Конашевич В.М. - иллюстратор сказок Пушкина

Владимир Михайлович Конашевич (1883 – 1963) - известнейший иллюстратор сказок Пушкина. 20-е – 30-е года – время расцвета его таланта. Как все лучшие мастера в этой области, он вовсе не был только узким специалистом детского искусства. Изобретательно, разнообразно и тонко иллюстрировал Конашевич книги для взрослых и успевал притом выпускать одну за другой многие десятки красочных, остроумных, занимательных детских книжек.

Владимир Конашевич – прирожденный, неутомимый рассказчик. Его бесчисленные, бегло, но живо охарактеризованные персонажи всегда в движении, в действии, насыщены десятками забавных и точных подробностей, не только заимствованы из обычно краткого текста, но и сочиненных, добавленных самим художником.

Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963) русский и советский художник, графикВладимир Михайлович Конашевич (1888-1963) русский и советский художник, график

Владимир Михайлович, замечательный мастер детской книги, обратился к сказкам Пушкина в конце своей 40-летней работы в области книжной графики. Эти детские книжки последних лет его жизни – 1960-1963г загорелись живой пестротой чистых и сочных красок, наполнили весельем юрких, маленьких, немного игрушечных и забавных человечков. Получило простор и свободу декоративное чувство художника, непревзойденное умение украсить цветом, кружевом, танцующую легким ритмом страницу и разворот; умение сделать воплощением праздничности целую книжку. Теперь Конашевич гораздо реже им в молодые годы, прибегает к узорным рамкам, к разнообразному орнаменту. Нарядным становится сам рисунок его ритмически-плоскостное и прихотливо-узорчатое расположение на белой странице. В своих работах Конашевич шел от:

  • Особенностей детского восприятия и представления.
  • Требовал непременной конкретности рисунка.
  • Изображение распластано на белом фоне листа, как аппликация и отделяется от него лишь теневой полосой.
  • Глубокого пространства нет. Художник строит изображение согласно детскому представлению о перспективе: низ листа – первый план, а отдаленные предметы – вверху страницы.
  • Декоративность, сходство с театральными декорациями помогают создать иллюзию сказочности, фантастичности происходящего.

Художественные принципы Конашевича в полной мере воплотились в иллюстрациях к сказке Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Художник передал не только сказочное повествование

Напряженный драматизм действия, лиризм, свойственный стихам Пушкина. Обложка рождает радостное ожидание сказки. Прекрасный в своем сказочном наряде королевич увозит красавицу невесту на богатырском коне. Художник убеждает ребенка, что несмотря на грустное название и начало сказки, конец обязательно будет счастливым.

Иллюстрация Коношевича к сказке ПушкинаИллюстрация Коношевича к сказке Пушкина

Форзац – в светлом тоне – над городским пейзажем едва намеченным пером – ослепительное солнце. Титульный лист представляет собой как бы ворота замка. 2 первые страничные иллюстрации – главные герои мачеха и царевна.

Художник откровенно высказывает своё отношение к происходящему, вызывая в ребенке желательные симпатии. Мачеха, наряжаясь, примеряет вещи, которые ей подает служанка с льстиво-подобострастным выражением лица. Юная царевна впервые появляется перед читателем в драматической ситуации. Страшен волшебный лес, куда завела её Чернавка. Огромные лапы елей тянутся к ней, хотят её скрыть от глаз людских, торчащие у земли корни вот-вот вцепятся ей в платье.

Настроение жуткой таинственности охватывает ребенка, ему жаль прекрасную царевну, трогательно умоляющую Чернавку пощадить её. В этих рисунках художник не стремится к тылому воспроизведение русской старины. Она дана лишь намеком: сарафаны на девушках, кольчуги и шлемы богатырей, чуть обозначены изразцы на печи, а всё остальное – всё сказочно условно, красочно.

Елисея Конашевич считает по-пушкински именно королевичем и одевает его в яркий наряд с латами и цветными перьями на шлеме. Одеяние совсем не напоминает русского рыцаря.

С улыбкой изображает художник и богатырей. Его ирония направлена не столько на внешность, сколько на однообразие реакции. Одинаковое выражение изумления и восторга на всех лицах.

Сказке свойственна особая мягкость и задушевность. Конашевич сумел уловить и передать эту сторону пушкинской сказки. Достигается это тем, что природа в его иллюстрациях становится активным участником происходящего.

Иллюстрация В.М. Конашевича к сказкеИллюстрация В.М. Конашевича к сказке

Сцена веселой молодецкой охоты (разворот), появляется тревожное лиловое облако – это символический образ зла, в следующей иллюстрации зловещая туча и дальше туча превращается в трагическое черное небо во время печальных похорон царевны. Строгое молчание ночи, поникшие головы братьев, едва светят печальные звезды: природа грустит, оплакивая смерть девушки.

В той норе во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный…

Три необыкновенно красивых иллюстрации: «Королевич Енисей обращается к солнцу, месяцу, ветру». Доверчиво тянет к ним руки. Особенно оригинален лист с изображением ветра. Под его порывами юноша едва удерживается в седле, клонится к земле дерево, трава, разрываются взвихренные облака и между ними вновь проглядывает зловещая туча, напоминающая о свершившемся зле.

Конашевич не дает традиционную сцену пробуждения царевны, мы видим лишь финал, и страшная туча тает в небе розовым облаком. Зло побеждено.

А.С. Пушкин – писал сказки не для детей, это потом дети забрали их к себе. Конашевич же, как художник истинно детский окончательно закрепил их за детьми.

Недаром книжки Конашевича намного пережили своего создателя (не так уж часто это бывает с художниками детской книги), без конца переиздавались всё с теми же знакомыми не одному поколению маленьких читателей-зрителей рисунками.