Интенсивная общественная жизнь, патриотический подъем во время Отечественной войны 1812 года сделали общественно значимыми прогрессивные явления в художественной культуре России XIX столетия.
В русском искусстве и литературе этого периода происходило формирование нового метода, который складывался вопреки активному сопротивлению официального искусства, насаждавшегося Академией художеств.
Классицизм в соответствии с романтическими тенденциями создавал образы приподнято-одухотворенные, эмоционально-возвышенные. Однако не классицизм, а романтическое направление русского искусства первой трети 19 века подготовило развитие реалистического метода в следующие десятилетия.
В развитии русской архитектуры первой половины века можно выделить три основных этапа:
С наибольшей полнотой характерные черты архитектуры и монументального искусства этого времени выявились в творчестве зодчих А.Н. Воронихина и А.Д. Захарова.
Важнейшее создание Андрея Никифоровича Воронихина – здание Казанского собора в Петербурге (1801-1811). Архитектор подошел к задаче с большим градостроительным размахом, осуществив постройку в тесной связи со всем окружающим районом, и прежде всего с Невским проспектом. С точки зрения строительной техники постройка весьма интересна: в ней смело использованы новые конструкции и необычные материалы.
Среди работ Андрея Дмитриевича Захарова особое место занимает реконструкция здания Адмиралтейства. Заложенное как верфь и крепость, Адмиралтейство постепенно превратилось в большое административное учреждение, ведавшее всем морским и речным флотом России.
Для этого времени характерны не только отдельные крупные сооружения, но и широкое жилое строительство. Окончательно складывается тип многоквартирного жилого дома. Стиль классицизма сохранился в русской архитектуре до середины 1830-х годов, когда ему на смену пришел эклектизм.
В это время работал ряд архитекторов, воспитанных на классических традициях прошлого, - А.А. Монферран, А.П. Брюллов, К.А. Тон.
Август Августович Монферран приобрел известность как строитель Александровской колонны на Дворцовой площади (1829-1834) и Исаакиевского собора (1818-1858).
Исаакиевский собор - одно из последних крупных монументальных сооружений в русской архитектуре XIX века. Его композиция и архитектурно-декоративные формы еще связаны с классицизмом, но сложность конструкций собора и его исключительно крупные размеры потребовали использования новых технических средств.
Константин Андреевич Тон выступил с попыткой создания нового, "национального", направления в русской архитектуре. В 1838-1849 гг. он построил Большой Кремлевский дворец, в архитектуре которого совмещаются классицистические, ренессансные и древнерусские мотивы. С высокой степенью профессионального мастерства были решены интерьеры, в том числе Георгиевского и Владимирского зала.
В начала XIX века продолжают успешно развиваться все виды и жанры скульптуры. Скульпторы предпочитают не мрамор, а бронзу, которая больше соответствует новым художественным идеалам. Всеми жанрами была представлена русская живопись.
Однако в первой трети столетия реалистическое направление было тесно связано с романтическими исканиями и традициями сентиментализма. Блестящие достижения русских художников этого времени связаны с развитием портретной живописи.
Орест Адамович Кипренский сочетал романтическую взволнованность с поисками более глубокого раскрытия человеческой личности. Лучшие и главные стороны таланта Кипренского раскрылись именно в портретах, таких разных по технике и колориту.
Портрету А.С.Пушкина работы Кипренского чужды бытовые черты. Художник изобразил поэта как человека высоких духовных качеств. Это произведение русской романтической живописи отличают сложное выражение лица, сдержанная поза, свободный поворот головы, глубокие тона колорита.
Много нового в русскую живопись первой половины века внес Василий Андреевич Тропинин. Он создал широко известные произведения портретно- бытового содержания: "Старик нищий", "Кружевница", "Гитарист". В них художник с большой теплотой изобразил простых, скромных, глубоко привлекательных русских людей.
Значительный шаг в развитии русского национального пейзажа был сделан Сильвестром Феодосиевичем Щедриным. Он рассматривал природу и городской пейзаж как поэтически прекрасный образ, проникнутый живым чувством и настроением.
Все многолетнее творчество Иван Константинович Айвазовский посвятил морю, первым в истории русской пейзажной живописи воплотив его красоту, мощь и стихию, став широко известным художником-маринистом.
В первой половине XIX века полноправным направлением русской живописи стал бытовой жанр. Предметом изображения стали самые будничные, прозаические мотивы русской жизни. Эта тенденция со всей отчетливостью и полнотой прослеживается в творчестве крупнейших представителей бытового жанра А.Г. Венецианова и П.А. Федотова.
Алексей Гаврилович Венецианов в основу своего творческого метода положил изучение действительности. Вместо идеализированных представителей народа, то героических, то сентиментальных, в его живописи появились образы, основанные на внимательном и любовном изучении русского крестьянства. Но далеко не сразу поиски художника были приняты русским обществом. Его картины "Гумно", "Утро помещицы", "Спящий пастушок", "Жнецы" с точки зрения академической эстетики казались лишенными серьезного значения.
Бытовые сцены Венецианова отличаются простотой сюжета. Главным для него были не какие-либо события, а сам человек. Художник стремился воплотить национальный идеал русской красоты, видя его в одухотворенности и внутренней нравственной значительности образа.
Творчество Павла Андреевича Федотова открывает этап критического реализма в русском искусстве. Гео произведения проникнуты духом социальной сатиры. Дарование Федотова развивалось под воздействием эстетических взглядов журнала "Современник". За короткий период с конца 40-х до начала 50-х гг. появились все произведения, составившие славу художнику.
Картина "Свежий кавалер" еще несколько перегружена деталями, но Федотов уже сумел за единичным фактом увидеть современные нравы и нравственные устои устои общества, изобразив чванливого чиновника-карьериста.
Глубокого художественного осмысления жизни Федотов достиг в "Сватовстве майора" (1848) – картине, появившейся на академической выставке. Она принесла ему популярность и звание академика. Заметное влияние оказала на замысел художника гоголевская "Женитьба".
Это сказалось в группировке фигур, мимике и жестах героев, внешне благообразных, вызывающих интерес и сильное художественное впечатление. Любовно и внимательно показал Федотов богатую, претензионную обстановку купеческого дома.
Художник отказался от условного построения сцены - в картине среди конкретной бытовой обстановки действуют реальные персонажи. А последовательно развивающееся действие объединяет отдельные эпизоды в единое целое. Федотовское направление стало школой для мастеров русской живописи.
Зарождающиеся модернистические течения во многих видах искусства этого времени сделают художественную культуру мира этого периода еще более сложной и разнообразной.