Воспитание экологической культуры на занятиях в ДОУ

В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы. Они узнают, что пруд, озеро, река, море, степь, луг - это экосистемы.

В морях и океанах живут много интересных животных, любуются полетом стрекоз, растениями и звуками обитателей пруда.

Воспитателями используются разнообразные формы работы, одна из которых сезонные наблюдения за природой на прогулке: как весной распускается и оживает природа, а осенью она ложится спать, зимой под покровом снега крепко засыпает и опять просыпается с первыми весенними лучами. На занятиях педагоги знакомят детей с живой и неживой природой, многообразием живых существ, их развитием, ростом, приспособлением к среде обитания.

Ежегодно, взрослые совместно с детьми, создают огород на окне: выращивают урожай. Воспитанники, ежедневно наблюдают за ростом растений начиная от семечка, положенного в землю, до распустившегося, красивого цветка. Ухаживают за растениями, поливают, занимаются прополкой и продолжают это на улице, когда высаживают растения в открытый грунт, соприкасаясь с прекрасным миром растений, учатся наблюдать, взаимодействовать с ним, ухаживать и заботиться.
Над экологическим воспитанием и развитием дошкольников работают не только воспитатели, но и другие специалисты ДОУ. На занятиях изобразительной деятельности ребенок учится воспринимать и ощущать красоту и ценность окружающей природы, через передачу ее красоты с помощью изобразительных средств (знакомство с репродукциями художников, в традиционных и нетрадиционных техник). Воспитание нового поколения экологически и эстетически культурной личности - эта задача педагога дополнительного образования по изо деятельности

На занятии в бассейне, инструктор по плаванию, разучивая один из стилей плавания брасс, после просмотра фильма, обращает внимание детей на то, как плавает лягушка, какие у нее перепонки на лапках и как легко она отталкиваясь скользит над и под водой. Рассказывает о связи между плаванием лягушки и способом плавания брасс.

Предлагаем один из конспектов занятий на экологическую тему "Как живешь, лягушка?" для детей старшей и подготовительной группы.

Цель: показать детям о связи между способом передвижения лягушки под водой и стилем плавания брасс.

Задачи: закреплять знания детей о стиле брасс; самостоятельно использовать знакомые движения ног и рук; воспитывать настойчивость, упорство, ловкость, силу воли.

Материалы и оборудование: карточки лягушек, картинки экосистем (озеро, река, пустыня, город, море), экран, видеофильм о плавании лягушки, нудлсы

Ход занятия

Ребята, если вы отгадаете загадку, то сможете узнать с кем мы сегодня познакомимся:
Скачет зверушка,
не рот, а ловушка
Попадут в ловушку
И комар и мушка (Лягушка)

Инструктор: Как зовут ее в народе? (лягушка – квакушка)
- Как называют ее в сказках? (царевна – лягушка)
- Разместите лягушек там, где они чаще всего встречаются? (перед детьми на стене расположены экосистемы)
- Какой вывод сделаем? (лягушки живут в сырых местах)

Лягушка-квакушка

Разминка на суше
(отработка движений рук и ног стилем брасс)
Упражнение на дыхание "Голос лягушки"
(дети делают глубокий вдох, на выдохе имитируют голос лягушки произнеся: Ква! Ква! Ква! До полного выдоха)

Инструктор: Лягушки не боятся прыгать в воду, им это занятие очень нравиться. Они отталкиваются задними лапами и ныряют. Покажите, как? (дети поочередно ныряют и проплывают (скольжение) под водой до своих домиков – обозначений)

ОРУ с нудлами

(упражнения на растяжку, упражнения на сгибание – разгибание рук, наклоны вперед – назад, влево – вправо, приседания, прыжки по – лягушачьи из низкого приседа)

Упражнения на дыхание
(вдох – выдох в воду, и.п. – лежание на воде, 5-6 р. подряд)

Основная часть

Отработка ног способом брасс (лечь на вытянутые руки на нудлы, оттолкнуться от стенки бассейна, скольжение-ноги брасс) отработка рук способом брасс под водой. (скольжение, работа рук – способ брасс)

Инструктор (показывает ласты): Когда-то, давным-давно люди обнаружили, что лягушки быстро плывут оттого, что у них есть перепонки на лапках. Как вы думаете, что люди изобрели? (Ласты)
- Наденьте ласты и попрыгайте, походите. Удобно это делать? (нет)
- Что лучше всего делать в ластах? (плавать, свободное плавание детей в ластах)

Дети в ластахДети в ластах

Игра "Превращение в лягушку"

(дети свободно встают по периметру бассейна и выполняют команды. По команде: "Икринка!" дети имитируют "Поплавок", по команде: "Головастик!" поднимают руки вверх, садятся и встают в воду. По команде: "Лягушка!" произвольно плавают, не наталкиваясь друг на друга)

Заключительная часть

Упражнения на дыхание: лечь на воду возле опоры, сделать глубокий вдох – выдох в воду через нос и рот. Релаксация лежание на воде "Звезда на спине".

Подведение итога занятия

Таким образом, можно сделать вывод: если каждый из нас будет бережно относиться к природе, беречь ее водные, лесные богатства, думать о последствиях любого совершенного по отношению к нашему общему дому поступка, мы сможем избежать экологического бедствия, сохранить природную гармонию и сформировать у ребенка правильное представление о мире, как участника естественного процесса развития.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, экология