Осенняя экскурсия «Оглянись, вокруг»

Цель: познакомить учащихся с растениями школы, с местными природными материалами;

научить правильно собирать природные материалы, оберегая природу;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Ход беседы 

Подготовка экскурсии (предварительно проводит учитель)

  1. Подобрать и осмотреть место экскурсии.
  2. Засечь время экскурсии.
  3. Ознакомиться с растениями, подобрать дополнительный материал.
  4. Заранее раздать детям стихи, загадки.
  5. Продумать, какой природный материал могут собрать дети.

Ход экскурсии

1. Организационная часть.

1) Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в сказочную страну "Могучий лес" за дарами леса-природными материалами, из которых потом на уроках труда выполним много различных поделок. (Показ образцов.)

2) Инструкция по правилам поведения:

- идти по улице строем и далеко не отходить от учителя;

2. Основная часть.

1) Вводная беседа.

Ну, вот мы и добрались до сказочной страны. Давайте послушаем, как нас

приветствует природа.

Слышите, как деревья шелестят листвой, птицы поют, цветы качают голов­ками, словно говорят нам: "Здравствуйте! Добро пожаловать!". Но ведь в гос­ти не приходят без подарка. Давайте подарим лесу стихи:

1 -и ученик: Лес, лес, лес -

                Это чудо из чудес.

                Одевает, обувает,

                Кормит, поит, веселит.

2-й ученик: Кроет уж лист золотой

               Влажную землю в лесу.

               Смело топчу я ногой

               Вешнюю леса красу.

Сейчас мы совершим прогулку по нашему пришкольному участку, но помните, что нельзя делать:

  • громко разговаривать, 
  • сорить,
  • вытаптывать и срывать цветы.

Если будем соблюдать эти правила, природа нас отблагодарит: он откроет нам свой чудесный мир.

2) Рассказ учителя-экскурсовода.

Русская природа! Ни один пейзаж так не богат красками, как русская природа. Она прекрасна в любое время года. Нет ни одного русского писателя, поэта или художника, который бы не воспел ее в своих произведениях. О природе сложено много песен, стихов, пословиц, загадок, написаны целые книги.

Значение природы в жизни человека чрезвычайно велико: это и сырье, и пита­ние, и здоровье, и отдых, и красота, и чистый воздух!

А теперь давайте узнаем, из каких растений состоит наш пришкольный участок. (Ходят от де­рева к дереву и идет рассказ учителя о каждом дереве)

Например, посмотрите на это дерево:

Клейкие почки, зеленые листочки,

С белой корой стоит над головой.

Это БЕРЕЗА. Береза встречается почти на всей территории нашей страны, так как она очень неприхотлива. Березу называют деревом-пионером. Она очень быстро захватывает любой свободный клочок земли, заброшенные пашни, пожарища, откосы у дорог. Удивляться этому не приходится: дерево ежегодно плодоносит, а мельчайшие крылатые плоды переносятся ветром на значитель­ные расстояния.

Береза очень светолюбива и не выносит затемнения, поэтому обычно в лесу ее быстро вытесняют другие деревья. Поэтому она чаще растет на опушках, по краю леса. Береза - одно из самых красивых наших деревьев. Белые с черным рисунком стволы имеют особенную привлекательность. Береста - защитный покров дерева, она слоис­тая, напоминает книжку со многими слипшимися страницами. Если поранить ствол березы ранней весной, из него начинает выделяться по каплям березо­вый сок-прозрачная, чуть сладковатая жидкость. Хозяйственное использование березы широко и разнообразно. Березовые дрова дают много тепла. Древесина идет на лыжи, мебель. Из березы получа­ют уголь, вырабатывают деготь.

На поделки используется береста, которая легко снимается со ствола вес­ной и ранним летом.

Запомните: Снимать бересту надо только со спиленных или поваленных ветром деревьев. 

3) Сбор природного материала. Сейчас вы будете собирать природные материалы, но помните, что:

    • ветки не ломать, а собирать с земли;
    • плоды собирать с земли или с нижних веток;
    • не рвать много цветов, не вытаптывать цветы.

3. Итог урока (возвращение в школу).

Дома вы подумаете, какие поделки можно выполнить из собранного при­родного материала.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: экскурсия