Статья "Совместная работа детского сада и семьи: опыт и перспективы"

Одна из самых первостепенных задач человечества – воспитание детей, поскольку, по словам В. Белинского именно воспитание решает "… участь человека".

Если обратиться к истории, можно отметить, что с давних пор воспитанием и развитием детей целиком и полностью занимались родители и старшее поколение. В начале XVIII века частично эти функции были переданы гувернерам.

В начале XX века в связи с возникновением Советского Союза по всей стране массово появляются детские сады, это приводит к отстранению родителей от занятия воспитанием. В современном XXI веке эти тенденции сохранились, все больший процент родителей перепоручает своих детей дошкольным учреждениям, при этом свое внимание сосредотачивают на удовлетворении их материальных потребностей.

Роль детских садов в воспитании детей усиливается, однако, воспитать гармоничную личность можно только совместными усилиями. На сегодняшний день проблема взаимодействия детского сада и семьи крайне актуальна

В рассуждениях на эту тему, мне хочется обратить внимание на слово "совместная" – здесь таится одновременно сущность проблемы и ее решение. Родители вместе с делегированием полномочий полностью перекладывают ответственность за развитие ребенка на детский сад, к тому же не различают понятия "воспитание" и "образование".

До тех пор пока большинство родителей придерживаются мнения, что именно воспитатель обязан воспитывать их ребенка, о совместной работе можно только мечтать. Детские сады способны обеспечить дошкольное образование детям, однако, за нравственное развитие ребенка ответственна семья. Именно родители с самого рождения должны воспитывать в детях скромность, порядочность, тягу к наукам и саморазвитию. Ведь как писал М. Монтень: "Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред".

Мне, как воспитателю, довольно часто приходится сталкиваться с равнодушием родителей к развитию и воспитанию собственных детей. Конечно, можно сетовать на нехватку времени, однако в данном случае это не причина, а скорее следствие снятия с себя ответственности. В повседневной суете родители не находят времени спросить у ребенка как прошел день.

Дети отдалены от родителей, вечернее время и выходные дни они проводят за телевизором или в интернете. Я согласна, что интернет и телевидение открывают для нас большие возможности, но только в том случае, если родители находятся рядом и всегда готовы прокомментировать, что происходит на экране, что хорошо, а что плохо. К сожалению, дети предоставлены сами себе.

Их развитие ограничивается занятиями в детском саду. Нет единства и слаженности между родителями и воспитателем. Это и есть ключевая проблема. Решение, которой, прежде всего, лежит в осознании родителями ответственности не только за содержание своих детей, но и за духовное и нравственное развитие. В свою очередь нравственное воспитание формируется примерами и делами. Не зря говорят "не воспитывайте детей – воспитывайте себя, дети все равно будут похожи на вас".

В своей педагогической практике я стараюсь находить общий язык с родителями ребенка и быть в курсе атмосферы в семье. Это позволяет мне применять индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Один из примеров совместной работы воспитателя и семьи был связан с ребенком, тяжело переживающим развод родителей. Развод трудное время для детей, ведь семья для ребенка – целый мир.

В такой период детям необходимо не только понимание со стороны воспитателя. Намного важнее грамотный подход и моментальная реакция. В описываемой ситуации ребенок получал гиперопеку от разводившихся родителей и родственников. Дети быстро привыкают к вниманию и такого же отношения требуют в детском саду. Ребенок капризничал, отказывался выходить на прогулку, остро реагировал на дефицит внимания со стороны воспитателя.

После беседы с родителями мне окончательно стали понятны причины такого поведения. Мы вместе с родителями разобрали ситуацию и наметили тактику поведения для родителей и воспитателя, чтобы помочь ребенку пережить стрессовую ситуацию. Шаг за шагом поведение ребенка менялось в лучшую сторону, как и отношение членов семьи.

Этот опыт помог мне еще раз осознать, какую огромную ответственность я взяла на себя, когда решила стать воспитателем. Насколько важны чуткость и участие в этой профессии. Иногда родителям, помощь и поддержка воспитателя нужна больше, чем детям. Я надеюсь, что в будущем ситуация будет меняться в позитивном направлении. Родители станут относиться к своим детям, как к главной в мире ценности.

Достижения детей будут радовать родителей больше, чем любое ток-шоу. Надеюсь, что массовое развитие интернета приведет к популяризации самообразования в области детской психологии и педагогики среди родителей. Детский сад и родители станут единой командой с общими целями, взаимоуважением и поддержкой, где никто не будет перекладывать ответственность за воспитание и развитие детей друг на друга.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом