Наверняка всем знакома ситуация, когда взрослые говорят: "Учись на "отлично". Конечно, всем родителям хочется, чтобы дети учились хорошо. В первом классе нам не ставили оценок.
Но вот мы стали старше и нам начали ставить оценки. Только сейчас мы узнали, какого труда стоит получить хорошую оценку!
И то, что еще совсем недавно казалось не таким уж страшным, приняло масштабы бедствия: в дневнике появились двойки. И мне стало интересно, в чем причина неуспеваемости ученика? В связи с этим, я решила выяснить, почему учителя ставят двойки своим ученикам?
Возникло следующее предположение: причинами неуспеваемости являются лень и равнодушие учащихся, неумение сосредоточиться, недостаток контроля со стороны родителей. Если знать причины плохой учебы школьников, можно будет сократить число неуспевающих учеников.
Для выяснения причин я поставила ряд задач:
Свое исследование я начала с изучения информации об истории отметочной системы. Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех баллов, каждый из которых обозначал разряд, к которому следует отнести ученика по его успеваемости (1-й - лучший, 2-й - средний, 3-й - худший). Баллы показывали место ученика среди других. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы; получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовали в России. Здесь баллам стали придавать другое значение. Они перестали обозначать разряды учеников, а с их помощью старались оценить познания учащихся.
С момента введения баллов в школьную практику возник вопрос об их правомерности, достоинствах и недостатках. Несомненно, школьные двойки явление неприятное, но даже в них есть смысл, который объясняет знание ученика: есть они или нет, и на каком уровне. Ведь пятибалльную систему вводили именно для этого.
Многие слабые ученики вместо того, чтобы хоть что-то подучить и прояснить, просто не обращают внимание на учебу, не ходят на уроки, не ведут тетради. И все равно в итоге получают за год "3". Это вызывает обиду хороших, прилежных учеников, которые часто изо всех сил стараются что-то выучить, но получают в итоге ту же тройку.
В начальных классах часто вместо оценок используют разные елочки, флажочки, которые рисуют на полях "отличной" тетрадки. В старших классах оценка, а вернее, полученная отметка, должна показать продвижение ученика, его рост относительно самого себя, прирост знаний, умений на каждом этапе. Так же в толковом словаре Ушакова я нашла определение двоечнику: Двоечник -неуспевающий ученик, постоянно получающий двойки.
На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Дело в том, что ученики бывают разные.
Первая причина: ученик не готовит домашнее задание и не справляется. В данном случае ребенок не выполняет домашнее задание или готовит его некачественно и соответственно не справляется с учебным материалом. Или в школе задают слишком много домашнего задания;
Вторая причина: Я обиделся. Есть вариант учеников, которые обиделись на учителя и попросту не хотят отвечать или другой случай, когда ученик стесняется отвечать;
Третья причина: лень. Лень порождает множество недостатков: необязательность, неисполнительность, а такжеученики с полным безразличием к учебе: "Мне все равно, я не хочу учиться";
Четвертая причина: Родители. Снижение успеваемости возможно и по причине того, что родители изредка контролируют ребенка. Не все родители из-за своей занятости строго следят за тем, чтобы все задания выполнялось. Недостаток контроля является одним из факторов большинства "2". Так из общего количества "2", 15 "двоек" (30 %) получены учащимися, родители которых не проверили выполнение заданий, за которые школьники получили "2".
Но любой из этих случаев — это крик о помощи, в этой ситуации надо как можно раньше начать помогать ребенку. Для того, чтобы выяснить почему же мы такие разные в наших успехахи как на это реагируют ученики и учителя школы, был проведен анкетный опрос. В нем приняли участие 50 учеников и 10 учителей нашей школы. Были получены следующие результаты:
1. Нравится ли тебе в школе?
а) да - 15
б) нет -
в) не очень - 7
2. С каким настроением ты ходишь в школу?
а) с хорошим – 3
б) с плохим – 1
в) иногда с хорошим, иногда с плохим 14
3. Часто ли тебе приходится получать "двойки"?
а) практически каждый день – 0
б) нечасто - 9
в) редко - 15
4. Как ты считаешь, справедливо ли ставят учителя "двойки"?
а) как правило я их заслужил(а) - 22
б) из-за высоких требований учителей, без них не обойтись - 2
в) двойки - это всегда не справедливо – 2
Общий итог сложился такой: 20% учеников без желания идут в школу, нет настроения учиться. 80% учеников считают, что двойки им ставят несправедливо.
Все 100% учителей ставят двойки. В тоже время всем 100% - неприятно ставить двойки, и ставят они плохие отметки, в крайнем случае. Основными причинами неуспеваемости называют неготовность к уроку и лень.
Можно сказать, что, взрослея, возрастает наш уровень ответственности, уровень требований, уровень загруженности, а значит, учиться становится труднее. Но учиться на "отлично" по-прежнему почетно, как среди взрослых, так и среди детей.
Итак, было выявлено четыре важнейших причины, которые являются "врагами" успешного обучения в школе. Каждая причина несет в себе важный элемент, но только комплексная борьба со всеми этими элементами может дать положительный результат.
Выводы
Итак, каков же главный вывод, который был сделан во время этого исследования?