Цель: воспитывать у обучающихся чувство гордости за Россию.
Задачи:
Оборудование: репродукции картин известных художников: Н.М. Ромадина "Молодые березки", А.И. Куинджи "Березовая роща", И.И. Шишкин "Березовая роща", А. К. Соврасов "Грачи прилетели", И.И. Левитан "Березовая роща", рисунки и плакаты учащихся, березовый веник, веточки березы.
Ведущий: Издавна на Руси почитали это де5рево, как священное. В старинной русской песне говорится о "делах" этого дерева:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – больных исцелять,
Третье дело – скрип утишать,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
Ведущий: О каком дереве пойдет речь?
- Да, о березе. Почему же русский народ так сильно любит эту красавицу?
- Почему именно березку издавна считают символом России? Почему береза воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре? (ответы детей)
- Поэтому наш праздник сегодня посвящен русской березке.
Без березы не мыслю России
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена
(О. Шестинский)
- Россия и береза! Эти два понятия неразделимы! Сколько рек, сел, деревень, названо в честь нашей березки!
- Река Березина, с. Березняки, с. Березовка, которое находится в 10 км от нашего села. Любит наш народ свою зеленую красавицу за ее красоту, за пользу, которую она приносит. А значит, и считает именно ее – кудрявую, белоствольную символом России!
- Кто не восхищался светло - изумрудной зеленью распускающихся листочков березы, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкой!
1 ученик:
Береза стала символом России благодаря поэту С.А. Есенину. В его стихотворениях береза стала ассоциироваться с родным домом, с малой родиной, с русской глубинкой. Возвращаясь из-за границы, Есенин вышел из экипажа и поклонился первой встретившейся на пути березке. С большой любовью писал поэт о березке:
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
2 ученик:
Белый ствол, чуть поникшие ветки.
Задушевный, задумчивый взор.
Тихо дремлют родные березы,
Украшая России простор.
Учитель ИЗО: Ребята, посмотрите на знаменитую картину А. К. Соврасова "Грачи прилетели", на которой художник запечатлел березу и прилетевших с юга птиц. Это символы обновления жизни.
- И. Левитан увековечил пейзаж с задумчивыми русскими березами. Глядя на картину, кажется, что сейчас из-за берез выйдут девушки с длинными косами и поплывут в дивном русском танце.
Учитель музыки: Девочки исполнят хоровод. (на мотив песни "Березка" муз. Л. Когана, сл. Г. Бойко)
Ведущий: Нельзя представить себе жизнь наших предков без бе¬резы. Источником света им служила березовая лучина, которая много веков освещала их жилища.
- Всего насчитывается более 140 видов берез. В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают. Возраст березы достигает порой 120 лет.
Выступление группы экологов
Ученик 1:
С лечебной целью используют почки, листья, березовый сок и березовый гриб (чагу) всех видов берез. Почки заготавливают зимой и ранней весной, листья собирают в мае во время цветения березы, а березовый сок – весной в период сокодвижения. Если надрезать ранней весной ствол березы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость — березовый сок.
Ученик 2:
Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры. Береста – готовая бумага, деготь – лекарство. Дегтем пропитывали кожу при выделке, чистили обувь. Из бересты плели лапти, туфли, а из берестяных лент – ковры для пола, шкатулки.
Ученик 3:
Березовым веником полезно париться в бане, настоем листьев лечат ожоги, потливость ног. Почки березы используют как мочегонное, желчегонное, противовоспалительное средство.
Ученик 4:
Даже больная береза помогает нам: наросты гриба – чаги используют для лечения тяжелых заболеваний, из него делают мази и капли при заболевании вен.
Ученик 5:
Полезен и приятен березовый сок. Березы накапливают питательные вещества, в том числе сахара́. Весной, с началом сокодвижения (до распускания листьев), эти вещества начинают подниматься к листьям. Какой же вкусный и полезный березовый сок!
Учитель музыки: Послушайте песню "Ай да березка". (музыка Т. Потапенко, слова Ж. Агаджановой)
Ученик 6:
Березовый сок издавна употребляли как напиток, делали квас. Сок пьют при ангине, для укрепления организма. Им умываются, моют волосы для укрепления и роста. Но много жалоб поступает от несчастных берез. Особенно весной березы плачут горькими слезами. Вот одна из жалоб: "Чтобы напиться моего сока, меня по-варварски разрубили топором. Погубили мою белую кору. До сих пор на мне глубокие, незаживающие раны. Залечили мои раны!"
Ученик 7:
Белая береза – милая сестра,
Ты расти, не бойся звона топора.
Белая береза, птицы по ветвям!
Я тебя в обиду никому не дам.
Белая береза, мой поклон тебе:
Ты в судьбе России и в моей судьбе.
Белая береза, русская земля:
И печаль, и радость, и любовь моя
(И. Кудрявцев)
Ученик 8:
Люди, не губите березы! Чтобы не повредить хорошие деревья, заготавливайте сок, почки, листья и веники в местах, специально отведенных для рубки леса.
Ученик 9:
У красы-березки
Платье серебрится,
У красы березки
Зеленые косицы.
Со двора к березке
Выскочили козы,
Стали гнуть березку,
А березка в слезы.
Защитить березку
Мы бежим гурьбою,
Чтоб краса-березка
Выросла большою.
Учитель ИЗО: К этому празднику вы рисовали плакаты о березе. Рассмотрите их. Вот такая она русская красавица! Молодцы, ребята!
- Где бы ни росла русская березка, везде она людям приносит радость! Приятно и радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. После дождя под березами появляются желтенькие упругие лисички. Там, где береза растет в бору вперемежку с сосной, на поверхность поднимаются подосиновики с красно – желтыми шляпками.
- Но особую радость испытаешь, когда увидишь золотистую, загорелую шляпку белого гриба, слывущего среди грибов царем.
Ученик 1:
Хороша ты любою порою!
И недаром, всем сердцем любя,
Богатырского леса красою
Называли повсюду тебя
Ученик 2:
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Ученик 3:
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется - в шуме березы
Есть русская наша душа.
Учитель музыки: Ребята , давайте все вместе исполним песню "Березонька". (слова и музыка Е. Обуховой)
Ведущий: Ребята, огромное спасибо за участие в празднике. Чему он был посвящен? Ч
- Что интересного, нового для себя вы узнали о березе?
- Чем мы должны отплатить березе за ее щедрое добро?
- Ответ таков: приумножать и охранять!
Быть березе на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна наша русская земля!