Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Программные задачи:
Форма работы с детьми: ознакомительная экскурсия.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социализация.
Оборудование и материалы: русские народные костюмы для детей, мини-музей в "чемодане", деревянные ложки и ленточка для игры.
Организационный момент
Минутка вхождения в день:
Утром Солнышко встает,
Всех на улицу зовет
Выхожу из дома я:
"Здравствуй, улица моя!"
Отвечаю Солнцу я,
Отвечаю Травам я,
Отвечаю Ветру я,
Здравствуй, Родина моя! (дети садятся на стульчики)
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Хотите? (да!)
- Путешествие будет необычное. Мы с вами будем путешествовать, не выходя из детского сада. Такое путешествие называется виртуальное. Как вы думаете, куда мы отправимся?
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать, если правильно отгадаете, то обязательно догадаетесь о цели нашего путешествия.
Стоит жилище - деревянные бочища
Внутри печь да дрова это русская... (изба)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы отправимся в прошлое. В те времена, когда наши прабабушки и прадедушки были маленькими, примерно, такими как вы сейчас.
Раз-два-три,
Сказка двери отвори.
Содержательный этап
Воспитатель обращает внимание детей на макет русской избы.
Воспитатель: Это деревенская изба. Так, много лет назад жили наши предки, т.е. наши с вами прадедушки и прабабушки. Давайте рассмотрим все эти предметы и узнаем, как они назывались и для чего предназначались.
- В избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка. "Без печки изба - не изба". Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.
- Ребята, а еще, для чего нужна была печка?
Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.
Воспитатель: Печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило тепло, в нем готовили русские блюда. (щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины)
- Каша, блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.
- В нижней части печки оставалось свободное пространство - подпечье . Его использовали для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка и др. (показывает утварь)
- Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит, одеяло. Дети, как вы думаете, для чего служило это место?
Дети: Для отдыха и сна людей.
Воспитатель: Правильно, на печке спали. Там было очень тепло, на печи также изгоняли хворь (простудные заболевания), сушили одежду (валенки, носки и чулки).
- Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка - деревенская кормилица.
- Ребята, обратите внимание на посуду. Вы видите среди всей посуды кастрюли? (нет)
- А в чем же готовили каши и щи?
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит … (чугунок)
Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился. Чтобы не обжечься, чугунок в печь убирали ухватом.
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит - отдает,
А сам в угол идет. (Воспитатель показывает ухват)
Воспитатель: Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. (показывает люльку)
- Тарелки, крынки для молока, горшки были сделаны из глины.
- Ребята, посмотрите и назовите, какие предметы посуды вам знакомы? (ложки)
- Правильно. Раньше вилок не было, поэтому ели только деревянными ложками. "Всех кормлю с охотою, а сама безротая". (ложка)
- В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили "Запасливый гость без ложки не ходит".
- Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.
Физкультминутка
Игра на ложках под русскую народную музыку.
Воспитатель: Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и спал. Вся мебель была сделана из дерева.
- Место напротив дверей – красный (красивый) угол, где висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Это святое место в избе – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют "святым". Красный угол означает "красивый", "светлый".
- Под иконами стояли лавки, обеденный стол, а на столе стоял
Выпуская жаркий пар
Древний чайник... (Самовар)
- Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! Гостей привечали тоже здесь. Гость на порог - хозяину радость.
- Ребята, а как вы считаете, где хранились вещи, ведь шкафов и комодов не было?
Воспитатель: Их заменял сундук, в нем хранили вещи. Вот в углу сундук стоит – много он добра хранит. (показывает сундук)
- Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, лапти плели, вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца, некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы. (показывает половицы)
- Но и поиграть русский народ тоже любил. Давайте встанем в круг и поиграем.
Русская народная игра с лентой "Вышел Ваня погулять"
Вышел Ваня погулять
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать,
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись!
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель задает вопросы:
Последующая работа
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия. Но разговор о жизни на Руси и русских традициях будет продолжен.