки совместных действий, где дети помогают и поддерживают друг друга. Реализация STEAM-проектов это увлекательный процесс, который может стать мотивационным стержнем до окончания образования и получения любимой специальности: инженера, программиста, конструктора, ученого.

Таким образом,

STEАM - образование – это инновационная образовательная программа, которая позволяет подготовить детей с самого раннего возраста к технически развитому современному миру: научиться быстро ориентироваться в огромном потоке информации и эффективно реализовывать полученные знания на практике

STEАM технологии способствуют развитию любознательности, помогают выработать инженерные навыки, позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде, содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий и конечно же способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.

Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом