Интеллектуальный марафон для детей старшего дошкольного возраста "Дружные валенки"

Цель: систематизировать представления детей о валенках.

Задачи:

  • Уточнить представления детей о назначении валенок, обычаях, связанных с ними.
  • Развивать коммуникативные навыки дошкольников, стимулировать их участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
  • Обогащать игровой опыт детей, воспитывать целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.
  • Развивать зрительное восприятие формы и цвета, воображение, память.

Предварительная работа:

  • виртуальная экскурсия "Новоспасские валенки";
  • показ видеоматериалов на тему: "Фестиваль валенок";
  • беседы на тему: "Откуда появились валенки", "Как делают валенки";
  • чтение сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок о валенках;
  • рассматривание иллюстраций, картинок по теме "Валенки";
  • продуктивная деятельность детей: рисование, аппликация валенок.

Оборудование: столы, стулья, карточки "Процесс изготовления валенок", пара валенок, валенки маленькие, шаблоны валенка, камешки цветные, карточки с ребусами.

Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникативные, технология сотрудничества, технология "Ситуация", здоровьесберегающие; словесные, наглядные, практические.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: доброе утро! Ребята, я предлагаю вам поздороваться необычным способом – ладошкой. Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу "Здравствуйте!" (Слышится шум, появляются два Валенка (мальчик и девочка)

Валенок (мальчик): Я правый валенок, поэтому всегда прав!
Валенок (девочка): Меня раньше изготовили! Я старше, я красивее, я умнее, опытнее и все на свете знаю!
Валенок (мальчик): Ну, уж нет! Это я умнее!

Воспитатель: Что случилось?
Валенок (девочка): Опять поссорились…
Воспитатель: Почему? в чем причина вашей ссоры?

Валенок (мальчик): Мы никак не можем определить, кто из нас самый главный, самый важный.
Воспитатель (обращается к детям): как вы думаете, можем ли мы помочь валенкам помириться? Как это сделать? (ответы детей)
- Я предлагаю вам остаться, и вместе с нами выяснить кто из вас важнее. А для этого мы все вместе будем выполнять задания.

Задание 1. Блицопрос "Чудесные валенки"

  1. Традиционная русская зимняя обувь Деда Мороза? (валенки)
  2. Почему валенок так назвали? (от слова "валять" шерсть - валенок)
  3. Валенки шьют, катают или вяжут? (катают)
  4. Из шерсти какого животного чаще всего делают валенки? (из шерсти овцы)
  5. Как по-другому называют валенки? (пимы, волнушечки, катанки, чесанки)
  6. Какую пользу приносят валенки? (согревают, лечат)
  7. Как можно использовать дырявые, непригодные для носки валенки? (сделать стельки для зимней обуви)
  8. Почему валенки бывают разного цвета: белые, серые, черные, от чего это зависит? (от цвета шерсти)

Задание 2. Изготовление валенок

На доске расположены карточки с изображением процесса изготовления валенок.
Воспитатель: Для того, чтобы узнать как изготавливают валенки, нужно разложить карточки по порядку. (Дети выполняют задание и рассказывают о процессе изготовления валенок)

Задание 3. В одном валенке

Воспитатель: Дети, а сколько валенок мы надеваем одновременно? (два валенка)
- Почему мы надеваем два валенка? (потому что у нас две ноги)

- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание: в одном валенке добежать до стойки и вернуться обратно. (Дети, одевая на одну ногу валенок, обегают стойку и передают валенок следующему)
Воспитатель: Молодцы! Удобно ли бегать в одном валенке? (ответы детей)

Задание 4. "Найди пару"

Воспитатель: Ребята, взгляните, валенок. Что же в нем находится? (предлагает ребенку проверить, что лежит в валенке)
- Ой, еще валенки! Доставайте по валенку. Посмотрите внимательно, они одинаковые или разные?

- Вы будете ходить в любом направлении, не сталкиваясь друг с другом, а на слова "Скорей парой делайтесь", должны отыскать пару вашему валеночку и встать вместе по кругу. Будьте внимательны, валенки могут быть одинакового цвета, однако иметь различные рисунки!

Как мы по лесу ходили,
Себе пару выбирали.
Эй, дети, не ленитесь –
Скорей парой становитесь! (Дети встают парами, проверяют точность подбора)

Задание 5. Ребусы

Воспитатель: Следующее задание мы будем выполнять парой. Каждая пара получает карточку с загадкой. Вместе думаете и даете ответ. (Дети выполняют задание)

РебусыРебусы

- Молодцы, все справились с заданием. Вместе и задания выполняются быстрее.

Задание 6. "Украшение валенка"

Воспитатель:
Любят русские зимою
В стужу валенки носить,
Мы из валеночек сможем
Чудо - сказку сотворить!

Воспитатель: Что вы видите на столе? (камешки, валенки)
- Возьмите камешек в руку и закройте глазки. Скажите, какой он, теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шероховатый?
- Открываем глазки. Правильно вы сказали, все камешки разные.

- Сегодня мы будем украшать валенки необычным способом – камешками. Вам нужно придумать узор и украсить валенки, так, чтобы один валенок был похож на другой, как у настоящих мастеров. (Звучит спокойная музыка. Дети украшают валенки)
- Посмотрите, какие красивые, сказочные валенки у вас получились. Вы сегодня были настоящими модельерами.

Итог занятия

Воспитатель: Молодцы! Вы выполнили все задания. Дети, что больше всего понравилось? Какие задания были самыми трудными?
- Как вы думаете, какой валенок самый умный, самый быстрый?

Воспитатель (обращается к Валенкам): каждый из вас важный и нужный. Вы пара валенок. Лучше не спорить, жить мирно. Тогда и жить станет веселее, с трудностями справляться будет легко.

- Ребята, вы сегодня постарались, выполнили все задания и заслужили награду.
- Смотрите, сколько здесь всего – конфеты, медали – за старательность, за внимательность, за логику. Но самое главное – мы смогли помирить правый и левый валенок.

Ведущий раздает детям медали, они их надевают. Воспитатель на свою ладонь приглашает положить ладони детей, каждый следующий участник кладет свою ладонь на ладонь предыдущего. Когда ладони участников собраны, хором говорят "До свидания!"

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!