Сценарий фольклорного праздника посвященного Русской печке

Цель:

  • приобщение детей к народным традициям и культуре, знакомство с обрядами русской старины, с предметами русского быта, с русской печью;
  • воспитание интереса к жизни старшего поколения.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Предварительная работа:

  • чтение детям русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним;
  • беседы о старине, русских обычаях и праздниках;
  • посещение музея "Быт и нравы Подольского уезда";
  • разучивание русских народных игр, загадывание загадок, слушание русских народных песен.

Праздник проходит в зале, часть которого представлена, как музей русской старины. Как и в каждой русской избе, на полу лежат домотканые дорожки. Стол накрыт старинной скатертью. На столе – самовар с сушками, деревянная посуда. Справа стоит русская печь. На печке - горшки, чугунки, сковороды. Рядом с печкой – ухват, вязанка березовых дров.

Под русскую народную мелодию дети, одетые в русские костюмы, проходят в зал. Их встречают хозяйки (ведущие) караваем хлеба с солью на белом рушнике.

Ведущий 1:
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.

- Дорогие гости, проходите, рассаживайтесь поудобнее. Вот так хлебом-солью встречали раньше гостей, жениха и невесту, желая всем благополучия и добра.
- О чем же мы поведаем сегодня нашим гостям?

Ведущий 2: Как о чем?
- Сегодня речь пойдет о русской старине, о том, как жили - не тужили наши прадеды. О том, какие традиции и обычаи были на Руси. Чтобы старые традиции не ушли безвозвратно, их надо знать и беречь. Хорошо, что теперь 19 мая вспоминают добрым словом… А, впрочем, отгадайте-ка загадку!

Дрова кушает, зубов не имеет
Теплом своим весь дом греет! (печка)

- Да, ребятки, отгадали. 19 мая – День русской печки!
- По этому поводу и праздник сегодня!

Русская печьРусская печь

(Ведущие рассказывают о печке)

Ведущий 1: Когда-то в старой русской избе была всего лишь одна комната. И почти половину ее занимала русская печка. Она-то и была главная в доме!

Печь - не мебель из салона,
Вроде шкафа и скамьи.
Печь - предмет одушевленный,
Равноправный член семьи.

Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про нее в народе говорили: "Печка кормит, печка греет, печка – мать родная". Потому, что печь на самом деле и кормила, и грела в суровые русские морозы, и даже лечила.

А детей купали в печке – настоящую баню устраивали. Настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой, лезут в печку наперегонки детишки. Каждому охота поплескаться в пенном пару да потереть спинку липовой мочалкой.

Печь так же играла роль домашней метеостанции. По ее поведению предсказывали погоду. Если сильная тяга в печи, то на мороз, а если слабая – на сырую погоду; красный огонь и дрова трещат – к морозу, а вот огонь белый и дрова в печи горят без треска – скоро наступит оттепель.

Ведущий 2: На печи сушили ягоды, грибы, травки разные, мокрую одежду. На лежанке (показать) спали старики и дети.
- А чем топили печку? Кто знает?
- Правильно, печку топили дровами. Лучшими считались ольховые да березовые: они хорошо горели и давали много тепла. Можно было печь протопить и соломой, и даже камышами из пруда.

- Обычно печь начинали топить с середины осени и до середины весны. Летом тоже иногда дом протапливали, чтобы было меньше сырости, а заодно, проверяли исправность печи.

- Клал печку печник, и был он самым уважаемым на селе человеком потому, что печь сложить - дело не простое. Надо много знать и уметь. Неправильно сложенная печь дымила и не удерживала тепло, в ней пригорала пища.

Ведущий 1: А в подпечье или в запечье (показать) жил покровитель дома - Домовой. Под шесток или запечье хозяйки ставили угощенье для домового и приговаривали: "Прими гостинчик, да будь с нами поласковее, хозяин запечный". Давайте и мы с вами поставим гостинчик для Домового. Вдруг он захочет прийти к нам на праздник? (Ставит угощение для домового)

- На Руси ведется так: если новый дом построили, то обязательно в башмаке "переносят" Домового из старого дома в новый и "сажают" его под печку, чтобы охранял тепло домашнего очага, мир и счастье в доме.

