Развитие субъектности дошкольников на примере занятия в форме сказки

На примере сказочного занятия "В гостях у курочки", показаны возможности решения не только образовательных, но и этических задач, развития эмоционального интеллекта, восхождение к ценностям и социокультурным образцам общества, формирование таких качеств, как доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь, а в совокупности – развитие активной, субъектной позиции ребенка в самом раннем возрасте.

При этом сохраняется его ведущая деятельность, так как занятие имеет структуру квеста, игры, погружает ребенка в сказку, в которой он сам – герой происходящих событий.

Занятие рассчитано на возраст 2-3 года. Количество детей до 12 человек.

Предварительная работа: "путешествие" в деревню, изучение домашних животных, знакомство с ролью взрослого в уходе за домашними животными, чтение сказки "Бобовое зернышко".

Задачи:

  • закрепить знания детей о курице, цыплятах, уточнить, как "разговаривают" эти птицы, чем питаются, как называют их детенышей;
  • воспитывать доброе и чуткое отношение к живым существам, желание проявлять о них заботу;
  • развитие элементарных математических представлений (большой, маленький, высокий, низкий, форма круг, счет в пределах 4, закрепление понятий столько же, столько сколько);
  • закрепление знаний цветов.

Словарь новых слов: кудахтать, курятник, гребешок, бородка, гнездо.

Оборудование и материалы: звуки птичьего двора, рукавичка бабушка и дедушка, игрушки: 1 курочка большая реалистичная, маленькие курочки, гнездышки - чашечки цветные, яйца цветные по количеству детей, звукозапись "Здравствуйте, ладошки", "море", "лес", "крики домашних птиц", голоса птенцов домашних птиц, деревяшки для курятника.

Ход НОД

Педагог: Жили-были дед да баба и была у них
Та, кто кудахчет по утрам
Несет яйцо в подарок нам.
- Кто это?

Дети: Курица.
Педагог: Как догадались?
Дети: Она кудахчет и яйца несет.
Педагог: Как это – кудахтать? Какие еще звуки издает курочка? (дети издают звуки: ко-ко-ко)

- Поехали как-то раз дед с бабой на базар за продуктами, а курочку и все ее семейство оставили на хозяйстве. А бабушка мне позвонила и попросила приглядеть за курочкой, потому что она одна еще ни разу не оставалась. Кто хочет отправиться к курочке в гости?
Дети: Я! Я!

Педагог: Кто знает, куда мы поедем? Где живет бабушка? (варианты ответов: в деревню, на ферму)
- Ой, это далеко! Как туда добраться? На чем поедем?

Дети уже знают, что можно "ехать" на машине (берем "рули" - кольца от пирамидки), на поезде (ставим стулья паровозиком), "лететь" на самолете (расправляем руки – крылья), можно идти пешком (делаем двигательную дорожку). Вместе выбираем 1 или 2 варианта. Любят говорить (из опыта предыдущих занятий), что в деревне плохая дорога и делать много "кочек" и препятствий. (Физминутка под музыку)

Музыка меняется на шум моря.
Педагог: Выходить пора?
Музыка меняется на шум леса.
Педагог: Выходить?

Шум птичьего двора.
Педагог: Выходить?
Дети: Да!

Педагог: А как вы поняли, что нам нужно выйти именно здесь?
Дети: Услышали звуки домашних птиц.
Педагог: Чьи голоса услышали? (называют)

Игра пальчиковая "Домашние птицы"

Повторяют движения:
Наши уточки с утра: "Кря-кря-кря!"
Наши гуси у пруда: "Га-га-га!"

Наши курочки в окно: "Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!"
А индюк среди двора говорит:"Балды - балда!"
А как Петя-петушок рано-рано поутру нам споет: "Ку-ка-ре-ку!"

Педагог: Приехали в деревню. (Появляется курочка в гнездышке. Здоровается с детьми боязливо)
- Курочка нас не видела ни разу, что можно сделать, чтобы она не испугалась нас?
Дети: Познакомиться, поздороваться, погладить, сказать, что мы добрые и приехали помочь. (развитие эмоционального интеллекта, эмпатии)

Круг знакомства (традиционный ритуал при вводе героя: дети по очереди называют свое имя курочке и передают ее другому ребенку. Если у героя есть особые части тела, которые нужно закрепить, можно спрашивать у детей, что есть у курочки на голове? Гребешок, бородка)
Педагог: Познакомились, засиделись немножко, надо ножки нам размять, и чуть-чуть потанцевать, а курочка посмотрит.

