Организация практикума по химии в профильных медицинских классах

Организация практикума по химии в классах медицинской направленности требует с одной стороны конвергентного подхода к организации процесса, а с другой стороны использования комплекса специализированного оборудования.

Программа школы выстроена так, что предполагает деление специализированных классов на подгруппы во время практикумов.

Предложенные рабочие листы к лабораторным занятиям учителя могут использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Рабочий лист к практической работе "рН растворов"

Химия - это наука о веществах и их превращениях. Химия как никакая другая наука отвечает на глобальные вызовы времени. В эпоху пандемии во весь рост встает вопрос санитарно-гигиенической адаптации человека к воздействию короновируса. Одним из направлений борьбы с ним является гигиеническая обработка рук. Короновирус обладает липидной оболочкой, которая препятствует смыву его обычной водой.

Строение коронавирусаСтроение коронавируса

Именно поэтому следует использовать мыло как продукт со щелочной составляющей. Мыло не уничтожает вирус, но смывает его. Однако, не стоит забывать, что кожа человека имеет рН=5,5 и крепкая щелочь отрицательно на нее влияет. Поэтому при подборе мыла для дезинфекции рук следует соблюсти баланс: мыло должно иметь щелочную составляющую с умеренным рН.

Задача работы: подобрать наиболее эффективное мыло для дезинфекции рук при пандемии короновируса

Оборудование и реактивы: датчик рН Verner Sensor, рН-метр Kelilong PH-009, программа Logger lite, ноутбук, универсальная индикаторная бумага, дистиллированная вода, 2% растворы популярного мыла, стаканы 100 мл, лабораторные лотки.

Групповая работа
Цель: определение рН растворов популярных видов мыла.

Шкала pH водных растворов электролитовШкала pH водных растворов электролитов

Деятельность учащихся

  1. В химический стакан налить 60 мл раствора мыла. Опустить туда универсальную индикаторную бумагу. Сравнив получившийся цвет со шкалой на тубе, записать результат в итоговую таблицу.
  2. В этот же стакан поместить электроды активированного рН- метра и зафиксировать результат в соответствующей графе таблицы.
  3. Промыть электроды дистиллированной водой.
  4. Повторить действия, описанные в пп 1, 2, 3 с двумя другими сортами мыла.
  5. Оформить результаты проведенных опытов в таблице.

Название мыла

рН раствора,

(индикаторная бумага)

рН раствора

(рН-метр)

Реакция раствора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для размышления:

  • Какой метод определения рН дает более точные показания и какой универсален для применения в быту?
  • Какова основная характеристика мыла?
  • Как влияет мыло на характеристики кожи?
  • Какой сорт мыла предпочтителен для санитарной обработки рук во время пандемии и почему?

Словарь терминов

рН - антидесятичный логарифм концентрации ионов водорода в растворе. Диапазон - от 0 до 14.

Мыла - соли высших карбоновых кислот, которые при гидролизе дают щелочную среду.
С17Н35 СОО Na +H2O = С17Н35 СООH + NaOH

Рабочий лист к практической работе "Определение содержания в воздухе классной комнаты углекислого газа с помощью индикаторных трубок"

Теоретическая часть

Воздух - окружающая земной шар смесь газов. Кроме азота (78%) и кислорода (21%) в нем содержится углекислый газ - 0,04%. Человек в спокойно состоянии за один час потребляет 20-30 л кислорода с выделением 18-25 л углекислого газа. ПДК углекислого газа составляет 0,5% в объемных долях или 3мг/м3.

Повышенная концентрация углекислого газа резко снижает рН крови, что ведет к ацидозу, сонливости и состоянию беспокойства. У детей, обучающихся в классах с высокой концентрацией углекислого газа, часто наблюдается тяжелое дыхание, сухой кашель, ринит.

Глоссарий

ПДК - предельно допустимая концентрация вещества в воздухе.

рН - антидесятичный логарифм концентрации ионов водорода.

Ацидоз - смещение кислотно-щелочного баланса организма в сторону увеличения кислотности.

Аспиратор - устройство, предназначенное для контроля качества воздуха, а также для изучения состава газов.

АспираторАспиратор

Цель групповой работы: оценка качества воздуха и определение содержания углекислого газа в нем с помощью индикаторных трубок.

Оборудование: индикаторные трубки для определения углекислого газа, аспиратор АМ-5.

Деятельность учащихся

  1. Прочитайте перед началом работы инструкцию по применению индикаторных трубок.
  2. Вскройте индикаторную трубку на СО2 с обоих концов с помощью подвески на аспираторе. Запишите первоначальный цвет наполнителя в трубке.
  3. Подсоедините индикаторную трубку со стороны выхода воздуха к аспиратору.
  4. Прокачайте два раза воздух помещения через аспиратор.
  5. Отметьте изменение окраски наполнителя. Расположите индикаторную трубку рядом со шкалой прибора и определите величину концентрации углекислого газа в мг/м3.
  6. Результаты отметьте в таблице " Экспресс- метод определения концентрации углекислого газа в воздухе".

Цвет наполнителя индикаторной трубки до начала опыта

Цвет наполнителя индикаторной трубки до начала опыта

ПДК углекислого газа в мг/м3

Концентрация  СО2 в классной комнате в мг/м3

 

 

 

 

Вопросы для размышления

  • Соответствует ли концентрация углекислого газа в классной комнате санитарным нормам?
  • Какие мероприятия санитарного характера следует проводить в классах, чтобы снизить уровень концентрации углекислого газа?
  • Предложите рекомендации для ношения защитной маски в период пандемии.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: Практическая работа, химия