Организация практикума по химии в классах медицинской направленности требует с одной стороны конвергентного подхода к организации процесса, а с другой стороны использования комплекса специализированного оборудования.
Программа школы выстроена так, что предполагает деление специализированных классов на подгруппы во время практикумов.
Предложенные рабочие листы к лабораторным занятиям учителя могут использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Химия - это наука о веществах и их превращениях. Химия как никакая другая наука отвечает на глобальные вызовы времени. В эпоху пандемии во весь рост встает вопрос санитарно-гигиенической адаптации человека к воздействию короновируса. Одним из направлений борьбы с ним является гигиеническая обработка рук. Короновирус обладает липидной оболочкой, которая препятствует смыву его обычной водой.
Именно поэтому следует использовать мыло как продукт со щелочной составляющей. Мыло не уничтожает вирус, но смывает его. Однако, не стоит забывать, что кожа человека имеет рН=5,5 и крепкая щелочь отрицательно на нее влияет. Поэтому при подборе мыла для дезинфекции рук следует соблюсти баланс: мыло должно иметь щелочную составляющую с умеренным рН.
Задача работы: подобрать наиболее эффективное мыло для дезинфекции рук при пандемии короновируса
Оборудование и реактивы: датчик рН Verner Sensor, рН-метр Kelilong PH-009, программа Logger lite, ноутбук, универсальная индикаторная бумага, дистиллированная вода, 2% растворы популярного мыла, стаканы 100 мл, лабораторные лотки.
Групповая работа
Цель: определение рН растворов популярных видов мыла.
Деятельность учащихся
Название мыла |
рН раствора, (индикаторная бумага) |
рН раствора (рН-метр) |
Реакция раствора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы для размышления:
Словарь терминов
рН - антидесятичный логарифм концентрации ионов водорода в растворе. Диапазон - от 0 до 14.
Мыла - соли высших карбоновых кислот, которые при гидролизе дают щелочную среду.
С17Н35 СОО Na +H2O = С17Н35 СООH + NaOH
Теоретическая часть
Воздух - окружающая земной шар смесь газов. Кроме азота (78%) и кислорода (21%) в нем содержится углекислый газ - 0,04%. Человек в спокойно состоянии за один час потребляет 20-30 л кислорода с выделением 18-25 л углекислого газа. ПДК углекислого газа составляет 0,5% в объемных долях или 3мг/м3.
Повышенная концентрация углекислого газа резко снижает рН крови, что ведет к ацидозу, сонливости и состоянию беспокойства. У детей, обучающихся в классах с высокой концентрацией углекислого газа, часто наблюдается тяжелое дыхание, сухой кашель, ринит.
Глоссарий
ПДК - предельно допустимая концентрация вещества в воздухе.
рН - антидесятичный логарифм концентрации ионов водорода.
Ацидоз - смещение кислотно-щелочного баланса организма в сторону увеличения кислотности.
Аспиратор - устройство, предназначенное для контроля качества воздуха, а также для изучения состава газов.
Цель групповой работы: оценка качества воздуха и определение содержания углекислого газа в нем с помощью индикаторных трубок.
Оборудование: индикаторные трубки для определения углекислого газа, аспиратор АМ-5.
Деятельность учащихся
Цвет наполнителя индикаторной трубки до начала опыта |
Цвет наполнителя индикаторной трубки до начала опыта |
ПДК углекислого газа в мг/м3 |
Концентрация СО2 в классной комнате в мг/м3 |
|
|
|
|
Вопросы для размышления