Имя Михаила Васильевича Буркацкого еще при жизни стало легендой, а трудовой подвиг, который он совершил, долго будет служить примером беззаветной преданности своему делу.
Многим из ныне здравствующих новокузнечан посчастливилось видеть этого человека в президиумах торжественных собраний и на рабочей площадке, на многочисленных фотографиях и в проходной Кузнецкого металлургического комбината...
У этой небольшой улицы на рабочей окраине есть свой распорядок. Утро здесь начинается рано: спешат на смену прокатчики и железнодорожники, слесари и машинисты. Около четырехсот человек живут здесь, больше ста трудятся на Кузнецком металлургическом комбинате. Днем на улице Буркацкого тихо, а по вечерам она вновь оживает.
Черный кружочек шайбы мечется по льду, и мальчишки повторяют ее путь, стараясь «провести» гол.
- Улица-то ваша как называется?
Не сразу сообразив, о чем спрашивают, они молчат, а затем наперебой повторяют:
- Буркацкого.
- А вы что, родных ищете? - спрашивает самый любопытный с коротенькой клюшкой мальчишка.
- Да нет, просто интересно, что за улица, и кто был этот человек - Буркацкий.
Вновь пауза, и наперебой:
- Металлург...
- Сталевар...
В шестнадцать лет остался Михаило круглым сиротой. Родители умерли от голода, а он старший, и на руках еще четверо. А тут слух пошел, что собираются в город на заработки хуторские мужики. К ним-то и прибился да и ушел с родных Карнауховских хуторов в большую жизнь украинский хлопец Михаил Буркацкий.
В январе 1926 года сделал он свой первый трудовой шаг в мартеновском цехе Днепропетровского металлургического завода. Сначала подсобным рабочим был: то подать, здесь подержать, там подбросить - вот и все обязанности. Затем трудолюбивого, смышленого паренька перевели в подручные. Тяжеловато приходилось, но сила в нем была, а нужда учила упорству. За четыре года многое узнал, работал горячо.
Еще в 1929 году, когда вся страна начала первую пятилетку и во весь голос заговорили о Кузнецкстрое, подумал: вот где простор-то. 23-летним парнем пришел к печам Кузнецкого металлургического комбината Михаил Васильевч Буркацкий. И тридцать лет в мороз и жару, ранними весенними утрами и голубыми морозными ночами приходил он сюда, на второй мартен, до последнего дня своей жизни.
У Максима Горького есть такие слова: «Нет пути к счастью более верного, чем путь свободного труда». Именно таким стал для Буркацкого путь к вершинам своего мастерства, к славе, к легенде, которую он ковал собственными руками.
Сотрудник краеведческого музея показывает документы и награды Михаила Васильевича Буркацкого. Это Почетные грамоты, знаки передовика социалистического соревнования, четыре ордена Ленина, орден «Знак Почета», многие медали. Золотую Звезду Героя Социалистического Труда хранит семья, жена Марфа Петровна Буркацкая.
За 36 лет работы у мартена Михаил Васильевич сварил более трех миллионов тонн стали. Их хватило бы на изготовление более 150 тысяч тракторов. Из металла, который сварил Буркацкий, можно было бы построить еще одно высотное здание университета на Ленинских горах.
На второй мартеновской печи, под непосредственным началом М. В. Буркацкого, начинал свой трудовой путь и другой прославленный кузнецкий сталеплавильщик - Герой Социалистического Труда Кузьма Федорович Шабалов. Он вспоминал: «Михаил Васильевич для меня был не только учителем, но и старшим товарищем. Именно ему я обязан многими трудовыми достижениями.
Он отлично знал печь, был влюблен в свою работу. Трудился самозабвенно, увлеченно, заражая энергией других. В цехе до сих пор существуют ставшие обиходными термины. Самая большая лопата - это лопата Буркацкого, хорошо заправить печь - значит, «по-буркацки», вести плавку на повышенном режиме - это тоже «по-буркацки».
Печь, на которой работали Буркацкий, Шабалов и Кузнецов, многие годы была рекордсменкой в первом мартеновском цехе.
Одними из первых сталевары второй печи перешагнули 300-тысячный рубеж. Много лет удерживали первенство в социалистическом соревновании. Металлурги второй печи первыми в цехе получили высокое звание коллектива коммунистического труда.
Михаилу Васильевичу Буркацкому за высокие достижения в труде и скоростные плавки звание Героя Социалистического Труда было присвоено в 1958 году. Его ученик Кузьма Шабалов Золотую Звезду Героя получил в 1966 году. Победа одного невозможна была бы без победы другого Михаил Васильевич горячо вел плавку, всегда работал на высоком тепловом режиме, хорошо знал печь, технологию и никогда не боялся за последствия скоростных методов. Доводку плавки Буркацкий вел мастерски. Качество металла у него всегда было хорошим.
Нет в живых учителя, нет Шабалова, ушел на пенсию Кузнецов, но дело, которое начал в 1932 году Буркацкий, продолжает следующее поколение кузнецких прометеев.
Идут годы, изменяется сталеплавильное производство: улучшилось техническое оснащение печей, появилась автоматика, но свято помнят молодые сталеплавильщики имена тех, кто стоял у истоков кузнецкой стали, помнят имя Михаила Васильевича Буркацкого.
П.Сербин, 1982