Приведем примеры интерпретации рисунков «Моя семья» конкретных детей. Эти рисунки были нарисованы школьниками 1 класса. При анализе рисунков необходимо обязательно беседовать с ребенком.
Часто случается, что кого-то на рисунке нет. На вопрос: «Почему ты не нарисовал?» Частым ответом будет: «Забыл», «Не хватило места», «Не успел», "Не хватило времени". Помните, ничего не происходит случайно.
Такая «забывчивость» или «нехватка места» может означать переживания и какие-то чувства по отношению к данному члену семьи.
Анализ рисунка семьи № 1, где ребенок воспитывается только мамой и является главным в семье, все внимание приковано к нему. На рисунке явно выражен эгоцентризм, присущий ребенку. Девочка в центре, больших размеров, а мама размещена сбоку и фотографирует. Ребенку свойственно думать, что мама обязана думать только о своем ребенке, а ребенку о других членах семьи думать не обязательно.
Ребенок уверен в своих задатках лидера, самооценка завышена, подчеркнута значимость, тщательно прорисованы детали одежды и лица, переданы эмоции, фигура красивая и яркая.
Анализ рисунка семьи № 2, где члены семьи отсутствуют. Ситуация выезда на природу, но все члены семьи сидят в палатках, их не видно (со слов ребенка). Возможно, таким образом ребенок говорит о нежелании находиться в семье, о нехватке тепла, чувстве ненужности.
Прорисовывание ярких деталей пейзажа говорит о неприятности задачи.
Анализ рисунка семьи № 3, где есть все члены семьи и даже животные, кроме самого автора рисунка. Этого говорит о трудностях в общении с близкими: не замечают, отвергнут, не может найти свое место в семье. Возможно, ему кажется, что сестре уделяется внимания больше, общность в семье отсутствует. Об этом еще символизирует и цвет платья сестры – черный. Также о взаимопонимании говорит отсутствие ушей у членов семьи, но сами они держатся за руки.
Мама из всех членов семьи изображена, как бы повисшей в воздухе, не имеет опоры под ногами или самостоятельности по мнению ребенка. Папа, наоборот, уверенно стоит на земле, но он испытывает тревогу, об этом говорят его большие глаза.
Изображение животных говорит о том, что ребенок ищет общения с ними из-за нехватки тепла в семье.
Ребенок в беседе пояснил, что забыл нарисовать, но это просто оговорка, которую не стоит учитывать при анализе.
Анализ рисунка семьи № 4, где члены семьи решили справить день рождения деда в лесу. Дед изображен, как главный в шапке, с топором и тортом, но нет бабушки. В беседе ребенок пояснил, что не хватило места. Вероятнее всего, разногласия дедушки с бабушкой выразились в негативном отношении, не понимании ребенком их ссор.
Благополучным знаком является изображение семьи с протянутыми к друг другу руками, в пропорциональном соотношении, следовательно, передана сплоченность и занятость общим делом. Это хороший символ.
Ближе всех к себе изобразил отца с головой больше, чем у других. Он наделен самым большим умом в семье по мнению ребенка и более близок ему. Также изображена кошка у ребенка на повадке, которая умеет разговаривать. Это признак нехватки тепла в семье и общения. Все члены семьи скрывают свои чувства, об этом говорит рот черточка, также без нарисованных ушей, символа того, что не умеют слышать друг друга.
Облака на рисунке отражают тревогу мальчика.
Анализ рисунка семьи № 5, где изображены только 2 члена семьи вместо 3-х. Нет мамы. В беседе мальчик, сказал, что не успел. На рисунке явно выражена важность отца для ребенка, а вот мамы нет – это существующая реальность, с которой смирился ребенок, так как мама постоянно работает. Если посмотреть на глаза отца, то видна тревога, они изображены крупными.
Папа и сын слышат друг друга, но рука отца, расположенная ближе к мальчику, находится в кармане, это говорит о закрытой позиции по отношению к сыну. Ребенок уделил внимание прорисовыванию мелких деталей, что означает фиксацию на правилах порядка, а также склонность семьи к долгому удерживанию эмоций.
Анализ рисунка семьи № 6, где изображены 6 членов семьи. Это рисунок опекаемой девочки. Справа изображена ее реальная семья, в которой она воспитывается: бабушка-опекун, дедушка, мама (лишена прав). Сама же девочка изображена на плечах у папы, который живет далеко и с семьей не общается. Слева изображен дядя, который иногда приезжает в гости.
