Для развития интересов детей полезны различные формы внеклассной работы. Такая форма внеклассной работы как литературные чтения помогает школьникам узнать историю родного края, через родное и близкое увидеть свою Родину, научиться ее любить и беречь, воспитывает интерес к литературе как искусству слова.
Занятие разделено на несколько этапов – страниц, которым дано заглавие строками из крылатых выражений.
Тип занятия: литературные чтения.
Цели:
Задачи занятия:
Дидактическое сопровождение: проблемные вопросы, понятийный аппарат, опережающие задания для групповой работы, вопросы к одноклассникам, методика "Свободный микрофон", представление проектов, работа с текстом.
1 страница
"Безумство храбрых - вот мудрость жизни!"
М. Горький
Слово учителя
Что оставила нам война, о которой каждый раз мы вспоминаем с содроганием? Она оставила неподдельную человеческую боль, которая не станет слабее даже через много десятилетий. Каждую семью затронула война, и в каждой семье из поколения в поколение, из уст в уста передаются рассказы о том страшном времени, что пришлось пережить нашим дедушкам и бабушкам.
А еще война оставила нам память, долгую и глубокую… Память эта бродит между книг на полках в шкафу, живет в архивах и музеях, кричит на братских могилах. И мы не вправе забывать о том, что нет ничего лучше и краше мира, какой ценой досталась победа во имя жизни на земле.
Сейчас вы и ваши сверстники точно знаете, что больше всего мы хотим мира. Это память шепчет нам о самом важном, самом дорогом: надо эту память пронести через годы и донести до будущих поколений.
Первый ведущий
Активная, целеустремленная, напряженная деятельность Александра Фадеева в годы Великой Отечественной войны подготовила его к созданию романа "Молодая гвардия", который стал вершиной творчества писателя.
Роман А. Фадеева - произведение, основанное на глубоком творческом осмыслении документальных источников о массовом героизме в годы войны. Вспоминая свою работу над романом, писатель признавался...
Ученик, выступающий в роли А. Фадеева
Без преувеличения могу сказать, что писал я о героях Краснодона с большой любовью, отдал роману много крови сердца. Работал я над "Молодой гвардией" относительно недолго, написал роман за год и девять месяцев, не считая времени, ушедшего на собирание материала. Глубоко изучал эти материалы, делал пометки, затем выехал в Краснодон, еще хранивший следы героического подвига молодежи.
В городе я встречался с родными и близкими молодогвардейцев, услышал интересные воспоминания о личностях молодогвардейцев и их подвигах. Подступом к созданию романа-эпопеи о народной борьбе с оккупантами был очерк "Бессмертие", опубликованный мною 15 сентября 1943 года в "Правде".
Второй ведущий. "Свободный микрофон"
Летом 1943 года ЦК ВЛКСМ поручил А. Фадееву написать о том, как в период немецкой оккупации в донбасском шахтерском городке Краснодоне действовала антифашистская комсомольская подпольная группа. В то время А. Фадеев был секретарем Союза писателей. Как капитан команды, он просто обязан был соблюдать все правила игры.
Фадеев очень ответственно подошел к поручению. Он провел в Краснодоне месяц, беседуя с жителями и родственниками погибших, просмотрел множество официальных и личных документов. В итоге был создан роман, отдающий дань восхищения героизму комсомольцев и их комиссара, реального исторического лица Олега Кошевого.
Третий ведущий "Свободный микрофон"
В "Молодой гвардии" воссоздаются действительные события, сохранены подлинные фамилии большинства действующих лиц - коммунистов, молодогвардейцев. Однако в романе много вымышленных персонажей.
Вот что писала в 1949 году парижская газета "Леттр франсэз": "Если история одной цивилизации и один из ее величайших моментов должны быть выражены одним только литературным произведением, то в СССР таким произведением вполне может служить "Молодая гвардия" Александра Фадеева".
Ученик, выступающий в роли А. Фадеева
13 декабря 1945 года - особая дата в моей жизни. В дневнике я записал: "Сегодня в 8 ч. вечера закончил "Молодую гвардию". Многие страницы этого героического и трагического романа "писаны кровью моего сердца".
А.В. Фадеева, мать писателя, рассказывала, что она не раз слышала сквозь дверь рабочего кабинета глухие рыдания сына.
Учитель
Известный журналист Иван Жуков писал: "История создания романа "Молодая гвардия" - будто атака с ходу, атака с криком, с душевной болью, горечью… Стремительность не означала торопливости. Черновики уже законченного романа увозили в архив на трехтонном грузовике".
Роман был отмечен Сталинской премией первой степени, издан более чем на 30 языках и разошелся по всему миру. Изложение восторженных отзывов о нем заняло бы непомерную площадь! Работая над романом, А. Фадеев стремился сохранить, увековечить, защитить память о молодогвардейцах с такой же самоотдачей, как сами молодогвардейцы стремились защитить и сохранить на века свою Советскую Родину.
Ученик, выступающий в роли А. Фадеева
В изображении Ульяны Громовой, Любы Шевцовой и других молодогвардейцев я старался придерживаться жизни. Но все-таки моя книга "Молодая гвардия" - роман, и, как во всяком романе на историческую тему, в нем вымысел и история настолько переплетены, что трудно отделить одно от другого.
2 страница
"Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине"
Ромен Роллан
Первый ведущий
Писатель в Краснодоне собирал материал, исследовал документы, беседовал с очевидцами. Роман был написан очень быстро, вследствие чего содержал массу неточностей и ошибок, которые самым серьезным образом позднее сказались на судьбах многих реальных живых людей упомянутых на страницах романа. Впервые книга вышла в свет в 1946 году.
Второй ведущий
Люди еще не смогли отойти от ран и скорби страшной войны. Известно, например, что многие писатели, которые сами воевали, только через десять лет смогли приступить к настоящей правде войны. Речь идет о лейтенантской прозе", которую открыли читателям В. Воробьев, Н. Некрасов и другие.
А. Фадеев смог написать о героизме и подвиге простых мальчиков и девочек сразу, по следам событий, когда очевидцы в основном были живы.
Ученик, выступающий в роли А. Фадеева
Я не мог и не ставил перед собой задачу описать историю "Молодой гвардии" день за днем или эпизод за эпизодом. Это сделают потом историки, не оглядываясь на роман.
В образах молодогвардейцев ему хотелось показать героизм всей советской молодежи, ее огромную веру в победу и правоту нашего дела. Сама смерть - жестокая, страшная в пытках и мучениях - не смогла поколебать духа, воли, мужества юношей и девушек. Они умирали, удивляя и даже пугая врагов. Такова была жизнь, таковы факты.
Учитель
Фадеев выступает в романе не только летописцем событий, но и исследователем души народной. Одной из примечательных деталей романа о молодогвардейцах является раскрытие природы подвига.
Как, почему, под воздействием каких внешних и внутренних стимулов подростки и юноши обессмертили себя славой героев - ответы на эти вопросы занимали писателя даже больше, чем само описание подвигов.
Сцена из романа "Клятва молодогвардейцев". Выразительное чтение
Работа публикуется в сокращении. Скачать полную версию "Литературные чтения по творчеству Александра Фадеева "От героев былых времен…" вы можете по ссылке ниже