Эффективность игровой формы проведения уроков русского языка (дидактический материал для 11 класса)

Игра - один из традиционных и признанных методов обучения и воспитания.

Ценность этого метода заключается в том, что в игре функции обучения, развития и воспитания работают вместе. Игра как метод обучения организует, развивает учащихся, расширяет их познавательные способности и воспитывает личность.

Игровые методы занимают значительное место в классификации методов обучения. Их главное преимущество в том, что в игровой ситуации процессы восприятия происходят в сознании ребенка быстрее и точнее. Они переводят тренировочное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценариев.

Игра не возникает по принуждению или по обязательствам. Она исходит из непосредственных побуждений, потребностей и интересов ребенка

Особенность игры заключается в том, что выполняемые в ней действия сами по себе интересны ребенку. Его интересует не исход самой игры, а сам процесс игровой деятельности.

Для учащихся старших классов средней школы особенно важна способность использовать полученные знания в различных учебных и коммуникативных ситуациях. Особая "скорость мышления" и правильность принятия решений в современной жизни часто являются факторами, определяющими успех человека и уровень его жизненных достижений.

Насколько стремительно работает мысль молодежи 21 века, показала игра-конкурс "Лингвистический маршрут", в котром приняли участие команды учащихся 11-х классов.

Целью данного мероприятия является систематизация знаний старшеклассников по русскому языку и подготовка к ГИА.

Структура "Лингвистического маршрута" была проста, но содержательна. Сначала участники представили свои "Визитные карточки", которые отражали название и кредо каждой команды. Следующий этап игры - перемещение команд по лингвистическим остановкам, на которых в течение короткого времени участники команд отвечали на тестовые вопросы по определенным разделам русского языка.

Остановка "Фонетика. Орфоэпия"

1. В каком из иноязычных слов согласный перед Е произносится мягко:
а) кафе;
б) академия;
в) кашне;
г) ателье.

2. Отметьте слово с неверным ударение:
а) жалюзи;
б) шарфы;
в) торты;
г) шкафы.

3. В каком слове первый слог ударный:
а) договор;
б) донизу;
в) завидно;
г) кухонный.

4. В каком из иноязычных слов согласный перед Е произносится твердо:
а) фанера;
б) газель;
в) темп;
г) галантерея.

5. Правильно ли поставлено ударение в фор¬ме множественного числа в словах:
а) козыри;
б) возрасты;
в) банты;
г) хлебцы.

6. В каком ряду во всех словах не месте сочетания ЧН произносится [ШН]:
а) античный, порочный;
б) вечный, подвенечный;
в) скворечник, нарочно;
г) отлично, скучно.

7. В каком слове букв больше, чем звуков:
а) скрипя;
б) слюда;
в) внять;
г) крик.

8. В каком слове звуков больше, чем букв:
а) вьюжит;
б) ясный;
в) ширь;
г) ничья.

9. В каком слове все согласные звуки глухие:
а) бесшовный;
б) подкопать;
в) крутой;
г) прибой.

10. В каком слове все согласные звуки мягкие:
а) щавель;
б) лектор;
в) возвращение;
г) чаша.

Остановка "Лексика и фразеология"

1. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно:
а) дискуссия - спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе;
б) имитация - воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание;
в) аналогия - противоположность чему-либо;
г) привилегия - преимущественные права, льготы.

2. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении:
Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы.

а) летний;
б) дремлют;
в) бледно-красен;
г) блестят.
3. В каком варианте пары слов не являются синонимами:
а) деликатный - тактичный;
б) вульгарный - корыстный;
в) чуткий - отзывчивый;
г) гуманный - человечный.

4. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно:
а) считать ворон - бездельничать;
б) в час по чайной ложке - медленно;
в) тертый калач - опытный (о человеке);
г) седьмая вода на киселе - близкие родственники.

5. В каком предложении не используется фразеологизм:
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра;
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун;
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника;
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

6. В каком ряду не все слова являются синонимами:
а) узы, оковы, путы;
б) воображение, фантазия, вымысел;
в) усердие, одолжение, услуга;
г) холм, пригорок, возвышенность.

7. Выберите слово, к которому нельзя подобрать омоним:
а) норка;
б) река;
в) спал;
г) ласка.

8. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово предоставить:
а) Этот дом представляет собой нечто похожее на замок;
б) Актер умел представить пение соловья;
в) Вам нужно срочно представить отчет о командировке;
г) Я представил вам возможность самостоятельно решать эти вопросы.

9. Какое из данных слов не является синонимом слова фильм:
а) картина;
б) лента;
в) рама;
г) кино.

10. Выберите из предложенного ряда пословицу:
а) остаться у разбитого корыта;
б) мал золотник, да дорог;
в) грызть гранит науки;
г) водить за нос.

Остановка " Синтаксис и пунктуация"

1. Найдите сложноподчиненное предложение:
а) Ветер стих, поднебесные страсти улеглись, сквозь тучи пробивались лучи солнца;
б) В прежние годы у обрывистого края оврага, где вырос микрорайон, соорудили спортивный трамплин;
в) Он вспомнил ночное событие, но вспомнил без страха, как нечто произошедшее в свой черед;
г) Она открыла дверь и, пройдя мимо, вошла во вторую комнату.

2. В каком предложении выделенное слово является вводным и требует обособления (знаки препинания не расставлены):
а) Человек говорят ко всему привыкает;
б) За деревней видно ржаное поле;
в) Небо над улицей казалось черным;
г) Наша бабушка может быть в городе.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:
а) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух;
б) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного;
в) Иван был почти всегда сонливый да ленивый;
г) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.