Такой рисунок можно считать желаемым. Девочка чувствует себя одинокой, непонятой и хотела бы иметь выдуманную ею счастливую семью. Она жаждет быть нужной папе, удовлетворить свою потребность в любви.
Анализ рисунка семьи № 7, ребенок изображен в центре, между мамой и папой, следовательно он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Но в данной семье есть еще младший брат, которого нет на рисунке. По всей вероятности, ребенку не хватает эмоционального контакта со стороны родителей после рождения брата, именно его мальчик убрал из рисунка, так как в его понимании это и есть желаемая семья и для брата здесь нет места.
Чувство ревности и обиды на родителей присутствует на рисунке. В семье явная нехватка тепла, так как рисунок выполнен в черно-белом цвете, лишь в углу ярко-желтым обозначено солнце, которое символизирует недостающую теплоту.
Анализ рисунка семьи № 8, изображены только мама и папа, себя и еще 2-х детей ребенок рисовать не захотел. Это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении одиночества и изолированности. При устном опросе: «Почему нет брата и сестры на рисунке?» Ответил: «Просто не хочу». Следовательно, родители занимают культовую позицию в жизни детей, эмоциональная составляющая страдает.
Дети ощущают неполноценность и отчужденность. Можно предположить, что дома ребенка критикуют, родители им недовольны, он испытывает неприятие. Потребность в любви не удовлетворяется, он окружен равнодушием и черствостью. Отсутствие рук у родителей свидетельствует о бездеятельности, необщительности и пассивности по отношению к детям.
Анализ рисунка семьи № 9, вместо семьи дом, а внутри дома находятся родители. Это выяснилось из беседы. Ребенок испытывает дефицит эмоционального контакта с ними. "Забытые" родители – это источник страха и переживаний. Скорее всего в семье царят тирания и диктат. Ребенка дрессируют, он противится контролю, как может.
Отсутствие ладоней свидетельствует об отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Тонкие руки – «палки» и отсутствие шеи – это признак незрелости, невосприимчивости к оценке себя со стороны. Ребенку кажется, что взрослые требуют от него большой способности сдерживать свои эмоции. В реальной жизни случаются регулярные «психи». У ребенка формируется взрывной характер, возможны эмоциональные проявления.
Анализ рисунка семьи № 10, на рисунке изображена полная семья, но в реальной жизни родители развелись, а брата и вовсе нет. Изображение несуществующих людей говорит о том, что ребенок пытается заполнить пустоту, ему не хватает тепла во взаимоотношениях с родителями, эмоциональных связи нарушены. Свои потребности ребенок хочет реализовать в фантазии с воображаемым братом и семьей.
Анализ рисунка семьи № 11, в руках у ребенка нож – это оружие, признак агрессии. В беседе сказал: «Я – киборг-убийца» Родители находятся в разводе, хотя семья изображена полной. Возможно, развод родителей и стал скрытой причиной агрессии. Ребенок вышел из зоны комфорта. Темный цвет символизирует депрессию и чувство безнадежности. В реальной жизни ребенок ведет себя скромно, тихо и застенчиво.
Анализ рисунка семьи № 12, очень позитивный с мотивирующей надписью. На рисунке изображена идеальная семья. Прорисованы все реальные члены семьи. Рисунок выполнен в цвете. Руки членов семьи раскрыты, что свидетельствует об общении, но сдержанности, так как не соединены между собой. Самой девочке не хватает эмоциональности и эту пустоту она пытается восполнить животным – кошкой. Наличие самой крупной головы у мамы свидетельствует о том, что ребенок считает ее самой умной в семье.
У всех женщин семьи, кроме бабушки, прорисованы ресницы. Это говорит о проявлении женской сексуальности. Саму себя девочка изобразила маленькой, она в семье младшая, но такой она и хочет оставаться, чтобы родители уделяли ей больше внимания.
Подведем итог выше сказанному:
Рисуночный тест «Моя семья» психологи и педагоги применяют для того, чтобы ненавязчиво узнать больше о ребенке и его семейных проблемах. Важно правильно интерпретировать детский рисунок семьи, а для этого необходима беседа. Вопросы помогут расшифровать рисунок "Моя семья": ребенок изобразил желаемое или реальность.