Исследовательская работа "Почему учителя ставят двойки?"

Наверняка всем знакома ситуация, когда взрослые говорят: "Учись на "отлично". Конечно, всем родителям хочется, чтобы дети учились хорошо. В первом классе нам не ставили оценок.

Но вот мы стали старше и нам начали ставить оценки. Только сейчас мы узнали, какого труда стоит получить хорошую оценку!

И то, что еще совсем недавно казалось не таким уж страшным, приняло масштабы бедствия: в дневнике появились двойки. И мне стало интересно, в чем причина неуспеваемости ученика? В связи с этим, я решила выяснить, почему учителя ставят двойки своим ученикам?

Возникло следующее предположение: причинами неуспеваемости являются лень и равнодушие учащихся, неумение сосредоточиться, недостаток контроля со стороны родителей. Если знать причины плохой учебы школьников, можно будет сократить число неуспевающих учеников.

Для выяснения причин я поставила ряд задач:

  • изучить различные источники, содержащие сведения по проблеме неуспеваемости учеников;
  • выяснить какие причины негативно влияют на учебу в школе;
  • провести анкетирование среди моих ровесников и одноклассников, учителей, чтобы узнать, что они думают об этой проблеме, почему дети учатся по-разному?
  • анализ полученных данных, обобщение информации;
  • сделать выводы;
  • подготовить советы ученикам и родителям по повышению успеваемости.

Кто же такие двоечники?

Свое исследование я начала с изучения информации об истории отметочной системы. Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех баллов, каждый из которых обозначал разряд, к которому следует отнести ученика по его успеваемости (1-й - лучший, 2-й - средний, 3-й - худший). Баллы показывали место ученика среди других. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы; получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовали в России. Здесь баллам стали придавать другое значение. Они перестали обозначать разряды учеников, а с их помощью старались оценить познания учащихся.

С момента введения баллов в школьную практику возник вопрос об их правомерности, достоинствах и недостатках. Несомненно, школьные двойки явление неприятное, но даже в них есть смысл, который объясняет знание ученика: есть они или нет, и на каком уровне. Ведь пятибалльную систему вводили именно для этого.

Многие слабые ученики вместо того, чтобы хоть что-то подучить и прояснить, просто не обращают внимание на учебу, не ходят на уроки, не ведут тетради. И все равно в итоге получают за год "3". Это вызывает обиду хороших, прилежных учеников, которые часто изо всех сил стараются что-то выучить, но получают в итоге ту же тройку.

В начальных классах часто вместо оценок используют разные елочки, флажочки, которые рисуют на полях "отличной" тетрадки. В старших классах оценка, а вернее, полученная отметка, должна показать продвижение ученика, его рост относительно самого себя, прирост знаний, умений на каждом этапе. Так же в толковом словаре Ушакова я нашла определение двоечнику: Двоечник -неуспевающий ученик, постоянно получающий двойки.

Так откуда берутся двоечники?

На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Дело в том, что ученики бывают разные.

Первая причина: ученик не готовит домашнее задание и не справляется. В данном случае ребенок не выполняет домашнее задание или готовит его некачественно и соответственно не справляется с учебным материалом. Или в школе задают слишком много домашнего задания;

Вторая причина: Я обиделся. Есть вариант учеников, которые обиделись на учителя и попросту не хотят отвечать или другой случай, когда ученик стесняется отвечать;

Третья причина: лень. Лень порождает множество недостатков: необязательность, неисполнительность, а такжеученики с полным безразличием к учебе: "Мне все равно, я не хочу учиться";

Четвертая причина: Родители. Снижение успеваемости возможно и по причине того, что родители изредка контролируют ребенка. Не все родители из-за своей занятости строго следят за тем, чтобы все задания выполнялось. Недостаток контроля является одним из факторов большинства "2". Так из общего количества "2", 15 "двоек" (30 %) получены учащимися, родители которых не проверили выполнение заданий, за которые школьники получили "2".

Но любой из этих случаев — это крик о помощи, в этой ситуации надо как можно раньше начать помогать ребенку. Для того, чтобы выяснить почему же мы такие разные в наших успехахи как на это реагируют ученики и учителя школы, был проведен анкетный опрос. В нем приняли участие 50 учеников и 10 учителей нашей школы. Были получены следующие результаты:

1. Нравится ли тебе в школе?
а) да - 15
б) нет -
в) не очень - 7

2. С каким настроением ты ходишь в школу?
а) с хорошим – 3
б) с плохим – 1
в) иногда с хорошим, иногда с плохим 14

3. Часто ли тебе приходится получать "двойки"?
а) практически каждый день – 0
б) нечасто - 9
в) редко - 15

4. Как ты считаешь, справедливо ли ставят учителя "двойки"?

а) как правило я их заслужил(а) - 22
б) из-за высоких требований учителей, без них не обойтись - 2
в) двойки - это всегда не справедливо – 2

Общий итог сложился такой: 20% учеников без желания идут в школу, нет настроения учиться. 80% учеников считают, что двойки им ставят несправедливо.

Результаты тестирования учащихсяРезультаты тестирования учащихся

Все 100% учителей ставят двойки. В тоже время всем 100% - неприятно ставить двойки, и ставят они плохие отметки, в крайнем случае. Основными причинами неуспеваемости называют неготовность к уроку и лень.

Результаты тестирования учителейРезультаты тестирования учителей

Можно сказать, что, взрослея, возрастает наш уровень ответственности, уровень требований, уровень загруженности, а значит, учиться становится труднее. Но учиться на "отлично" по-прежнему почетно, как среди взрослых, так и среди детей.

Итак, было выявлено четыре важнейших причины, которые являются "врагами" успешного обучения в школе. Каждая причина несет в себе важный элемент, но только комплексная борьба со всеми этими элементами может дать положительный результат.

Выводы

Итак, каков же главный вывод, который был сделан во время этого исследования?

  1. Многие ученики становятся двоечниками из-за своей лени, нежелания учиться.
  2. Учителя не ставят несправедливых двоек.
  3. Ученики знают, что рано или поздно учитель исправит двойку на тройку, поэтому часто и не стараются повысить успеваемость.
  4. Родители многих учеников предъявляют высокие требования, хотят, чтобы дети учились хорошо любой ценой.
  5. Другие родители, наоборот, к детям предъявляют требования минимальные, зато учителя должны по достоинству оценить их детей.
  6. Преодолеть все вышеперечисленные проблемы можно только сообща всем участникам учебного процесса, родителям, подходя индивидуально к каждому ребенку, повышая его самооценку, развивая интересы, мотивацию к учению.

Несколько советов по подготовке домашнего задания

  • Записывайте в дневник все домашние задания.
  • Приучите себя готовить уроки ежедневно в одно и то же время.
  • Правильно организуйте свое рабочее место, уберите все лишнее со стола, выключите радио и телевизор.
  • Делайте перерыв для отдыха на 10 минут.
  • Во время подготовки уроков не отвлекайтесь.
  • После выполнения письменной работы тщательно проверьте ее.
  • Ежедневно повторяйте материал прошлых уроков, особенно - правила.
  • После приготовления уроков отдохнуть.
Размер:
130.98 Kb
Скачали:
21
<
Аватар пользователя
Marina S

29.01.2022

Ответ очевиден, у многих детей нет понимания и осознания зачем учиться? Двойка, поставленная учителем, являются стимулом что-либо делать. Получая положительные отметки у ребенка не возникает желания что-то учить или думать. Постепенно мозг перестает думать вообще. Ставить любые отметки - это работа учителя. Однозначно, двойки учителей не радуют...
Добавить комментарий