Классный час по теме "Уважение и понимание – основы терпимости"

Методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на развитие толерантности среди молодежи (9-11 класс)

Цель занятия: формирование представления у обучающихся о понятии толерантность.

Задачи занятия:

  1. Формирование знаний обучающихся о понятии "толерантность", углубленное понимание его значения.
  2. Развитие критического мышления, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
  3. Воспитание чувства толерантности к окружающим людям и преодоление нетерпимости к ним, формирование чувства уважения к другим людям.

Оборудование и материалы: презентация, карточки с баснями.

Ход классного часа

Оргмомент

- Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали!
Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- А, действительно, отчего же радостней становиться жизнь, когда мы приветствуем друг друга? Как вы считаете? (Обмен мнений)
Вывод: Да, приветствия связывают нас друг с другом, укрепляют наши контакты, приближают к радости человеческого общения.

Основная часть занятия

- Мы знаем и применяем в жизни различные формы общения - в общем, все то, что мы называем хорошими манерами.
- Представьте, что кто-то из вас оказался на необитаемом острове. Жизнь на острове отличается от жизни в обществе.
- Находясь на острове, как вы считаете, нужно ли соблюдать хорошие манеры? (Обмен мнений)

Вывод: Да. Где бы человек не находился, он должен, прежде всего, оставаться человеком, со всеми присущими ему человеческими достоинствами.

- Жить среди людей - значит придерживаться определенных норм, правил, законов. Одним из основных правил является уважение к людям нас окружающим.

- А что такое уважение? Как вы это понимаете? (Ответы учащихся)

В словаре русского языка дается следующее объяснение этому понятию:

Уважение - это чувство, основанное на признании чьих - либо достоинств, заслуг, качеств; почтение

Китайский ученый Конфуций сказал: "Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать учением о человеколюбии".

- В современном мире такое качество человека называется - толерантность.
- В переводе с латинского оно означает "терпение, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, прощение, снисхождение, сострадание, готовность к примирению. В этом и заключается главная мудрость!

- Древнегреческий философ Платон говорил: "Основа всякой мудрости - терпение".
- И тема нашего сегодняшнего разговора звучит так "Уважение и понимание – основы терпимости".
- Знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов, ни раз, поднимал вопрос несогласия и нетерпимости в своих баснях.

- Давайте вспомним и определим, какая именно проблема была описана автором в следующих баснях и как ее можно было избежать. (Учащиеся делятся на 3 команды. Каждая команда получает листок с текстом басни и обсуждает ее)

1 команда
Лебедь, щука и рак в басне из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут закончить начатое дело: "…А воз и ныне там…", потому что "…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…".

2 команда
В басне "Волк и ягненок", волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким ягненком, придумывает разные придирки, чтобы найти в нем изъян, а причина того проста: "…У сильного всегда бессильный виноват…".

3 команда
В басне "Слон и моська" маленькая собачка, раздраженная присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того, чтобы спокойно пропустить его.

Вывод: Необходимость толерантности Иван Андреевич Крылов обосновывает так: "…Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…" Эта цитата наглядно иллюстрирует другую сторону толерантности: согласие, во всех его проявлениях, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, то устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.

- Ребята! Сейчас мы проверим, как вы понимаете понятие "терпимость".

Синквейн со словом "терпимость"

Учащиеся составляют синквейн:

Терпимость
С помощью имен прилагательных объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством: снисходительный, великодушный, милосердный.
С помощью глаголов: прощает, принимает.
С помощью законченной мысли в виде предложения: Терпимость - это свойство характера человека быть снисходительным.
Назвать ключевое слово-ассоциация (существительное): примирение.

- Самоуважение и уважение к другим являются непременными свойствами терпимого человека, так же как самосознание и понимание отличия людей друг от друга характеризуют человека ответственного и уживчивого.
- В свою очередь, терпимость и ответственность - черты, без которых невозможно обойтись в справедливом и мирном обществе.

- К сожалению, в нашем мире пока есть немало проявлений нетерпимости.
Учащиеся делятся на 6 групп. Группам предлагаются карточки с ситуациями и карточка с одним из понятий, обозначающих проявление нетерпимости. Необходимо соотнести понятие с конкретной ситуацией.

Необходимо подобрать ситуации к следующим понятиям: антисемитизм, апартеид, война, дискриминация, национализм, шовинизм с последующим обсуждением.

- А какие из предложенных форм нетерпимости могут проявляться в вашем классе или кругу общения:

  • высокомерие;
  • насмешка;
  • оскорбление;
  • поиск "козла отпущения";
  • хамство.

- Что делается в связи с этим? Что можете сделать лично вы, ваш класс, в котором вы учитесь? (Обмен мнений)

- Высказывания о проявлении толерантности среди людей самые различные.
- Сейчас я предлагаю вам обсудить некоторые из них:

  1. Я думаю нельзя занимать такую позицию: "Будьте толерантны к нам, и мы будем толерантны к вам".
  2. Почему мы должны уважать тех, кто не уважает нашу культуру и традиции, оскверняет памятники?
  3. Ужасно разделять людей по национальным признакам или вероисповеданию. Главное - какой человек внутри, какая у него душа и поступки.

Заключительная часть

Толерантность - путь к миру. Жить в мире, пользоваться и бережно сохранять достижения, культуру и традиции разных народов, помогать друг другу - вот путь, по которому нам нужно идти вместе.

И ведь не зря после окончания Второй мировой войны, в 1949 году, состоялся Всемирный конгресс сторонников мира под девизом: "Защита мира – дело всех народов мира", символом которого является Голубь.

Появившись на свет с легкой руки знаменитого Пабло Пикассо, Голубь Мира, как нельзя лучше, выразил стремление к полету, к свободе, к миру. Голубь будто взлетел над планетой, объединяя разные народы и страны.

Сегодня, спустя ровно 70 лет, мы, поколение XXI века, как и наши предшественники, выбираем мир, дружбу. А это значит, что белому Голубю Мира всегда найдется место в небе нашей страны, нашей планеты Земля.

Рефлексия

- А теперь напишем свои пожелания всем людям нашей планеты на бумажном Голубе мира.
Каждый учащийся записывает на бумажном голубе пожелания человечеству и озвучивает их. Макет Голубя Мира с пожеланиями учащиеся прикрепляют к доске, на которой изображен земной шар.

Размер:
15.96 Kb
Скачали:
28