Многофункциональное дидактическое пособие игровой коврик "Прыг-скок Ландия"

Речь сопровождает все виды деятельности ребенок. От качества речи и умения пользоваться ею в различных ситуациях - зависит успешность ребенка.

Чтобы образовательная деятельность была интересна дошкольникам, способствовала приобретению и прочному усвоению практического опыта - я всегда нахожусь в поиске новых и эффективных методов работы, применении разнообразных технологий.

Идея создания развивающего пособия привлекла меня своей доступностью, многофункциональностью, а главное тем, что игра поможет овладеть детям способами познания связей между предметами и явлениями и это одна из форм любимой деятельности ребенка. Совместно с детьми мы создали рисунок-макет будущего пособия. Детям трудно усидеть на одном месте, мы решили, что в данной игре будут сочетаться движения и дидактические игры по речевому развитию.

Придумали название - игровой коврик "Прыг-скок Ландия". Дети активно включись в работу по изготовлению пособия: рисовали наглядный материал, конструировали конверты, пришивали пуговицы, петли, ленточки. Привлекли к участию родителей. Сочинили совместно с детьми стихотворение.

Прыг-скок Ландия страна,
Звуков, букв она полна,
Пошагаем по дорожкам
Левой ножкой

Правой ножкой,
Разгадаем все загадки
И найдем на них отгадки,
Окунемся в мир профессий,

Жить нам станет интересней,
Перепрыгнем все преграды
И получим мы награды,
Подружиться не забудем,
и воспитанными будем.

Преимущества пособия:

  • Пособие удобно в использовании, занимает мало места, трансформируется;
  • Участвовать в играх могут сразу до 4 человек;
  • Его могут перемещать в образовательном пространстве сами дети;
  • Дидактический материал может усложняться педагогом;
  • Дает возможность использования одновременно несколько речевых игр по одной лексической теме.

Цель создания игрового пособия: развитие общительного, самостоятельного и всесторонне развитого ребенка готового к дальнейшему обучению.

Задачи:

  • закреплять правильное звукопроизношение, расширять и активизировать словарный запас.
  • совершенствовать связную речь дошкольников и лексико-граматические категории языка;
  • развивать психические процессы, общую и мелкую моторику, координацию движений;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения, морально-волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении положительных результатов, желание оказать помощь и поддержку товарищам.

Описание пособия

Пособие представляет собой четыре поля, каждое поле разделено на пять квадратов – клеток (размер: 28 х 28 см.), по которым передвигаются дети. Пособие выполненно из текстильного материала.

Каждый квадрат – клетка имеет липучку, к которой может быть прикреплен конверт с заданием (конверт можно открыть с помощью петельки или ленточки). В центре располагается квадрат, с прозрачными окошками. В них вкладываются предметные картинки по лексической теме, как вариант в кармашки могут быть вложены подарки-сюрпризы. Количество картинок зависит от того сколько детей участвует в игре.

Игровой коврикИгровой коврик

Допускается игра детей в парах. Поскольку игровое пособие универсально и многофункционально, оно по желанию детей трансформируется в длинную "Дорожку-змею", количество заданий в играх также увеличивается до 10 игр-заданий. В этих играх может использоваться кубик. Подбрасывая его, дети продвигаются вперед по игровой дорожке на столько клеток, сколько очков выпало на кубике. Победит тот, кто первой дойдет до финиша.

Многофункциональное дидактическое пособие – игровой коврик "Прыг-скок Ландия" предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры и упражнения разнообразны. Их выбор зависит от цели, которую ставит педагог перед детьми.

Представляю варианты игр для многофункционального дидактического пособия "Прыг-скок Ландия".

Дети играют на игровом коврике "Прыг-скок Ландия"Дети играют на игровом коврике "Прыг-скок Ландия"

Картотека игр

1 вариант игры
Цель: формировать и обогащать словарь по лексической теме, развивать координацию и синхронизацию движений и речи.
Правила игры: В игре участвуют от одного до четырех человек. Первый игрок определяется с помощью считалки, далее по часовой стрелке. В прозрачные кармашки вкладываются картинки соответствующие теме игры.

Дети, получив задание от педагога, выполняют его и продвигаются вперед по клеточкам (в игре задействованы: четыре дорожки из пяти клеточек, для каждого игрока своя дорожка). Выполнив задание и дойдя до прозрачных кармашков с картинками, ребенок забирает картинку, возвращаются назад прыжками на двух или одной ноге.

Кармашки с картинками на игровом полеКармашки с картинками на игровом поле

Игра "Кто что делает?"
Цель: развитие навыка подбора слов действий, формирование представления детей о трудовых действиях, характерных для данной профессии.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Инструкция: предлагаю подойти к началу дорожки; в центре расположены прозрачные кармашки, в каждом кармашке лежат одна карточка; предлагаю каждому игроку назвать изображение на своей карточке (портниха, врач, повар, фермер)

Задание: предлагаю назвать действия, совершаемые человеком данной профессии; называя одно действие – продвигаешься вперед на одну клетку; второе действие на вторую клетку и т.д. Дойдя до кармашка с карточкой, предлагаю взять карточку из кармашка и вернуться назад прыжками на двух или одной ноге.
Схема: это портниха. Она измеряет, кроит, вырезает, шьет, гладит.

Игра "Какой, какая"
Цель: развитие навыка подбора слов определений, формирование представлений о личных качествах представителей разных профессий.

Материал: карточки с изображением: пожарного, учителя, художника, строителя.
Инструкция: предлагаю подойти к началу дорожки; в центре расположены прозрачные кармашки, в каждом кармашке лежат одна карточка; предлагаю назвать каждому игроку свою карточку (пожарный, учитель, художник, строитель).