4. Найдите предложение, в котором надо обособить выделенные слова:
а) Спустя полчаса Ким вывел ребят к роднику;
б) Полный раздумья шел я по большой дороге;
в) Весной из далекого края прибыли гости;
г) Он закрыл лицо и сидел не двигаясь.

5. Найдите предложение, в котором запятая не нужна:
а) После грозы все блестело и сверкало (?) и дышалось легко;
б) Было темно и холодно (?) и мне очень хотелось поскорее оказаться дома;
в) Уже начинало припекать (?) и с крыльца падала звонкая капель;
г) Ветер дул с моря (?) и городок обдавало запахом водорослей.

6. Какое предложение не является безличным:
а) Мне выгоднее всего было остаться сегодня дома;
б) Все темней и темней сад над землей;
в) Она мечтой стремиться к жизни волевой;
г) От его слов Никите становится нестерпимо жутко.

7. Не соответствует литературной норме словосочетание:
а) пришла с базара;
б) вернулся с Кавказа;
в) приехал из Львова;
г) поехать до бабушки.

8. В каком примере есть обращение:
а) Русский характер! Поди-ка опиши его!
б) Зима! Из глубины твоих снегов встают, чернея, пни деревьев.
в) Чудо! Оно совершается в каждом листке.
г) Прощанье! Скорбное слово!?

9. Правильно построены словосочетания:
а) заведующий кафедрой;
б) выйти с автобуса;
в) памятник Пушкина;
г) хранитель музея.

10. В каком варианте правильно согласованы подлежащее и сказуемое:
а) После случившегося отец с ребенком решили переехать;
б) Я с моими сыновьями еду раньше;
в) Писатель со своей семьей провели лето на даче;
г) Сотня ребят разбежались во все стороны.

Остановка "Культура речи"

1. В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний:
а) оплата за проезд, основываться на фактах;
б) скучаю по вас, отметить недостатки;
в) уделять внимание на детали, критиковать за ошибки;
г) отдел кадрами, обвинять за растрату.

2. Отметьте слово с ударением на втором слоге:
а) ЗВО-НИТ
б) КУ-ХОН-НЫЙ
в) КА-ТА-ЛОГ
г) АЛ-ФА-ВИТ

3. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного:
а) жареный картофель;
б) густой вуаль;
в) черное кофе;
г) компетентное жюри.

4. Отметьте неправильное сочетание слов:
а) надеть шляпу;
б) надеть на палку;
в) одеть очки;
г) деть ребенка.

5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов:
а) Создавая ценности, человек обновляет себя.
б) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.
в) Этот новый роман, опубликованный в журнале "Юность" и который рассказывает о событиях последних лет, очень понравился мне.
г) Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.

6. В каком варианте неправильно построено словосочетание:
а) приостановить меры;
б) принять меры;
в) заслужил известность;
г) приложил силы.

7. Правильно построены словосочетания в вариантах:
а) одеть ребенка;
б) одеть шапку;
в) представить слово докладчику;
г) предоставить возможность.

8. Тавтологическими являются словосочетания:
а) моя автобиография;
б) прейскурант цен;
в) свободная вакансия;
г) новый файл.

9. Допущена ошибка в употреблении фразеологизма:
а) пока суд да дело;
б) красной нитью проходит мысль;
в) держать ухо востро;
г) результаты не замедлят себя ждать.

10. В каких предложениях глаголы употреблены неправильно:
а) Листья колышутся на ветру;
б) Им двигает чувство сострадания;
в) Ветер колыхает листву;
г) Человеку свойственно ошибаться.

Остановка "Орфография"

1. В каком слове допущена ошибка при написании приставки:
а) преукрасить;
б) президент;
в) прискверный;
г) прислониться.

2. Найдите наречие:
а) в течение;
б) вследствие;
в) на счет;
г) всмятку.

3. Где требуется написание буквы "т":
а) извес…ный;
б) искус…ный;
в) сверс…ник;
г) опас…ный.

4. Найдите слово с пропущенной буквой "ы":
а) без…дейный;
б) дез…нфекция;
в) меж…нститутский;
г) пред…стория.

5. Укажите вариант, где все слова с мягким знаком на конце:
а) жгуч…, плащ, около дач.., певуч…;
б) уж, реч.., калач.., замуж…;
в) доч., рож.., навзнич., вещ..;
г) дрожь, много встреч..., могуч.

6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и:
а) пр..обрести, пр..сутствовать, пр..ветствовать;
б) пр..готовиться, пр..мчаться, пр..милый;
в) пр..сесть, пр..цепить,пр..образование;
г) пр..мерный, пр..школьный, пр..одолимый.

7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пишутся "нн":
а) овчи..ный, бли..ный, безветре..ный;
б) витами..ный, карма..ный, серебря..ный;
в) мысле..ный, дикови..ный, куриный;
г) стари..ный, равни..ный, ветреный

8. В какой строке все слова пишутся через дефис:
а) (северо) восток, кого (то), ярко (синий);
б) кое (кого), средне (европейский), железно (дорожный);
в) восточно (европейский), западно (сибирский), (кое) с кем;
г) чьего (то), как (будто), горько (соленый).

9. В каком предложении на месте пропуска пишется буква е:
а) Вытр..те руки: они у вас мокрые;
б) Когда вытр..те, повесьте полотенце сушиться;
в) Обязательно проветр..те на перемене класс;
г) Выйд..те из леса, и вы увид..те прекрасный пейзаж.

10. Как можно взглянуть на человека:
а) испоттишка;
б) из-подтишка;
в) исподтишка;
г) изподтишка.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!