Семинар – практикум для педагогов ДОУ "Экологическая тропа"

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Задачи:
- Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
- Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
- Развивать познавательный интерес у педагогов.

Ход семинара

Добрый день, уважаемые коллеги! Нашу сегодняшнюю встречу я хочу начать со слов Михаила Пришвина: "Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину"

Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: "Экологическая тропа". Он позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами наших детских садов.

Это интересно знать. Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы. Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии (1908) П. Эрлих сформулировал пять законов охраны природы, они звучат так:

  1. Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
  2. Всё, что есть на Земле необходимо для её развития и развития человека.
  3. Человек не властелин природы: губя её, он губит самого себя.
  4. Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.
  5. Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы.

Бумага оставленная в лесу разлагается в течении 5 лет, полиэтиленовый пакет более 15 лет, автопокрышка через 150 лет. Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7-8 лет. От появления черники до образования первых всходов проходит более 10 лет. Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.

Совместная работа педагогов ДОУ на семинаре "Экологическая тропа"Совместная работа педагогов ДОУ на семинаре "Экологическая тропа"

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений. Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.
Сейчас я предоставлю слово Никифоровой Г. В. Она расскажет что такое экологическая тропа. Последнее время в своей работе мы чаще используем проектную деятельность. В своём выступлении я напомню, вам, что такое проектная деятельность. Прошу вас, уважаемые коллеги обменяться опытом.

Сейчас мы переходим к практической части нашего семинара, которая будет называться КВН "Знатоки природы". Предлагаю сначала разделиться на две команды. Для того чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее – это будет первым конкурсом.

Конкурс Разминка

  • И так что же такое экология? (ответы педагогов) Выставляет на доску плакат "Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой".
  • Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  • Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
  • Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников. (Участники поочередно называют: уголок природы, модели и схемы, наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).
  • Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
  • Что должно быть в уголке природы? (Растения, животные, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки)
  • Что должно быть на участке детского сада? (Деревья, кустарники, цветники, огород)
  • Какие методы используются для экологического воспитания детей? (Наглядные, практические, словесные)
  • Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей. (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  • Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников. (Игра; элементарные опыты; моделирование)
  • Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников. (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  • Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение)

У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

  • Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
  • Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
  • Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
  • Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
  • Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
  • Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
  • Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.

Конкурс блиц - опрос

  1. Самый лучший пернатый певец России? (Соловей)
  2. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)
  3. Самая красивая птица в мире? (Павлин)
  4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)
  5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (осень, весна)
  6. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)
  7. Круглый, овальный или квадратный цветник? (клумба)
  8. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
  9. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы. (наблюдение)
  10. Сколько надо взять букв "а", чтобы получить птицу. (сорока)
  11. Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)
  12. Подземная часть растения? (корень)
  13. Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга)
  14. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
  15. Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)
  16. Наука о животных. (Зоология)
  17. Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
  18. Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц)
  19. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
  20. Самец кукушки. (Кукух)
  21. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
  22. Какую траву любят кошки? (Валериана)
  23. Наука о растениях. (Ботаника)
  24. Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной)
  25. Трава от 99 болезней. (Зверобой)
  26. Самая высока трава? (Бамбук)

Скачать полную версию Семинара – практикума "Экологическая тропа" вы можете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом