Цели работы:
Задачи:
Произнося имя Ивана Ивановича Шишкина (1832 – 1898), мы представляем его работы, знакомые нам еще со страниц школьных учебников. Это такие работы как: "Утро в сосновом лесу", "Рожь", "Полдень. В окрестностях Москвы", "На севере диком", "Корабельная роща" и др. Работы художника поражают простотой сюжета и высоким профессионализмом.
В 2022 году 25 января И.И. Шишкику исполнилось 190 лет со дня рождения, и мне захотелось подробнее познакомиться с творчеством Шишкина. Кто – то может сказать: "А нам Шишкин не интересен. Скучно пишет". Так ли на самом деле? Я решила разобраться сама.
Почему так можно говорить об И.И. Шишкине? Шишкин стал родоначальником такого пейзажа, глядя на который хочется жить, радоваться, петь. До Шишкина в отечественной живописи пейзажи были или придуманными, или написанными с романтическим европейским уклоном, или с большой русской тоской.
Сам пейзаж, как самостоятельный жанр в европейском искусстве, появился значительно позднее, чем портрет или жанровая живопись. Пейзаж всегда дополнял и портрет, и жанровые композиции, был на вторых ролях долгие сотни лет. История становление пейзажа как жанра, очень интересна. В России пейзаж получил развитие в первой половине ХIХ века. Особую популярность приобрел пейзаж на выставках Товарищества передвижников.
Незатейливая русская натура сделала пейзажи Саврасова, Левитана, Шишкина уникальными. В 70-х годах ХIХ века шел стремительный процесс развития пейзажной живописи. Но работы Шишкина стояли особняком. Знакомясь с историей создания некоторых работ художника Шишкина, я нашла для себя много неизвестного. Напишу и расскажу о Шишкине в классе на уроке.
1. Становление пейзажа как жанра
С детства нас сопровождают картины природы, запечатленные русскими художниками - "Грачи прилетели" А.К. Саврасова, "Золотая осень" И.И. Левитана, "Рожь" И.И. Шишкина. Изображая на картине окружающий мир, художники показывают национальные и исторические особенности. Французское слово "пейзаж" означает "вид местности". Пейзаж – это изображение пространства.
Понимание способов изображения пространства было разным в различные эпохи. В наскальных рисунках сцен охоты первобытные люди схематично изображали деревья, камни, водную гладь. Более широкое распространение пейзажные мотивы получают в искусстве Древнего Востока – сцена охоты фараона на диких животных в зарослях.
В древнерусской иконописи природа изображается схематично: "горки" обозначают скалистую местность, отдельные деревца – неопределенной породы лес, плоские, хрупкие здания – палаты, храмы. Вплоть до ХVI – ХVII веков пейзаж в европейском искусстве служил фоном для тематической картины или портрета. Подобную роль он выполняет в знаменитом портрете Моны Лизы, (1503 г.) Леонардо да Винчи.
Голландские художники ХVII века многое взяли у мастеров эпохи Возрождения и внесли свой вклад в развитие пейзажной живописи. Питер Брейгель Старший в своей работе "Охотники на снегу" (1565 г.) показывает бескрайние просторы родной земли, людей, с их повседневной работой.
Как самостоятельный жанр пейзаж впервые появился в средневековом Китае еще в VI веке. Пейзажи китайских художников очень поэтичны. Китайский художник Х века Дунь Юань выполнил "Речной пейзаж" тушью на шелковом свитке. Пространство кажется бесконечным, водные глади необъятными, а дали у горизонта подернуты мягкой туманной дымкой.
В европейском искусстве пейзаж, как самостоятельный жанр, складывался в эпоху Возрождения. В русском изобразительном искусстве пейзаж, как жанр, получает свое развитие в 18 – начале 19 веков. Русские художники С. Щедрин, М. и С. Воробьевы, М. Лебедев в основном изображали средиземноморские пейзажи, руины замков, городские пейзажи. Романтический пейзаж господствовал в русской живописи.
Изображения подобных пейзажей больше походило на театральную декорацию. Постепенно менялось отношение к пейзажу, когда зрителю были представлены картины Ф.Васильева "Мокрый луг", А. Саврасова "Грачи прилетели", А. Куинджи "Березовая роща". Это работы художников, которые утверждали реалистическое направление в живописи. В это время начинает выставлять свои работы еще один художник – пейзажист И.И. Шишкин.
Работы художников – современников Ивана Шишкина подготовили зрителя для восприятия его лесных пейзажей. В своих полотнах Шишкин уходил от придуманного романтического пейзажа, от условностей при изображении природы. Его главная задача стала – пристальное изучение натуры, отображение на полотне реальной природы.
Среди своих современников И. Шишкин выделяется самобытным, ни на кого не похожим дарованием. Он ценил строгую точность, объективность в отображении увиденого. Как никто другой, Шишкин до совершенства знал и умел передавать на полотне анатомию деревьев разных пород. Строгий рисунок помогал ему подробно выписывать каждую деталь. Шишкин любил естественную красоту леса. Он не боялся изображать буреломы, лесные завалы, корявые пни, вывороченные из земли корни деревьев.
Жизненная правда в изображении природы леса придала шишкинским пейзажам народный характер. Недаром на выставках Товарищества передвижников (И.И. Шишкин был одним из его основателей) его картины привлекали внимание зрителей. Изумительное знание природы русского леса сказались в графике Шишкина. Он много рисовал пером, карандашом, изображал отдельные растения, фрагменты частей дерева, создавая графические пейзажи.
Просматривая иллюстрации работ Шишкина, я остановилась на трех картинах. Картины созданы с интервалом одна от другой - приблизительно в десять лет. Это "Рожь" (1877), "Утро в сосновом бору" (1889), "Корабельная роща" (1898). Работы не похожи одна на другую по композиции, но объединены большой любовью к родной земле. С детства нас сопровождают картины природы, запечатленные русскими художниками. Кому не известно полотно замечательного русского художника И.И. Шишкина "Рожь"?
Идея написать эту картину пришла к художнику, когда он приехал в Елабугу. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в родной край, где словно черпал новые творческие силы. Найденный на родине мотив, выполненный карандашом, и лег в основу картины. В картине нет ничего необычного для второй половины ХIХ века.
Точно море шумит и колышется ржаное поле. На фоне безбрежного лазурного неба широко раскинули темно – зеленые ветки - одинокие сосны. Золотистые, налитые колосья ржи, клонятся от тяжести к земле. Цветы у обочины дороги, две ласточки, низко летящие над землей, на горизонте кучевые облака – все ждет освежающего летнего дождя. Дорога уходит вдаль.
Тема дороги… Многие художники второй половины ХIХ века связывали русскую дорогу с тоской, грустью, безрадостной людской дорогой жизни. А здесь дорога – это радость. Здесь на дороге ощущается присутствие человека (видны головы и красный платок вдали), твердо стоящего на родной земле. Дорога лежит в основе композиции картины и начинается прямо от края рамки. Дорога уводит зрителя вглубь, к горизонту. И нет конца тучным хлебам.
Смотрю, восхищаюсь и ловлю себя на мысли: "А как же комбайн будет убирать поле ржи? Сосны явно будут мешать?" (Проза жизни современного человека ХХI века) А ведь тогда все было иначе. Зерновые убирали крестьянки с помощью серпов, женщины вязали снопы, мужчины грузили на телеги, везли на обмолот. Об этом мы знаем только из истории нашей страны.
А сосны в поле – это последние многовековые великаны, оставшиеся от когда-то шумевшего на месте пашни смолистого бора. Правда жизни, запечатленная в художественном полотне "Рожь", снискала Шишкину заслуженную славу. Многими поколениями русских людей она воспринимается как символ Родины.
Картина выражает приподнятое настроение за счет светлого колорита, продуманной композиции, жизнеутверждающего мотива. Смотришь на картину и, как будто слышишь, как шумит рожь, как звучит русская раздольная песня.
А теперь о другой картине. Все дети любят конфеты. И я тоже, особенно "Мишка косолапый". На обертке этих конфет изображена иллюстрация классической картины И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору". Эта картина была написана художником в 1889 году. Шишкин вернулся из поездки по вологодским лесам. Композиция была составлена по впечатлениям от этой поездки.
Дремучий бор просыпается от ночного сна. Влажный утренний туман еще долго не растает. Первые ласковые лучи солнца освещают могучие стволы вековых сосен. Недавняя буря вывернула с корнем и сломала сосну – великан. Как будто ощущается запах хвои, влажного леса, но чего-то не хватает. "Медведей!" - воскликнул Савицкий, художник, друг Шишкина, увидевший это полотно в работе.
Савицкий предложил идею с медведями. Споры идут, и по сей день: кто рисовал медведей, Савицкий или Шишкин? Достоверный факт – Иван Шишкин начал изучать анималистику (изображение животных), когда приехал в Европу. Его учителем был известный в Цюрихе пейзажитс и анималист Рудольф Коллер. У него Шишкин брал уроки рисования животных и вполне мог сам изобразить медведей на своей картине.
Среди эскизов сохранились зарисовки медведей, выполненные Шишкиным. Савицкий подарил только идею, но подпись в правом углу картины поставил. Когда картину "Утро в сосновом бору" купил Павел Третьяков для своей галереи, он распорядился убрать подпись Савицкого (стерли скипидаром). Шишкин – честный человек. Савицкий получил часть гонорара за идею в картине.
Картина сразу же приобрела большую популярность. Стоя перед этой картиной Шишкина, мы будто входим в лес, ощущаем шершавую кору деревьев, мягкость мхов, колкую хвою. Медведи, играющие на стволе дерева, рождают у зрителя ощущение дикости леса, его отдаленности.
А какая связь этой картины с конфетами? В начале ХХ века, в 1913 году на кондитерской фабрике начали изготавливать конфеты с вафельной прослойкой и шоколадной глазурью. Хозяин фабрики не мог придумать им название. На стене висела известная картина Шишкина и конфетам дали название "Мишка косолапый".
В те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком на Рождество. В Советское время сюжет картины Шишкина использовался на часах-ходиках, картины с сюжетом медведей в простеньких рамках у многих висели в домах. Конфеты с этой оберткой популярны и сегодня.
Третья классическая работа И.И.Шишкина "Корабельная роща" (1898) посвящена лесам родного Прикамья, где прошло детство художника. Корабельные рощи – это большой и малый бор, которые росли по берегам Камы. На берегу Камы, в среднем ее течении, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга.
Здесь, в семье небогатого купца родился И.И.Шишкин. Суровая и могучая природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощь покорили Шишкина еще в детстве. Шишкин – это художник леса. Он никогда не расставался со складным мольбертом, зонтом и дорожным ящиком с красками. И как говорили о нем: "Провел в любимом сосновом лесу половину своей жизни".
Почему картина называется "Корабельная роща?" Долгие годы в России господствовал парусный флот. Корпуса, мачты кораблей были деревянные. Сосны шли на постройку всего российского флота. В центре полотна – огромные стволы вековых сосен. Вдаль уходит пространство бора. От того, что верхушки деревьев срезаны, создается ощущение, будто они не помещаются на холсте и кажутся еще более мощными. Всматриваясь в репродукцию картины Шишкина "Корабельная роща", можно увидеть ту самую природу, о которой рассказывают русские сказки.
Такие ровные толстые стволы, что, кажется, невозможно обхватить. Но еще немного и вековые сосны станут мачтами на кораблях, пройдут бури и будут держать на себе ответственность за жизнь людей. А пока, они держат птиц на ветках и, только ручей рассказывает им о силе большой воды.
Утро. Гордые сосны – великаны, освещенные солнцем, прогибаются от веса своих ветвей. Лесной ручей отражает стволы деревьев в воде. Через ручей проходит оградка, сплетенная из веток. Две небольшие елочки на переднем плане - начало новой жизни. Художник создал общий настрой картины – солнечный, теплый, летний. Струящийся ото всюду свет, дает ощущение того, что судьба рощи и человека похожа – служить людям и нести добро.
Сегодня "Корабельная роща" Шишкина также популярна, как и в годы создания. Ее репродукцию распечатывают на подарочных упаковках, открытках, календарях. Оригинал находится в Государственном Русском музее в Петербурге. Эта картина - гимн родной земле, ее вечной красоте и неиссякаемой силе. Это полотно – завершение жизненного и творческого пути Шишкина. Это последняя завершенная работа художника.
Чем больше я знакомлюсь с творчеством Ивана Ивановича Шишкина, тем больше мне нравятся его картины. По разному относились к творчеству И.И.Шишкина современники: одни указывали на "недостаток поэзии" в полотнах художника, другие – называли его "натуралистом", "фотографом", "копиистом природы". Произведения Шишкина еще при жизни получили широкую известность, всенародную любовь.
Работы художника несли свет и радость, надежду и гордость, торжество справедливости, счастье, а не уныние. Вера в добро у русского человека была сильна. Былинными героями на русской земле восхищались. Песни о красоте земли русской всегда напевно и ярко звучали. Я считаю, что за эти качества и пришлись по душе зрителю многие полотна Шишкина, как только они появлялись на выставках.
Еще с детства Иван Шишкин любил рисовать. А родиной его был город Елабуга Вятской губернии. Богатство и разнообразие природы, ее растительных форм захватывало одаренного юношу. Во время учебы Шишкин увлекался точными науками, естествознанием. Он до совершенства знал и умел передавать на полотне анатомию деревьев разных пород.
Более всего удавались художнику лесные пейзажи с могучими деревьями, с которыми ассоциируются мощь, величие, суровость природы России. Не часто можно встретить в его картинах изображение березы, осины, плакучей ивы, образы которых рождают грустные мысли.
В середине ХIХ века в России были распространены условные ландшафты, придуманные в мастерских, а Шишкин настаивал на изучении натуры. Это было шагом вперед в изобразительном искусстве. Новаторство Шишкина – любовь и восхищение натурой, глубокое проникновение в душу пейзажа. Никто до Шишкина, с такой открытостью, не поведал о любви к неброской северной природе.
А ведь, сколько художников видели это богатство! Творчество Шишкина было художественным явлением. Он имел свой почерк, творил в свое время. Это после Шишкина появилась любовь к импрессионизму – умение передавать мимолетные впечатления. Обобщая предметы, свет, воздух художники теряли представление о форме и материале. Творчество Шишкина в отечественной живописи было переходным этапом от придуманного пейзажа к чувственному изображению.
Иван Шишкин творил около двухсот лет назад. За это время вкусы и требования зрителей сильно изменились. Но такое явление как Шишкин должно было состояться в живописи. В своих картинах художник сумел выразить народные представления о природе. Шишкинский лес, поле стали частицей реальной жизни.
Когда мы устаем от ритма современной жизни, от Интернет, от СМИ, хочется отправиться в лес, к озеру, в тишину, где только птицы щебечут, бегут по дорожкам муравьи, вырастают красавицы мухоморы и пахнет земляникой.
Искусство Шишкина близко и понятно каждому. Оно доносит до нас русскую природу такой, какая она живет в сознании народа, его поэтическом творчестве, его песнях. В работах Шишкина как будто закодирована русская душа. И, спустя почти два века, мы можем представить работу Шишкина, слушая строчки песни:
Полюшко мое, родники
Дальних деревень огоньки
Золотая рожь, да кудрявый лен
Я влюблен в тебя, Россия, влюблен.
В нашей школе мы не прошли мимо такого события как юбилей поэта русского леса – И.И.Шишкина. Ребята приняли участие в конкурсе рисунков "Пейзажи родного края". Природа нашего края чем - то похожа на ту, что любил изображать Шишкин. Мы любим свой край, свою малую Родину и хотим ее процветания.
Чем более цивилизованным становится общество, тем чаще оно обращает свой взор к истокам, к природе. Природа для художника не только объект деятельности, а источник вдохновения и самой жизни. Она прекрасна сама по себе. Среди русских пейзажей люди часто находят чистоту, свет, красоту.
Кто в наше время не знает, что такое пейзаж? Это картина, на которой изображены лес, поле, дорога, река. Пейзаж получил применение в фотографии. К пейзажу обращается искусство кино, музыки, литературы. Изображение природы неизбежно вызывает воспоминания о чем-то близком, радостном или грустном.
В творчестве известного русского пейзажиста И.И. Шишкина можно отметить три мотива национального русского пейзажа. Это - лес, медведи, поле. В умении рисовать деревья, лес - ему нет равных среди братьев по кисти. Русское поле – это символ родины.
А медведь – это хозяин и гордость русского леса. Только очень талантливый и мудрый человек с широкой душой и добрым сердцем мог выделить главные составляющие русской натуры. Творчество Шишкина – это как мостик – переход от пейзажей, придуманных как декорация – к пейзажам, где будет господствовать свет, воздух, обобщение, но не будет деталей.
Шишкин очень умело смог донести до зрителя и подарить ощущение праздника и радости своими картинами. Они были понятны простому зрителю, а не только художественным критикам. Работы Шишкина были понятны и сто лет назад, понятны и любимы и в наше время.