Задание: предлагаю назвать качества характера человека этой профессии; далее продвигаться вперед по клеткам и подбирать слова определения. Дойдя до кармашка с картинкой, предлагаю взять картинку и вернуться назад прыжками на двух или одной ноге.
Схема: это пожарный. Он смелый, отважный, сильный, умный, решительный.

Игра "Кому без них не обойтись"
Цель: обогащение словаря специальными словами существительными, формировать представления детей о материалах, инструментах и оборудовании, которые необходимы людям разных профессий.

Материал: карточки с изображениями: сапожника, врач, столяра, дизайнера.
Инструкция: предлагаю подойти к началу дорожки; в центре расположены прозрачные кармашки, в каждом кармашке лежат одна карточка; предлагаю каждому игроку назвать изображение на своей карточке (дизайнер, сапожник, врач, столяр).

Задание: предлагаю перечислить орудия труда, необходимые человеку данной профессии с продвижением вперед по клеточкам; дойдя до прозрачного кармашка, предлагаю взять картинку и вернуться назад прыжками на двух или одной ноге.
Схема: Это врач. Для работы ему необходимы: шпатель, бинт, таблетки, тонометр, шприц.

Игра "Веселый счет"
Цель: Формирование навыков согласования существительных с числительными, развитие движений и речи.
Материал: карточки с изображениями помидора, огурца, лимона, апельсина;
Карточки с изображением цифр от одного до пяти для каждого игрока.

Инструкция: предлагаю подойти к началу дорожки; в центре расположены прозрачные кармашки, в каждом кармашке лежат одна карточка; предлагаю каждому игроку назвать изображение на своей карточке.
Задание: предлагаю посчитать апельсины с продвижением вперед по клеткам; дойдя до прозрачного кармашка, предлагаю взять картинку и вернуться назад прыжками на двух или одной ноге.
Схема: Один апельсин, два апельсина, три апельсина, четыре апельсина, пять апельсинов.

Игра "Я знаю пять слов"
Цель: автоматизация звуков в начале в середине в конце слова, развитие движений и речи
Материал: карточки с изображениями букв Л, С, Р, З;

Инструкция: предлагаю подойти к началу дорожки; в центре расположены прозрачные кармашки, в каждом кармашке лежит одна карточка с изображением буквы, у каждого игрока своя, в каждой клетке расположены карточки с изображением слов автоматизированных звуков.

Задание: предлагаю каждому игроку, называя изображение на своей карточке, четко произносить слово с автоматизированным звуком и продвигаться вперед по клеткам, дойдя до прозрачного кармашка в центре, предлагаю взять свою карточку и вернуться назад прыжками на двух или одной ноге.
Схема: лампа, лак, лужа, луна, ландыш.

2 вариант игры
Цель: Формировать представления детей о предметах окружающего мира, видах труда, многообразии профессий и значении труда в жизни людей.

Правила игры: В игре участвуют от одного до четырех человек, дети могут объединяться парами, количество участников увеличивается до восьми человек. Каждый ребенок подходит к своей дорожке из пяти квадратов (к каждому квадрату прикреплен конверт с заданием, у всех игроков разный наглядный материал).

Первый игрок определяется с помощью считалки, далее по часовой стрелке. Очередность последующих ходов определяется с помощью подбрасывания кубика: если на его сторонах выпадает от одной до двух точек: игрок продвигается по полю от одного до двух квадратов; на кубике также могут выпадать и другие задания; нотки: музыкальная пауза (музыкальная гимнастика), скамейка: переход хода, рука: пальчиковая игра, чудесный мешочек: определение на ощупь предмета. Игроку предлагается встать в первый квадрат на игровой дорожке, достать из кармана (каждый карман можно открыть с помощью петельки, пуговицы или ленточек) наглядный материал. Взрослый произносит инструкции. После того как задание выполнено, ход переходит к следующему, ребенок продолжает игру также подбрасывая кубик и определяя на сколько клеток продвинуться по своей игровой дорожке.

Если задание не выполнено, игрок пропускает ход или просит помощи у друзей. Выигрывает тот, кто первый дойдет до финиша. Игра продолжается до тех пор, пока последний игрок не дойдет до финиша (на финише в прозрачных кармашках лежит приз для каждого ребенка).

Игра "Назови ласково"
Цель: Упражнять в умения образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Материал: Картинка для 1-го ребенка: чашка-чашечка, стул-стульчик.
Картинка для 2-го ребенка: барабан - барабанчик, сковородка - сковородочка.
Картинка для 3-го ребенка: ложка – ложечка, кастрюля – кастрюлька.
Картинка для 4-го ребенка: диван – диванчик, грузовик – грузовичок.

Инструкция: предлагаю сказать, что изображено на карточке, и назвать этот предмет ласково. 

Схема ответа: чашка-чашечка, стул-стульчик.

Конверты с картинкамиКонверты с картинками

Игра "Жадина"
Цель: Упражнять в согласовании местоимений: мой, моя, мое, мои с существительными.

Материал: Картинка для 1-го ребенка: жакет, очки.
Картинка для 2-го ребенка: зонт, пальто.
Картинка для 3-го ребенка: шорты, куртка.
Картинка для 4-го ребенка: футболки, сарафан.
Инструкция: предлагаю представить, что на картинке твоя одежда и составить предложения по образцу.
Схема ответа: Мой жакет, мои очки.

Совместная с взрослым и самостоятельная деятельность детей с использованием данного пособия нацеливает детей на самостоятельное решение игровых задач, вызывает положительные эмоции, способствует речевому и познавательному развитию. Представленные варианты игр для многофункционального дидактического пособия "Прыг-скок Ландия" помогают заинтересовать детей, а элементы соревнования способствуют проявлению познавательного интереса у детей, сплочению детского коллектива и установлению доверительных отношений между детьми и родителями.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!