Конспект урока ОБЖ 9 класс «Ответственность за нарушение ПДД»

Конспект урока по ОБЖ для учащихся 9 класса «Ответственность за нарушение Правил дорожного движения»

Цели урока и задачи урока.

Оборудование

- индивидуальные карточки с текстовой информацией и опорными вопросами (Приложение № 1);

- карточки с заданиями для ролевой игры и таблички с названиями ролей;
- опорная схема урока (Приложение № 2);
- КоАП РФ, УК РФ, ГК РФ;

- таблички «Согласен», «Не согласен», «Сомневаюсь» для выполнения упражнения Джеффа;
- кружки красного, желтого, зеленого цвета для разделения на команды;
- воздушные шары красного, желтого, зеленого цвета, мяч.

В центре классной комнаты полукругом расставлены стулья, которые впоследствии ставятся к рабочим столам, находящимся у стен класса.

Описание технологии:
групповая работа является составной частью интерактивной методики работы с учащимися. Интерактивное обучение предполагает одновременное решение 3-х основных задач: конкретно-познавательной, которая связана с непосредственной учебной ситуацией, коммуникативно-развивающей, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения и социально-ориентационной, которая воспитывает гражданскую позицию.

Алгоритм построения уроков по методике интерактивного обучения следующий:

1. Разминка, цель которой – заинтересовать учащихся и повысить эмоциональный настрой на урок.
2. Объединение учащихся в группы.
3. Организация учебной деятельности в группах.
4. Рефлексия.

При создании групп учитываются разные подходы:
- По желанию учащихся
- Учет задач урока
- Учет способностей учащихся
- По номерам (карточки с цифрами выдаются ребятам)
- По цвету карточек и т. д.

Организация учебной деятельности в группе включает в себя несколько ступеней:
- Усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;
- Процесс поиска (обсуждение) лучшего решения;
- Суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;
- Презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных преподавателем.

Ход урока

Этап

Деятельность учитель - ученик

Методы, средства, приемы

Организационный момент

а) Приветствие.

Доброе утро. Я очень рада познакомиться с вами и надеюсь на наше плодотворное сотрудничество. Я надеюсь, что добрым для вас будет и день, и вечер и хочу верить, что доброй и безопасной будет вся ваша жизнь. А для этого нужно совсем немного: знать правила безопасного поведения, в том числе и безопасного поведения на дорогах. Тема нашего сегодняшнего занятия… Впрочем, тему урока вы попытаетесь сформулировать сами после того, как прослушаете реальную историю, произошедшую осенью в нашем поселке Сусанино.

б) Интрига.

Рассказ преподавателя:

Стоял чудесный осенний вечер. Большинство взрослых были заняты уборкой урожая в своих садах и огородах, а дети, не обремененные заботами, развлекались в свое удовольствие. Группа ребятишек из начальных классов играла возле автомобильной стоянки, где находилась всего одна новенькая «Волга». Сначала дети просто бегали вокруг нее, а затем решили проверить ее на прочность. Они забрались в кусты, и оттуда в новенький автомобиль полетели камушки, ветки деревьев, палки. Машина выстояла. Но этого маленьким хулиганам показалось мало, и они продолжили свои «испытания». Они забрались на капот, на кузов «Волги» и стали прыгать.

Результат такой проверки на прочность оказался плачевным: вмятины на машине, прогнутая крыша новенькой «Волги» - материальный ущерб оказался внушительным. А кто измерит моральный вред, нанесенный владельцу транспортного средства, который долгое время отказывал себе во многом, чтобы приобрести этот автомобиль?

в) Формулировка темы занятия.

Ребята, какова же мораль всей этой истории? Ответив на этот вопрос, вы тем самым определите и тему нашего сегодняшнего занятия.

(Предположительно, учащиеся должны ответить, что каждый человек должен отвечать за свои поступки).

Итак, тема нашего урока «Ответственность за нарушение Правил дорожного движения», и сегодня каждый из вас должен четко усвоить, что соблюдение ПДД – это закон для всех, и соблюдение его обязательно. А поможет нам в этом инспектор ГИБДД Куликов Ф.А.

Рассказ, беседа

Активизация знаний по ПДД

Прежде чем мы будем говорить об ответственности за нарушение ПДД, давайте попробуем все вместе определить наши позиции по некоторым проблемам безопасности дорожного движения. Для этого я предлагаю вам выполнить следующее упражнение (упражнение Джеффа): вы видите, что на столах находятся таблички «Согласен», «Не согласен», «Сомневаюсь». Я буду произносить фразы, связанные с обсуждаемой темой, а ваша задача -  подойти к той табличке, которая отражает вашу точку зрения. После этого я буду бросать мяч, а тот, кто его поймает, должен обосновать и аргументировать свою точку зрения.

Утверждения для выполнения упражнения

Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибает больше людей, чем в криминальных ситуациях.

Основная причина ДТП с детьми – внезапный выход на дорогу в неустановленном месте перед близко идущим транспортом.

Безопасное поведение на дорогах помогает снизить риск ДТП.

Труднее всего на дороге бывает пешеходам.

Быть взаимно предупредительными, не создавать опасности для движения и не причинять вреда – главная обязанность всех участников дорожного движения.

Лица, нарушившие ПДД, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Упражнение Джеффа.

Изучение нового материала

Учитель: я очень рада, что при обсуждении многих проблем вы выразили такое единодушие. Обсуждая последнюю проблему, мы с вами пришли к выводу, что каждый гражданин должен нести ответственность за нарушение правил дорожного движения. Но нарушения бывают разные, следовательно, и мера ответственности тоже будет разной. А какой – это нам предстоит выяснить, поработав с текстом. Для плодотворной работы я предлагаю вам разделится на группы. А главным консультантом в предстоящей работе будет сотрудник ГИБДД.

а) Деление на группы.

Учащимся предлагается взять на выбор кружок красного, желтого либо зеленого цвета. Таким образом, формируются три группы, и каждой выдается воздушный шарик соответствующего цвета, при помощи которого ученики могут сигнализировать о своих затруднениях. Группы занимают места за своими рабочими столами, на которых лежат бланки с текстом и опорными вопросами (количество бланков – по количеству учеников).

б) Индивидуальная работа учащихся с текстовой информацией.

Учащиеся прорабатывают текст в индивидуальном режиме и отвечают на опорные вопросы по тексту. В случае затруднений ребята поднимают шарик. 

в) Организация работы в группе.

Учащиеся работают в группе по цепочке по принципу «Вопрос – ответ». Первый задает вопрос второму по тексту, второй отвечает и в свою очередь задает вопрос третьему. Все члены группы следят за полнотой ответа, за логикой передачи информации. Консультант (сотрудник ГИБДД) следит за работой групп, в случае необходимости помогает учащимся.

Самостоятельная деятельность учащихся через применение индивидуальных, групповых, коллективных форм работы; использование активных форм работы с информацией.

Обобщение нового материала

Преподаватель обращает внимание учащихся на опорную схему урока и предлагает еще раз обобщить полученную информацию через игру «Горячий мяч». Все учащиеся встают в круг и начинают перебрасывать друг другу мяч. Тот, у кого в руках мяч, должен произнести фразу по заданной теме. Таким образом, получается коллективное воспроизведение полученной самостоятельно информации. Консультант следит за ходом обобщения. По окончании игры учащиеся занимают свои места за рабочими столами.

Коллективное воспроизведение информации через игру «Горячий мяч».

Дополнительный материал по теме «Ответственность за нарушение ПДД»

Сотрудник ГИБДД заостряет внимание ребят на тех нарушениях, которые влекут за собой уголовную ответственность, в том числе и угон транспортных средств.

Рассказ

Анализ полученной информации

а) Деление на группы по ролям: «Дети», «Родители», «Сотрудники ГИБДД», «Педагоги», «Аналитики». Учащимся предлагается взять таблички с названием социальных ролей, таким образом формируется 5 рабочих групп, которые занимают места за столами с соответствующими табличками.

б) Проблемная ситуация. Группам дается одна и та же проблемная ситуация, которую учащиеся должны рассмотреть и проанализировать в своей группе с точки зрения полученной социальной роли.

Ситуация для анализа

Во время летних каникул два подростка, ученики 8-го класса, решили покататься на машине. Нет, машину они не угнали, а просто взяли из гаража родителей, не поставив последних в известность. Во время скоростных гонок по городу без соблюдения ПДД они были остановлены сотрудниками Дорожно-патрульной службы. Машина была отогнана к пункту ГИБДД, а подростки доставлены в ближайшее отделение милиции.

в) Организация ролевой игры по данной ситуации. От каждой группы выбирается представитель, который должен изложить свой взгляд на проблему в соответствии со своей социальной ролью. Группа аналитиков должна обобщить всю полученную информацию и сделать вывод. Руководит работой аналитической группы инспектор ГИБДД.

Решение проблемной ситуации через ролевую игру.

Итоги урока

а) Подведение итогов урока.

Учитель: ребята, сегодня мы много говорили с вами об ответственности за нарушение Правил дорожного движения, и мы с вами пришли к выводу, что нарушение ПДД может привести к очень печальным последствиям. Человек приходит в этот мир, чтобы быть счастливым и жить по законам красоты, а жить по законам красоты, как сказал кто-то из сильных мира сего, это есть жизнь по законам безопасности.

б) Рефлексия.

Заканчивая наш урок, я прошу вас выразить свое отношение к тому, что происходило на нашем занятии:

- Заинтересовала ли вас тема урока;

- Трудно ли было работать в группах;

- Полезна ли та информация, которую вы получили в ходе урока;

- Насколько актуальна рассмотренная сегодня тема.

Со своей стороны я благодарна вам за работу, за сотрудничество, за вашу помощь в проведении урока.

Рефлексия, беседа.

Метки к статье: конспект урока, ОБЖ, 9 класс, ПДД