Как не допустить формирования компьютерной зависимости у ребенка?

Компьютерная зависимость - навязчивый, намеренный уход в виртуальную реальность с потерей прежнего интереса к другим обязанностям и занятиям.

В настоящее время, когда компьютеры и гаджеты имеют широкое распространение и являются неотъемлемой частью жизни нашего общества, дети приобщаются к использованию компьютерной техники начиная с раннего возраста и многие модели поведения, в частности модели обращения с ПК и смартфонами, они черпают от самых близких людей – семьи.

Компьютерная грамотность в свою очередь является залогом эффективности выполнения профессиональных задач и одним из критериев будущей профессиональной пригодности, поэтому оградить ребенка от компьютерных технологий полностью, исключив возможность развивать навыки работы с компьютером, зачастую означает поставить его в невыгодное положение в сравнении со сверстниками, которые при необходимости смогут продемонстрировать хороший уровень владения программным обеспечением.

Компьютерная зависимость у детейКомпьютерная зависимость у детей

Запрет на компьютер также может иметь другие негативные последствия: во-первых, необоснованное с точки зрения здравого смысла табу (и не разъясненное ребенку) рано или поздно имеет свойство становится желанным "запретным плодом", степень влечения к которому обратно пропорциональна усилиям родителей, приложенных к тому, чтобы запрет неукоснительно соблюдался.

Как правило, такая ситуация разворачивается в период прохождения ребенком возрастных кризисов, где стремление нарушить запрет родителей обосновано естественной психологической потребностью расширить свои границы и обозначить нарастающую автономность. наиболее остро конфликты, связанные с использованием ПК могут приходиться именно на подростковый возраст.

Во-вторых, тотальный запрет на компьютер может вызывать сложные эмоциональные переживания у ребенка/подростка, особенно когда все его друзья имеют собственную компьютерную технику и неограниченный доступ к ее возможностям. Современные дети используют гаджеты как атрибут, демонстрирующий социальный статус и во многом его определяющий, а компьютер является естественным элементом среды, и необходимо четко понимать, что по мере взросления ребенка контролировать сферы применения этого элемента становится все сложнее.

В-третьих, разгорающиеся споры и конфликты вокруг установленных правил пользования ПК и гаджетов оказывают негативное влияние в сфере семейных коммуникаций.

Рекомендации для родителей

Профилактика компьютерной зависимостиПрофилактика компьютерной зависимости

"Подлежит обсуждению: четко и ясно"
Ключевым условием при выработке стратегии использования компьютерной техники является возможность обсуждать и совершенствовать существующие в семье правила и традиции. У ребенка должно быть право быть выслушанным, рассуждать и приводить доводы, аргументировать свою позицию и делать это в спокойной обстановке, не боясь последствий в виде санкций со стороны семьи. Такая позиция взрослых позволяет поддерживать доверительные отношения и совместными усилиями находить решения многим спорным ситуациям.

Сотрудничество с ребенком заключается в умении четко и ясно сформулировать конкретные договоренности о режиме работы с компьютером, целях пребывания в интернете, информировать о том, почему родители ограничивают доступ к компьютеру, но не запрещают его полностью. Помощником в этом деле может служить составленная совместно с ребенком иллюстрированная памятка на тему "работа с компьютерной техникой и Интернетом", в которой могут быть отражены принятые в вашей семье нормы пользования ПК и правила безопасности.

"Принцип подобия"
Устанавливая границы дозволенного, родителем необходимо становиться наглядным примером, достойным подражания в глазах ребенка, и придерживаться обозначенных правил. Для дошкольника родитель является идеалом и неоспоримым авторитетом, и если "идеальный" родитель проводит много времени в обществе планшета или смартфона, то ребенок начинает подражать и стремиться (не всегда осознанно) воссоздать предложенный образ жизни в будущем.

Весьма логичный вопрос "а почему тебе можно, а мне – нельзя?" и чуть менее логичный ответ "потому что я взрослый" складываются воедино и трансформируются во внутреннюю позицию: чтобы быть взрослым нужно много времени проводить за компьютером. Поэтому так важно показать ребенку для чего Вы используете компьютер/интернет и продемонстрировать свою личную позицию в отношении работы с ПК.

"Когда мы едины"
Прежде чем окончательно предложить ребенку правила использования современной техники необходимо выстроить общую для всех членов семьи стратегию в отношении данного вопроса. Если родители разрешают компьютер 0,5 часа в день, а бабушка – 2 часа, то в голове ребенка появляется недоверие к существующим правилам и формируется готовность поставить их под сомнение… Ведь бабушка уже смогла поступиться договоренностями…

"Система поощрений"
Похвала и награда наделяют значимостью личные достижения ребенка, стимулируют к дальнейшему развитию и проявлению способностей, однако, это двухсторонний взаимосвязанный процесс, в котором взрослые, поощряя ребенка за успехи дополнительным временем работы с ПК, возводят компьютер в ранг ценностей. И тогда ребенок научается трудиться для того, чтобы получить награду, значимость которой в скором времени может перерасти значимость самого достижения. Важно, чтобы поощрение приносило удовольствие, сопутствовало воспитательному процессу и не противоречило ему.

"Достигая целей!"
Используйте компьютер в конструктивных целях, ориентируйте детей на целенаправленное времяпрепровождение в сети Интернет. Если вы берете на дом работу за компьютером – показывайте ребенку свои рабочие файлы и проекты, развивайте представление ребенка о том, что компьютер служит лишь инструментом, ресурсом для работы. Обучайте ребенка обращаться к достоверным источникам для поиска информации, пользоваться антивирусом и др.

"Поиск альтернатив"
Ограничивать ребенка в компьютере сложнее, если ничего не предлагать взамен. Памятуя о том, что компьютер и интернет для него являются механизмом реализации возникающих потребностей, следует внимательно отнестись к альтернативным видам деятельности, способным заменить компьютер, т.е. занять ребенка. Это могут быть кружки, секции, посещение театров, музеев, библиотек, семейные мероприятия, поездки. Предлагайте детям совместно планировать семейный отдых, личным примером указывайте на преимущества активного и здорового отдыха, живого общения.

"Последовательность действий"
Вручить плачущему младенцу планшет с мультиком бывает проще, нежели понять, что стало причиной его плохого настроения. Однако, проще - не всегда лучше, поэтому прежде, чем включить очередную порцию мультиков обратитесь к себе: чего Вы хотите больше – услышать тишину или помочь ребенку справиться с огорчением? Кому из Вас этот мультик сейчас нужнее? А может быть, сейчас ему нужны именно Вы и Ваше внимание? Компьютер и мультики способны занять и увлечь ребенка, но никогда не смогут заменить Вашей любви и заботы!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: занимательный материал