Улица Павловского в Новокузнецке

Шоссе в городе Комсомольске-на-Амуре, мемориальные доски на зданиях Дальзавода во Владивостоке и Амурстали, на главном корпусе Сибирского ордена Трудового Красного Знамени металлургического института имени Серго Орджоникидзе, новая улица в Новокузнецке, десятки пионерских дружин и отрядов в Новокузнецке и Владивостоке, в Каменке на Днепре и Комсомольске-на-Амуре носят имя Героя Советского Союза Алексея Павловского.

Алексей Андреевич Павловский родился в городе Великие Луки. Отец его был машинистом локомотива. В рабочей семье прошло детство Алексея.

В 1929 году вся страна узнала о начале строительства гиганта черной металлургии в Сибири - о Кузнецкстрое. И вот сюда в 1931 году приехала семья Павловского.

Павловский Алексей Андреевич (17.05.1914-8.10.1943)Павловский Алексей Андреевич (17.05.1914-8.10.1943)

Города еще, собственно, не было. Стояли бараки, только начали строиться первые кирпичные дома. Энтузиасты-строители жили в землянках.

Отец Алеши - Андрей Петрович стал работать машинистом. А Алексей после окончания ФЗО был у него помощником. Жили они в бараке.

Осенью 1931 года приехала первая группа студентов и преподавателей Сибирского института черных металлов из Томска. В городской газете «Большевистская сталь» появилось объявление: «Принимаются студенты, приглашается рабочая молодежь на рабфак. Открывается подготовительное отделение».

На подготовительное отделение поступил и Алексей. Придет из депо, быстро умоется и бежит на учебу. Его старания дали свои плоды. Он стал студентом. В институте скоро был организован аэроклуб.

Петр Григорьевич Барановский, ныне доцент кафедры автоматизации, возглавил аэроклуб. Он рассказывает: «Среди первых летчиков- выпускников аэроклуба был Алексей. Сбылась его мечта. Он стал пилотом. Несколько лет был комсоргом института. Общественная работа и занятия спортом не мешали ему быть отличником. Окончил он институт отлично и был оставлен преподавателем.

В 1938 году Алексей оставил работу в институте, где ему прочили завидное будущее, и уехал на Дальний Восток. Он хотел быть ближе к производству».

Назначили его заместителем начальника литейного цеха Дальзавода, а через три месяца он был начальником цеха. Там же, на Дальзаводе, Алексей стал общественным редактором заводской многотиражки, был избран членом Владивостокского горкома партии.

В многотиражной газете «Ворошиловец» от 20 августа 1941 года был помещен портрет Алексея. Под ним подпись: «А. Павловский - начальник цеха. Цех в социалистическом соревновании занимает первое место».

В 1942 году военкомат удовлетворил наконец просьбу Алексея: он едет на фронт. Но в Чите его снимают с поезда - по указанию Наркомтяжпрома он направляется на завод Амурсталь в Комсомольск-на-Амуре. Сменив солдатскую шинель на рабочую спецовку, Алексей участвует в пуске Амурстали работает начальником литейного цеха. День и ночь он проводит в цехе Его избирают партийным вожаком.

В это время с фронта приходит печальная весть - погиб брат Алексея. И опять Павловский атакует военкомат. Неоднократные, упорные отказы: «Специалисты нужны в тылу». Алексей пишет вновь: «Отправьте меня на фронт. Я сегодня не инженер, а летчик». Военкомат удовлетворил его просьбу.

В октябре 1942 года Алексей получает самолет и участвует в воздушных боях. В январе 1943 года семье Павловского пришел солдатский треугольник. С разрешения жены героя Зиновии Алексеевны Павловской приводим строки из некоторых писем: «То, чего я добивался в течение полутора лет, свершилось. Я на фронте, мне, коммунисту, гражданину, выпала великая честь защищать свою Родину с оружием в руках.

Знайте, дорогие мои, пока у меня глаза видят, пока руки и ноги управляют самолетом, пока в груди моей бьется сердце, я буду защищать свою Родину до последнего дыхания, до последней капли крови. Как хочется жить и жить, чтобы хоть одним глазом взглянуть на мир после войны, чтобы хотя бы на миг увидеть вас, моих дорогих, моих любимых!»