- Давайте проверим наше угощение. Приходил ли Домовой?
- Ребята, да вот он к нам и пожаловал! (показать Домового)
- Он хочет побыть с нами на празднике.
- Ну что ж, побудь с нами, посиди и послушай. А мы продолжим рассказ.

Ведущий 2: Русская печка – деревенская кормилица. Вставала поутру хозяйка, да первым делом начинала растапливать печку. Дровишки поправляла кочергой. (показать кочергу и дрова)

- Ставит хозяйка в печку три больших чугуна (показать). Первый - для щей, второй – для каши, а третий – для всех остальных надобностей. Чугунки ставили в печь при помощи ухвата (показать). Закрывали заслонку (показать). В хозяйстве применялись глиняные и чугунные сковороды (показать). Ели деревянными ложками (показать).

- Весь день печь пыхтит – старается. Хлеб печет для всей семьи, сдобные калачи – для малых детушек. Печь избу согревает и освещает.

Ведущий 1:
Хлебосольная, большая,
Словно русская душа,
Печка теплая, родная,
До чего ж ты хороша! (погладить печку)

- А сколько в старину у русской печки велось бесед? Сколько сказок было рассказано около печи долгими, зимними вечерами?
- Прижмутся дети к теплой печке, сказки слушают. Ох, хорошо!
- Домовой тоже очень любит слушать сказки!

- Наш домовой мне сейчас на ушко свою просьбу сказал: он хочет проверить, знаете ли вы, в каких русских народных сказках упоминается русская печка? (Дети отвечают: "Гуси лебеди", "Три медведя", "Царевна – лягушка", "Маша и медведь", "Колобок", "Каша из топора", "Терешечка")
- Молодцы, ребята! Домовой вас похвалил!

- А теперь он хочет с вами поиграть. Он мне сказал, что в чугунке для вас есть задание. Давайте проверим.
- Ой! А в чугунке-то и правда что-то есть. Какие-то картинки…
- Что же нужно ребятам сделать, Домовой? (шепчет на ушко)
- Ну, вот теперь все понятно!

Игра "Собери разрезные картинки!"

(Дети делятся на 3 команды по цвету стикеров на одежде. Складывают 3 картинки. К каждой картинке есть свои загадки от Домового)
- Ай-да молодцы! Справились с заданиями!

Теперь Домовой от нас уходит в свое запечье. Не очень он любит шум и суету. Давайте помашем ему рукой и скажем: "До свидания!"

Ведущий 2: А без чего, ребятушки, не обходится не один праздник на Руси?
Дети: Без русской народной игры.
- Верно! Недаром говорится: русская игра дух бодрит! Поиграем?

Игра "Плетень"

(под музыку игру проводит музыкальный руководитель)
После игры дети садятся на стульчики.
Появляется Емеля на печи. (потягивается и зевает)

Емеля: Шумно как! Разбудили меня!
Ведущий 1: Емеля проснулся ни поздно, и не рано, а как раз вовремя!
- Емеля, идем с нами играть, печь прославлять!

Емеля: А мне неохота!
Ведущий 2: Ну, идем, это же так весело, так интересно…
Емеля: Да мне лень, дрема одолела. (зевает, потягивается)

Ведущий 1: Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив! (Емеля зевает, и спать укладывается)
- Емеля! Емеля! (ведущий толкает Емелю, старается его поднять)
Емеля: Ну чего вам?
Ведущий 1: Емеля, хочешь, есть калачи?

Емеля (облизывается): Калачи? Не мешало бы подкрепиться.
- Давай сюда калачи, проголодался я…
Ведущий 2: Хочешь, есть калачи – не сиди на печи!

Емеля: А что делать?
Ведущий 2: Чтоб испечь калачи, надо встать пораньше, замесить тесто, приготовить начинку, да растопить печь.
Емеля: Все это я знаю, но мне не охота!

Ведущий 2: Емеля, ведь так всю жизнь проспать можно! А ты знаешь, как весело раньше праздники проводили? Ни один праздник не обходился без частушек!
И везде гармонь играла,
Балалайка подпевала,
Небылицы всем рассказывала!

Проведение праздникаПроведение праздника

Емеля: А я тоже праздники люблю. И песни, и небылицы. Вот сейчас спою, слушайте:
На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.

Рано утром вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.

Черти вилами поели
Из баранины уху.
Не пора ли нам, ребята,
Ох, закончить чепуху! (Кланяется)

Ведущий 1: Рассмешил ты нас, Емеля! Весело с тобой!
- Сегодня, пока ты спал, мы много нового и интересного узнали про жизнь русского народа, про матушку-русскую печку. Ребята тебе потом обязательно расскажут то, что запомнили.

- Мы говорили о том, что печку делал печник. Только он один знал, как выложить печку правильно, чтобы она не дымила, грела и чтобы в ней не пригорала пища.
- Давайте сейчас попробуем стать печниками и тоже сделаем печку. Только делать мы будем не из кирпича, а из бумаги. Сделаем макет русской печки.

Мастер-класс

(Делить на команды, с каждой командой работает 1 взрослый; не забыть одеть фартуки, постелить на столы клеенки, приготовить шаблоны, клей)
Звучит песня про печку (муз. А. Крюкова, поет С. Малышева)

Ведущий 2: Замечательные печки у вас получились: белые чистые, как у самой аккуратной хозяйки! Молодцы!
Печники клали печки, а другие мастера делали эти печи красивыми, украшали по-своему. Вот и вы, ребята, когда вернетесь с праздника, сможете украсить макеты печей русскими узорами. Воспитатели вам в этом обязательно помогут. (Снять фартуки, сесть на стульчики)

Ведущий 2: Емелюшка, попроси пожалуйста нашу печь испечь для нас вкусные сушки!
Мы хотим пригласить ребят попить чаю из самовара, как в старые добрые времена.

Емеля (в сторону):
По щучьему велению,
По моему хотению
Испеки, печка, сушки румяные!

Емеля (обращается к хозяйке):
- Загляни-ка, хозяюшка в печку!
Ведущий 2: Ах, чудеса–то какие!
Наша печка испекла сушки!

Емеля: Только я вам их сразу не отдам. Расскажите мне пожалуйста все самое интересное, что вы сегодня узнали. Поделитесь со мною знаниями. Ведь я же все проспал!
- Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечайте. Договорились?
- Что главное на Руси было в русской избе? (печь)

- Как в старину называли русскую печь? (печь – мать-кормилица)
- А почему ее так называли? (в ней пекли, варили, парили)
- А какая польза была от печи? (готовили пищу, освещала избу, согревала, в ней купали детей)

- Чем топили русскую печь? (дровами)
- Какое дерево использовали для топки печи? (березу)
- Почему березу? (дольше горела и больше тепла давала)

Ведущий 2: Емеля, не смотря на свою многовековую историю, русская печь успешно дожила до наших дней. До сих пор она используется жителями нашей страны. Но, конечно, уже не так как раньше. У нас в России есть целый Музей Русской Печи (музей "Этномир"), где построена самая большая (высота 11 м, периметр 6х9 м) Русская печка, которая занесена в книгу рекордов Гиннеса.

Емеля отдает ребятам сушки.
Ведущий 1: Приглашаем тебя Емелюшка и вас, ребята, на чаепитие! (Можно рассказать во время чаепития)
- В старину, когда садились за стол, говорили: "Все, что есть в печи, все на стол мечи!" Семья собиралась за столом, где у каждого было свое место. Хозяин дома садился первым во главе стола, за ним все остальные. На стол клали хлеб, ложки и ставили одну большую миску с едой. А правила поведения за столом были строгие: нельзя было громко разговаривать во время еды, скрести ложкой посуду. За баловство во время еды можно было заработать по лбу деревянной ложкой. Вот такие были правила!

- Ну, а теперь мы желаем всем нашим гостям приятного аппетита! Угощайтесь на здоровье! (Звучит русская народная музыка)
Емеля: Вот и кончилось веселье
Всем домой спешить пора!
Пришло время расставанья
До свидания, друзья!

Ведущий 2: Будьте счастливы, здоровы!
А по сердцу вам придется,
Огонечек вновь зажжется.
В наш уютный уголок
Заходите на часок! (Обе хозяйки кланяются)

- До свидания!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!