Песенка "Здравствуйте, ладошки"

Вместе с курочкой показываем, как умеем танцевать.
Педагог: Что-то курочке невесело,
Низко голову повесила.

Развитие эмоционального интеллекта, определение настроения по языку тела
Педагог: Курочка грустит или радуется? (ответы детей)
- Как мы это узнали? Кто хочет спросить, почему курочка грустит? (один или вместе спрашиваем)

Курица: По двору я гуляла, червячков я искала,
а детей своих – всех растеряла.
Педагог: Кто хочет помочь найти деток курочки?
Дети: Я! Я!

Педагог: А как называются у курочки дети?
Дети: Цыплята!
Педагог: А мы знаем, как они выглядят? Большие или маленькие?
- Какого цвета, какой формы, какие звуки издают? (дети отвечают)

Курица с цыплятамиКурица с цыплятами

Педагог: Курочка, мы тебе поможем, только скажи, сколько цыплят нам нужно найти?
Курица: Я считать-то не умею, знаю только, что яиц у меня было столько, сколько у меня крыльев, да еще столько, сколько у меня ног.
Педагог: Каких яиц дети, я ничего не понимаю, причем тут яйца? (Дети объясняют, что из яиц появляются цыплята)

- Как именно? Что делает курица? (высиживает яйцо, греет его)
- Покажите мне. (Педагог достает каждому курочку, разноцветные чашечки-гнезда и разноцветные яйца. Каждый ребенок выбирает себе яйцо)
- Покажите, какое гнездышко подходит для вашего яичка? (Такого же цвета)

- Ваня, какое у тебя яйцо? И гнездо такое же? Маша, а у тебя?
- Теперь покажите, как курочка высиживает яйца. (держим яйцо в ладошках и дышим ртом теплым воздухом на него)
- Проверьте, у всех яички стали теплые? (Приложить яичко к щеке, например)

Дети: Да, яичко теплое!
Педагог: Хорошо, я поняла, что из яичек у курочки появились цыплята. Кто помнит, что нам курочка сказала? Сколько яичек у нее было? (ответы детей)
- Считаем, сколько крыльев. (показываем на пальчиках, говорим – "два крыла"), считаем, сколько ног. (показываем на пальчиках – говорим "две ноги")

- Складываем: "два да два, вместе четыре". Яйца посчитали, а цыплят значит сколько?
Дети: Столько же.
Педагог: Это сколько значит?
Дети: Значит, тоже 4.

Педагог: Сколько цыплят будем искать? (4)
- Тогда курочка пусть в курятнике сидит, яички высиживает (отдаем ей яички наши), а мы пойдем искать 4 цыплят. (Ищем 4 цыплят в разных углах комнаты. Музыка пищащих цыплят)

- Ой, как они пищат. Почему? (ответы детей, могут сказать, что соскучились, напугались, все ответы хороши, подводим к варианту "голодные")
- Голодные, наверное. А что они едят
Дети: Зернышки. Червячков.

Педагог: У меня как раз есть зерно для наших цыплят. (в тарелочке с зерном еще лежат бобы или фасоль. Ждем, пока кто-то увидит, что там бобовые зернышки и отреагирует)
- Почему цыплятам нельзя бобы?

Дети: Они такие крупные, что цыплята могут поперхнуться, как петушок в сказке.
Педагог: Что же делать? (жду, когда дети предложат перебрать зерно)
- Будем выбирать бобы в другую тарелочку!
- Теперь можно покормить цыплят! А как их позвать, чтобы они поели?

Дети: Цып-цып-цып!
Педагог: Поели наши цыплята! Отведем их к маме? Где она их ждет, кто помнит?
Дети: В курятнике.

Пришли в "курятник". Курочка обрадовалась, стала деток благодарить.
Педагог: А тут и бабушка с дедушкой вернулись. (Бабушка с дедушкой благодарят, обнимают деток, радуются)

Можно попробовать провести рефлексию, рассказать бабушке и дедушке, что случилось, и как ребята помогли курочке. Прощаемся с курочкой, цыплятами и бабушкой с дедушкой.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!