Метод пяти пальцев

Образование всегда направленно на удовлетворение требований времени, общества. Изменения носят реформаторский характер. Государственный стандарт российского образования направлен на выявление и развитие индивидуальности ребенка.

Инновационный подход к образованию дошкольника заключается в том, чтобы взрослый содействовал мобилизации его внутренних механизмов, опираясь на его самосознание.

Я работаю в Центре Развития в детском саду № 550 "Академия успеха" г. Екатеринбурга. Педагогический коллектив нашего Центра применяет новые технологии в работе, чтобы каждый ребенок мог развиваться с учетом своих индивидуальных возможностей, развивал их и шел вперед по пути познания.

На это направлены такие формы, как утренний и вечерний круг, карта успеха и говорящая стена, ежедневно применяемые в нашем саду. И я хочу Вас познакомить с одной из составляющей, а именно - приемом пять пальцев.

Профессор Лотар ЗайвертПрофессор Лотар Зайверт

Разработал это прием рефлексии профессор, руководитель Института стратегии использования времени (г. Гейдельберг, Германия) Лотар Зайверт. Кроме того он является ведущим экспертом Европы в области менеджмента времени и пространства.

Крылова Наталья Михайловна

Для дошкольного образования в нашей стране этот прием использовала Наталья Михайловна Крылова к.п.н., доцент кафедры педагогике и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в своей Программе "Дом радости".
Метод 5 пальцев используется широко как прием подведения итогов. Знакомясь с вышеупомянутым методом, я была удивлена, что метод направлен на итоговый анализ, не опираясь на первичную часть - планирование.

По-моему мнению нельзя научить подводить итоги, делать анализ, не научив планировать. Поэтому я использую этот прием на утреннем круге как главную часть планирования. Прием 5 пальцев помогает каждому ребенку формировать первоначальные элементы самоменеджмента. А на вечернем круге, опираясь на ту же схему 5 пальцев, мы подводим итог, делаем анализ. Тогда у ребенка выстраивается четкая связь начала и конца задуманного и причина успеха или неуспеха.

Схема 5 пальцев

Теперь практически как это выглядит. Организовав ребят на утренний круг и проведя вводную беседу, я предлагаю детям подумать и решить (сказать), кто что хотел бы сделать, чему либо научиться сегодня. Мы поднимаем ладошку и, загибая пальчики, планируем намеченное дело.

Выслушиваю я практически всех, так как это дети делают каждый день, много времени это не занимает. Каждый пальчик является инструментом помогающим детям грамотно выстроить задуманное, спланировать работу.
М (мизинец) - мышление. Подумали и поставили себе задачу, цель.
Б (безъимяный) - без чего я не смогу выполнить задуманное.
С (средний) - состояние, настроение, при котором дело будет ладиться, хорошо получиться.
У (указательный) - услуга, помощь. Может попросить сам у друзей и взрослого, может сам оказать другому.
Б (большой) - я большой молодец, у меня получилось.

Ребенок может запланировать любое дело – нарисовать маме открытку, сделать оригами, научить подругу прыгать на скакалке, провести соревнование на прогулке, построить дом, подготовить концерт на день рождения друга, правильно выполнить задания на занятии, и т.п. Первое время ребенок забывает, что он хотел сделать, не успевает за день. Вот здесь и нужно чуткое руководство воспитателя - напомнить, организовать работу, оказать помощь.

Конечно, одни дети относятся к задуманному серьезно, другие забывают и не выполняют, задуманное, даже не огорчаются. Вот тут правильно применить понятную и привлекательную для дошкольника мотивацию и оценку успеха. Наша группа называется "Звездочка", поэтому в конце дня после вечернего круга на карту успеха ребенок, выполнив запланированное, ставит себе звездочку. Ребенок испытывает целую гамму чувств, происходит проживание ситуацию успеха.

Карта успехаКарта успеха

Друзья радуются за него и хотят такой же оценке своего труда. Планирование увлекает отдельных детей и становиться привычкой. Это отмечают даже родители, так как этот прием дети применяют без контроля и помощи воспитателя в выходные дни. Самоорганизация ребенка даже в маленьких делах большая победа в развитии личности.

А на вечернем круге подводим итог по той же схеме (что ты задумывал, что использовал, с каким настроением выполнял, нужна ли была помощь, у кого просил, выполнил ли задуманное). И корректируем итог.
Важно чтобы дети проводили самооценку самостоятельно. На первых этапах это получается не совсем качественно и воспитатель корректирует анализ выполнения рабрты, но со временем дети становятся более объективы. Обязательна похвала выполненной работы ребенком со стороны взрослого.

Хочется отметить, что прием "пяти пальцев" является важным элементом обратной связи воспитателя и ребенка. Мы узнаем желания ребенка, его личные интересы. Здесь как раз можно говорить о раскрытии внутреннего потенциала ребенка, его самосознания, его умениях и навыках.

Данный прием может использоваться воспитателем в любом виде деятельности, а так же в индивидуальной и подгрупповой работе. Дети могут объединяются для выполнения задуманного в микрогруппы.

Если Вы обратитесь к первоисточникам, то увидите немного другое наполнение пальчиков-инструментов. Но я считаю, что на первоначальном этапе такая форма детям ближе и понятней. Используя метод 5-ти пальцев в работе с детьми, мы формируем у них основы самоменеджмента и обеспечиваем возможность проявить ребенку свою индивидуальность.

Применяя этот метод в работе уже не первый год, я и родители отмечаем, что дети, которые овладели этим приемом, применяют его осознанно и вне садика. Это положительно сказывается на развитии личности ребенка в целом.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом