В ходе работы по данной теме был проведен социологический опрос, который помог выявить актуальность такого метода изучения языка. С целью определения отношения современного человека к данному методу изучения английского языка было проведено исследование, в котором приняли участие 100 обучающихся в возрасте от 14 до 17 лет.
Целью данного анкетирования являлось получение информации по актуальности такого метода изучения английского языка, как просмотр фильмов и сериалов в оригинале.
Объективная точка зрения на проблему, выявленную работой, отразилась в ответах на последующие вопросы:
Анализируя полученные данные, становится ясно, что многие молодые люди, представители современного поколения, владеют английским языком: 60 % опрошенных могут свободно говорить на нем без использования сложной лексики повышенного уровня, в то время как 20 % владеют языком на невысоком уровне, а еще другие 20 % владеют языком на среднем уровне. Это неудивительно, ведь английский язык – глобальный, и все больше, и больше людей стараются овладеть им.
Обычно в процессе изучения люди стремятся совершенствовать свои навыки и знания в языке. Из числа респондентов 60 % готовы к повышению своего уровня, но выражают неуверенность, а 40 % – находятся в поиске эффективных методов для улучшения знаний. Учеников, нежелающих совершенствовать свои навыки, среди опрошенных не оказалось.
Интересно то, что показатели по смотрящим фильмы на английском и данные по людям, не увлекающимся таким методом, одинаковы. Одна половина опрошенных (50%) увлекается просмотром кино в оригинале, в то время, как другая половина (также 50 %) – нет. Такие результаты могут быть связаны с тем, что не все ученики стремятся приумножить свои знания, поэтому половина респондентов предпочитает смотреть фильмы и сериалы на родном языке.
Традиционно люди смотрят кино в оригинале, преследуя несколько целей: ознакомление с культурой англоязычных стран, приобщение к естественной речи, расширение словарного запаса и развитие восприятия речи англоговорящих.
Следует отметить, что лишь десятая часть опрошенных стремится познакомиться с культурой народа во время просмотра кино. Данный показатель говорит о том, что ученики видят в этом методе не способ духовно обогатиться, а возможность изучить язык.
Говоря об усвоении информации при просмотре фильмов в оригинале (71 % опрошенных), можно отметить уверенность респондентов в том, что в процессе просмотра у них не возникает трудностей с пониманием речи.
Однако, ответ 29 % респондентов выражает неуверенность, так как они выбрали опцию "в принципе усваивается". Возможно, это связано с тем, что многие выбирают фильмы и сериалы, которые не соответствуют их уровню знаний, и поэтому большая часть из просмотренного материала может вызывать проблемы с усвоением информации. Также, нельзя исключать того факта, что лишь некоторые ученики знают о существовании субтитров, которые значительно облегчают восприятие.
Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что большая часть респондентов может свободно говорить на английском языке без использования сложной лексики повышенного уровня, то есть они обладают средним уровнем знания языка.
Можно предположить, что опрошенные довольны своим уровнем владения языком, поэтому у них нет желания совершенствовать свои навыки. Вышесказанная информация подтверждается результатами следующего вопроса, в котором анализируются полученные данные по стремлению учеников совершенствовать свои навыки и знания в языке. Так же 60 % респондентов готовы к развитию своего уровня, но они не выражают особого энтузиазма и уверенности.
Анализируя то, для каких целей подходит данный метод, большинство учеников смотрят фильмы в оригинале преимущественно для двух целей: для приобщения к естественной речи и для развития восприятия английской речи.
Исходя из показателей, информация хорошо усваивается, но не все выражают уверенность в данном аспекте. Это свидетельствует о том, что не все ученики способны грамотно подобрать видеоматериалы для их уровня владения языком.
Что касается актуальности, все опрошенные считают такой метод интересным и эффективным и хотели бы, чтобы в их образовательном учреждении практиковался такой способ изучения английского языка.
В ходе работы были составлены рекомендации для тех, кто выбрал данный метод изучения английского языка.
– Выберите подходящее по сложности видео. Чтобы образовательный процесс не превратился в разочарование, выбирайте подходящие видеоматериалы. Начинающим на уровне Beginner (начинающий) лучше остановиться на коротких мультфильмах – роликах, которые более доступны для усвоения информации на слух. А люди с уровнем Advanced (продвинутый) могут смотреть практически любые фильмы и сериалы, несмотря на неопределенное количество незнакомой лексики.
– Посмотрите знакомый Вам фильм для начала.
– Включите субтитры. Несмотря на подходящий фильм могут возникнуть проблемы с восприятием незнакомой речи. В этом случае стоит прибегнуть к помощи субтитров.
Конечно, можно смотреть фильмы на английском с русскими субтитрами, но в таком случае Вы смотрите фильм на родном языке лишь с фоновым звучанием англоязычной речи. В этом есть польза, так как Вы привыкаете к английской речи, но это малоэффективный вариант. Намного полезнее смотреть фильмы с английскими субтитрами (или без использования субтитров), ведь происходит полное погружение в языковую среду.
– Выписывайте и повторяйте незнакомую лексику, откройте словарь (причем, можно пользоваться как книжными, так и онлайн вариантами) и выпишите себе словосочетания с новой лексикой.
– Пересматривайте видео, если в фильме Вам встретилось довольно много новой непонятной лексики.
– Используйте выученные слова.
Ваш уровень знания языка будет совершенствоваться, только если Вы будете активно применять новую лексику из фильмов. Практикуйте свою речь на английском языке. Перед выбором фильма стоит удостовериться, что он подходит для Вашего уровня знаний, чтобы образовательный процесс проходил без лишних трудностей.
Помимо практических рекомендаций был составлен список фильмов и сериалов, предлагаемых к просмотру для обучающихся с различными уровнями владения английским языком.
Обучающимся, которые пока находятся на первых ступенях изучения английского языка, подойдут фильмы с простой лексикой и четкой дикцией, такие как:
"Up" (Вверх) – увлекательная история в мультфильме студии "Pixar" о путешествии в джунглях на воздушном шаре, которая отлично подойдет начинающим, так как изобилует разговорными выражениями:
– "Get away from me!
– Отойди от меня!"
– "Wait up, Mr! – Подожди меня!"
– "We made it! – У нас получилось!"
– "We are on our way! – Мы уже идем!".
"Finding Nemo" (В поисках Немо) – яркий мультик про жизнь рыб, который полюбился зрителям всех возрастов.
"Private Detective Jack Stark" (Частный детектив Джек Старк) – неординарный обучающий сериал, который не оставит равнодушными любителей детективов.
Студенты с уровнем A2 могут плавно переходить к просмотру фильмов таких как:
Вариант для тех, кто уже владеет английским на уровнях B1 – B2:
Ученики, владеющие английским языком на уровнях С1 – С2 могут расширить диапазон фильмов и сериалов, которые они смогут использовать для изучения этого языка.
В заключение можно сказать, что изучение с помощью фильмов и сериалов – эффективно и увлекательно. Этот способ познания языка – отличная опция для тех, кто ищет альтернативу грамматическим и лексическим письменным заданиям.
Каждый человек, изучающий английский язык, может совершенствовать свою речь и акцент, просматривая даже короткие эпизоды ежедневно. Такой метод изучения языка позволяет "окунуться" в языковую среду и научиться "живому" английскому.
При помощи кинофильмов ученик "погружается" в культуру и язык англоязычного государства. Просмотр кино помогает развивать различные аспекты в исследовании языка.
В итоге просмотр кинофильмов и телесериалов на английском языке дает возможность ознакомиться с современными разговорными вариациями.