Мастер-класс для педагогов: "Применение здоровьеориентированных технологий через сказкотерапию"

Цель: создание условий для развития педагогического мастерства участников мастер-класса для успешного применения здоровьеориентированных технологий через сказкотерапию в первой младшей группе.

Задачи:

  • обосновать использование разных видов здоровьеориентированных технологий;
  • обосновать актуальность использования сказкотерапии для адаптации детей первой младшей группы;
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

Ход мероприятия

Воспитатель: Добрый день, уважаемые педагоги! Здоровьеориентированные технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей.

Цель таких технологий – обеспечить ребенку условия, возможность сохранения здоровья, а также, научить его использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьеориентированные технологии являются для меня приоритетным направлением и я всегда в поиске новых и интересных форм для их реализации.

Сегодня я хочу познакомить вас со сказкотерапией и ее применением в деятельности воспитателя. Сказкотерапия помогает малышам в адаптационный период, положительно влияет на физическое и психическое здоровье ребенка, является хорошим подспорьем для педагога в воспитательно-образовательном процессе.

Сказкотерапия – это один из видов здоровьеориентированных технологий, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи, учить их выстраивать взаимоотношения между людьми и усваивать необходимые модели поведения. Слушая сказку и выполняя движения вместе с воспитателем, малыши быстрее привыкают к новому взрослому человеку, открываются ему, доверяют и перестают бояться. Посредствам использования сказкотерапии у детей формируется положительное отношение, как к самому воспитателю, так и к детскому саду.

В своем мастер-классе я хочу показать Вам, как применить несколько видов здоровьеориентированных технологий посредством одной сказки. Такая форма взаимодействия с детьми через сказку актуальна как в образовательной деятельности, так и в различных режимных моментах.

Уважаемые педагоги, предлагаю Вам стать участниками "Сказки о глупом мышонке" С. Я. Маршака. Присаживайтесь и повторяйте за мной.

Сказка о глупом мышонке

Глупый мышонокГлупый мышонок

Пела ночью мышка в норке: (ладони под подбородком, качаем головой)
- Спи, мышонок, замолчи! (грозим указательным пальцем)
Дам тебе я хлебной корки (ладони вместе, открыты вверх)
И огарочек свечи. (соединяем ладошки, пальцами вверх "задуваем свечку")

Отвечает ей мышонок (показываем ушки)
- Голосок твой слишком тонок. (грозим указательным пальцем)
Лучше, мама, не пищи, (попищали пи-пи-пи)
Ты мне няньку поищи! (обнимаем себя)

Побежала мышка-мать, (хлопаем по коленкам)
Стала утку в няньки звать: (соединили ладоши, утка открывает клюв)
- Приходи к нам, тетя утка, (машем рукой к себе)
Нашу детку покачать. (руки перед собой ладони вверх, качаем)

Стала петь мышонку утка: (соединили ладоши, утка открывает клюв)
- Га-га-га, усни, малютка! (произносим га-га-га)
После дождика в саду (стучим указательным пальцем по ладони, говорим кап-кап)
Червяка тебе найду. (сгибаем указательные пальцы)

Глупый маленький мышонок (ладони к щекам, качаем головой)
Отвечает ей спросонок: (встаем, потягиваемся, руки вверх)
- Нет, твой голос нехорош. (кулаки на пояс, качаем головой)
Слишком громко ты поешь! (закрываем уши ладонями)

Побежала мышка-мать, (хлопаем по коленкам)
Стала жабу в няньки звать: (руки на пояс, локти-вперед, назад)
- Приходи к нам, тетя жаба, (машем рукой к себе)
Нашу детку покачать. (руки перед собой ладони вверх, качаем)

Стала жаба важно квакать: (руки на пояс, локти-вперед, назад)
- Ква-ква-ква, не надо плакать! (произносим ква-ква-ква)
Спи, мышонок, до утра, (ладони вместе, под щеку)
Дам тебе я комара. (издаем звук "пи", машем кистями рук)

Глупый маленький мышонок (ладони к щекам, качаем головой)
Отвечает ей спросонок: (потянулись)
- Нет, твой голос нехорош. (грозим указательным пальцем)
Очень скучно ты поешь! (грустное лицо)

Побежала мышка-мать, (хлопаем по коленкам)
Тетю лошадь в няньки звать: (цокаем и поднимаем колени, стоя)
- Приходи к нам, тетя лошадь, (машем рукой к себе)
Нашу детку покачать. (руки перед собой ладони вверх, качаем)

- И-го-го! - поет лошадка. (произносим и-го-го)
Спи, мышонок, сладко-сладко, (ладони вместе под левую щеку)
Повернись на правый бок, (ладони вместе под правую щеку)
Дам овса тебе мешок! (описываем круг руками)

Глупый маленький мышонок (ладони к щекам, качаем головой)
Отвечает ей спросонок: (потянулись)
- Нет, твой голос нехорош. (грозим указательным пальцем)
Очень страшно ты поешь! (закрываем глаза ладонями)

Стала думать мышка-мать: (руки полочкой, указательный палец под подбородком)
Надо курицу позвать. (машем крыльями)
- Приходи к нам, тетя клуша, (машем рукой к себе)
Нашу детку покачать. (руки перед собой ладони вверх, качаем)

Закудахтала наседка: (машем крыльями)
- Ко-ко-ко! Не бойся, детка! (произносим ко-ко-ко)
Забирайся под крыло: (сводим руки перед собой в круг)
Там и тихо, и тепло. (руки там же, качаем головой)

Глупый маленький мышонок (ладони к щекам, качаем головой)
Отвечает ей спросонок: (потянулись)
- Нет, твой голос не хорош. (грозим указательным пальцем)
Этак вовсе не уснешь! (машем рукой)

Побежала мышка-мать, (хлопаем по коленкам)
Стала щуку в няньки звать: (открываем рот без звука)
- Приходи к нам, тетя щука, (машем рукой к себе)
Нашу детку покачать. (руки перед собой ладони вверх, качаем)

Стала петь мышонку щука (открываем рот выдыхаем воздух)
Не услышал он ни звука: (водим глазами вправо, влево)
Разевает щука рот, (руки в стороны)
А не слышно, что поет… (закрыли уши ладонями)

Глупый маленький мышонок (ладони к щекам, качаем головой)
Отвечает ей спросонок: (потянулись)
- Нет, твой голос нехорош. (грозим указательным пальцем)
Слишком тихо ты поешь! (прикладываем указательный палец к губам)

Побежала мышка-мать, (хлопаем по коленкам)
Стала кошку в няньки звать: (показали коготки)
- Приходи к нам, тетя кошка, (машем рукой к себе)
Нашу детку покачать. (руки перед собой ладони вверх, качаем)

Стала петь мышонку кошка: (показали коготки)
- Мяу-мяу, спи, мой крошка! (произносим мяу-мяу)
Мяу-мяу, ляжем спать, (гладим по голове правой рукой)
Мяу-мяу, на кровать. (гладим по голове левой рукой)

Глупый маленький мышонок (ладони к щекам, качаем головой)
Отвечает ей спросонок: (потянулись)
- Голосок твой так хорош (ладони вместе, под правую щеку)
Очень сладко ты поешь! (ладони вместе, под левую щеку)

Прибежала мышка-мать, (хлопаем по коленкам)
Поглядела на кровать, (встали, наклонились вправо)
Ищет глупого мышонка, (влево)
А мышонка не видать… (разводим руками)

Сказка заканчивается грустно, кошка съела мышонка. Это поучительная история. Дети понимают, что мама самый дорогой и любимый человек, который лучше всех позаботится о своем малыше.

В данной сказке я использовала такие виды здоровьеориентированной технологии как: пальчиковая гимнастика, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Когда детям уже хорошо знакома эта сказка отдельные четверостишия из нее можно использовать как динамические паузы и физкультминутки, как способ релаксации перед дневным сном. И в любых режимных моментах, здесь нужна лишь ваша фантазия.

Надеюсь, что из данного мастер-класса вы сможете почерпнуть что-то полезное и интересное для своей работы.

Рефлексия

Уважаемые коллеги, а теперь я прошу вас поделиться своими впечатлениями. Чувствовали ли вы себя свободно, раскрепощено или что-то вызывало у вас дискомфорт? (Участники мастер-класса дают ответы)

И напоследок, оцените, пожалуйста, просмотренный мастер-класс:

  • если вам понравилось и вы планируете использовать данный материал в своей работе, то прошу – похлопать в ладоши.
  • если вы знакомы с этими приемами и уже используетеих в своей работе, - щелкните пальцами
  • если вам не понравилось и вы считаете использование данных приемов неуместными, тогда – потопайте ногами.

На этом мастер-класс закончен. Огромное всем спасибо за участие. Желаю вам успехов и творческих решений!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!