После ранения он лежал в госпитале в Нижнем Волочке. Вскоре в Новокузнецк идет письмо: «Я был рад, когда услышал «годен». Я оправдаю это и адрес сообщу». Но адреса так и не сообщил.

Долго ждали писем от Алексея Павловского в далекой Сибири. 20 декабря 1943 года в газетах «Правда», «Известия», «Труд» был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении капитану Павловскому звания Героя Советского Союза.

В июне 1945 года Михаил Иванович Калинин написал жене Павловского: «Посылаю Вам грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вашему мужу звания Героя Советского Союза для хранения как память о муже-герое, подвиг которого никогда не забудется народом».

А подвиг был совершен на Днепре. Капитан Павловский командовал воздушно-десантным батальоном. Солдаты батальона были дисциплинированные и ловкие парни. Не было случая, чтобы поставленная перед ними задача не была выполнена. Поэтому и бросали их на самые ответственные участки. Сейчас был Днепр. Здесь совершался массовый подвиг. Трудно было выделить в этой жестокой, кровавой схватке отдельных героев. Трудно, но можно. Генерал Кузнецов прислал в СМИ «Военно-исторический журнал» № 12 за 1974 год. Здесь рассказывается о действиях третьего батальона полка под командованием капитана Павловского.

Темной ночью батальон бесшумно подошел к высоте и неожиданно атаковал ее с флангов. Враг растерялся. Хозяевами высоты стали солдаты Павловского. Утром высоту окружили фашистские танки. «Они уничтожат батальон. Надо прорываться», - решил комбат. Солдаты взяли гранаты, поднялись навстречу танкам. Атака немцев захлебнулась. На правом фланге батальон, прорвав кольцо окружения, вырвался, занял оборону по склонам высоты. Противник, бросив 46 танков и три роты пехоты, прорвал оборону соседей Павловского и отрезал батальон от своих.

Боеприпасы кончились. Связь с полком прервалась. Считали каждый патрон, но отбивались. За сутки уничтожили 17 немецких танков, в том числе семь «тигров», и роту фашистов. На исходе суток Павловский был ранен и потерял сознание. Очнувшись, услышал немецкую речь. Пошарил вокруг — искал пистолет. Нет. И только тут отчетливо понял: плен.

Начались изуверские пытки. Фашисты хотели узнать, какие части стоят у Днепра, каково их вооружение, моральный дух солдат. Но напрасно старались эсэсовцы из дивизии «Великая Германия», Павловский молчал. Молчала и горстка солдат, оставшихся в живых и схваченных вместе с командиром. Тогда немцы волоком потащили Павловского к стогу сена и подожгли. В огонь бросили и остальных ребят.

В наградном листе сказано: «Павловский был контужен. Его и группу смельчаков, не имеющих вооружения, зверски замучили, сожгли живьем».

Спустя месяц из части прислали 3. А. Павловской последнюю записку для дочери Элеоноры. Вот она: «Дорогая моя дочь, если эта записка будет последней, прошу об одном: будь честна, как твой отец. Будь предана своей Родине, как был предан твой отец. Презирай все несправедливое, беспечное, ложное. Люби Родину и свой народ, как любил твой отец».

В институте на литейном факультете учится комсорг группы внучка Героя Советского Союза Светлана Макеева. В честь деда назван Алексеем внук. Жена Алексея Павловского — Зиновия Алексеевна и его дочь Элеонора часто встречаются со студентами в музее боевой и трудовой славы СМИ, у стенда Героя, где установлен его бюст работы выпускника СМИ инженера Александра Федорова.

Имя Павловского навечно зачислено в списки крупнейшей в Кузбассе комсомольской организации Сибирского металлургического института. Алексей Павловский — почетный боец студенческого строительного отряда «Прометей». Имя и подвиг его переживут века. Никто не забыт, ничто не забыто!

А. Берлин, 1980 г.

Улица Павловского в Центральном р-не г. НовокузнецкаУлица Павловского в Центральном р-не г. Новокузнецка

Размер:
15.74 Kb
Скачали:
10

Метки к статье: город Новокузнецк