Практикум по истории для 10 класса "СССР в 1920-1930-е годы"

Цели и задачи:

  • Усвоить смысл понятий: коллективизация, индустриализация. Знать и понимать цели этих явлений. Уметь анализировать причины методов проведения. Уметь дать оценку событиям и их итогам. Отработать навык работы с картой, таблицей, историческим источником.
  • Знать о состоянии сельского хозяйства и положении крестьян накануне коллективизации; выяснить причины коллективизации, этапы, итоги; воссоздать объективную картину данного процесса через исторические документы, знать понятия: репрессии, "коллективизация", "раскулачивание", "кулаки".

Ход урока

В период НЭПА восстановили хозяйство, в стране появился первоначальный капитал, производственные ресурсы. Куда их можно вложить?
С 1926 г страна берет курс на построение социализма в одной отдельно взятой стране". СССР по мнению партии находится в окружении враждебных капиталистических стран.

Что нужно стране, чтобы выжить во враждебном кольце? (ВПК и экономическая независимость)
Что нужно создать, чтобы стать экономически независимой страной? (тяжелую промышленность)
Какими методами и средствами была построена базовая промышленность? (форсированная индустриализация, плановая экономика, соц. соревнования)

Анализ кризисной ситуации НЭПА и пути выхода

На доске признаки кризиса НЭПА:

  1. кризис хлебозаготовок (недостаток продовольствия);
  2. противоречия в обществе (негативное отношение к нэпманам);
  3. безработица;
  4. кризис сбыта и торговли.

Какой из названных признаков наиболее опасен?
Какой вариант примет большевистское правительство?

Расшифровать НЭП.
Что нового появилось в стране в период нэпа?
Принес ли пользу стране нэп?

Каковы результаты нэпа?
Понятие индустриализация, отрасли тяжелой индустрии, источники, цели?
Коллективизация: понятия, принципы, методы, итоги?

Стройки первых пятилеток?
Итоги индустриализации.

Работа с текстом

Прочитайте отрывок из "Открытого письма Сталину" Ф. Раскольникова 17 августа 1939 г. и выполните задания 1, 2, 3. Используйте в своих ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

"Никто в Советском Союзе не чувствует себя в безопасности. Никто, ложась спать, не знает, удастся ли ему избежать ночного ареста. Никому нет пощады. Правый и виноватый, герой Октября и враг революции, старый большевик и беспартийный, колхозный крестьянин и полпред, народный комиссар и рабочий, интеллигент и Маршал Советского Союза – все в равной мере подвержены ударам Вашего бича, все кружатся в дьявольской кровавой карусели.

Как во время извержения вулкана огромные глыбы с треском и грохотом рушатся в жерло кратера, так целые пласты советского общества скрываются и падают в пропасть."

  1. О какой черте сложившейся в СССР тоталитарной системы идет речь в документе?
  2. Перечислите властные структуры, выполнявшие репрессивные функции в 1920-1930-е гг.
  3. Каковы были основные направления репрессий (не менее трех направлений)? Приведите примеры их осуществления в 1920-1930-е гг.

Тест СССР в 20-30-х годах XX века

1. Чем был вызван переход от политики "военного коммунизма" к нэпу?
а) глубоким экономическим кризисом в стране;
б) стремлением большевиков к мировой революции;
в) попытками помещиков и буржуазии вернуть дореволюционные порядки;
г) необходимостью приспособить экономику к нуждам военного времени.

2. В чем состояла суть новой экономической политики?
а) в расширении госсектора в экономике;
б) в создании многоукладной экономики;
в) в переходе к правовому государству;
г) в демократизации всех сторон жизни общества.

3. К нэпу относится:
а) всеобщая трудовая повинность;
б) запрещение найма рабочей силы;
в) натурализация оплаты труда;
г) свобода частной торговли.

4. Что произошло 30 декабря 1922 г.:
а) была принята советская Конституция;
б) закончилась Гражданская война;
в) умер В.И. Ленин;
г) был образован СССР.

5. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферой их деятельности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Таблица "Деятели культуры"Таблица "Деятели культуры"

6. Началом сплошной коллективизации стал:
а) 1927 г.
б) 1928 г.
в) 1929 г.
г) 1930 г.

7. Какое событие произошло ранее других?
а) коллективизация сельского хозяйства;
б) Кронштадтский мятеж;
в) образование СССР;
г) начало стахановского движения.

8. Первая Конституция СССР
а) подтверждала унитарное устройство государства;
б) устанавливала всеобщие демократические выборы;
в) закрепляла диктатуру пролетариата и крестьянства;
г) большую часть полномочий оставляла в ведении республик.

9. Что из указанного было одним из результатов индустриализации в СССР?
а) отсутствие машиностроительной отрасли;
б) увеличение экспорта машиностроительной продукции;
в) создание мощной оборонной промышленности;
г) появление жесткой цензуры.

10. Что из перечисленного было одним из результатов подписания в 1939 года советско-германского договора о ненападении?
а) исключение СССР из Лиги Наций;
б) отсрочка нападения Германии на СССР;
в) вхождение СССР в Организацию Объединенных наций;
г) отсрочка нападения Германии на Польшу.

11. В каком году произошло столкновение СССР и Японии у реки Халхин-гол:
а) 1938 г.
б) 1939 г.
в) 1940 г.
г) 1941 г.

12. Где советская делегация заявила следующее:

"Российская делегация явилась сюда не для того, чтобы пропагандировать свои... теоретические воззрения, а ради вступления в деловые отношения с правительствами и торгово-промышленными кругами всех стран на основе взаимности, равноправия и полного и безоговорочного признания"

а) на II Всесоюзном съезде Советов;
б) на переговорах в Брест-Литовске;
в) на Генуэзской конференции.
г) на конгрессе Коминтерна

13. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца.

Понятия и определенияПонятия и определения

14. Достижение отечественной культуры 1920-х годов.
а) создание творческого объединения "Мир искусства";
б) открытие Большого театра;
в) пьесы А.П. Чехова "Три сестры" и "Вишневый сад";
г) фильмы С. Эйзенштейна "Броненосец Потемкин".

15. Кто из деятелей культуры поддержал советскую власть в 20-х гг.?
а) И.А. Бунин
б) Ф.И. Шаляпин
в) С.С. Прокофьев
г) В.В. Маяковский

16. Что было одним из важных направлений внутренней политики государства в области культуры 20-е гг.?
а) реставрация памятников культуры;
б) введение закона об обязательном высшем образовании;
в) ослабление партийного контроля над духовной жизнью общества;
г) ликвидация неграмотности.

17. Как называется установленный государством обязательный платеж, взимаемый с крестьянских хозяйств?

18. Как называлась международная революционная пролетарская организация, объединявшая компартии разных стран?

19. Сборник публицистических статей, опубликованных в Праге в 1921 г. представителями русской эмиграции, получил название ...

20. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Плакат посвященный коллективизацииПлакат посвященный коллективизации

Укажите событие, которому посвящен данный плакат.
а) новая экономическая политика
б) коллективизация
в) гражданская война
г) политика военного коммунизма

21. В газете "Правда" 2 марта 1930 г. была напечатана статья "Головокружение от успехов", местным советским и партийным руководителям предлагалось устранить "перегибы на местах", нарушавшие главный курс коммунистической партии в сельском хозяйстве.

а) Укажите фамилию автора статьи.
б) Как назывался курс советского руководства в сельском хозяйстве, осуществлявшийся в этот период времени?
Ответы:

1.а, 2.б, 3.г, 4.г, 5.бваг, 6.а, 7.б, 8.в, 9.в, 10.б, 11.б, 12.в, 13.вгба, 14.г, 15.г, 16.г, 17. Продналог, 18. Коминтерн, 19. Смена вех, 20.б, 21. а) Сталин.
б) Коллективизация

Размер:
66.8 Kb
Скачали:
37

Метки к статье: история, 10 класс