Учебник для 10 класса Павленко, Андреев «История России» ч. 2
Цели:
1. Охарактеризовать политику царей Михаила и Алексея Романовых.
2. Сформировать представление о реформах государственного управления и о сословиях российского государства, их правах.
3. Показать укрепление самодержавной власти при первых Романовых.
4. Выяснить причины падения роли Земских соборов и Боярской думы в 17 веке.
5. Продолжить формирование умения работать с документальными материалами данного периода.
6. Отработать умение применять полученные знания в новой ситуации.
7. Определить актуальность формирования профильных классов с углубленным изучением истории.
Оборудование:
Иллюстрации «Портреты правителей 16 - 17 века», учебная карта «Русское государство в 17 веке», тесты «Россия в 17 веке», схема «Политическое устройство Российского государства в 17 веке», текст стихотворения М. Волошина «Написание о царях московских»
1. ПОВТОРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Активизация знаний.
А) Тест №1 (раздаточный материал)
См. приложение.
Б) Поэтическая «угадайка» (стихотворные отрывки- задания; портреты - правильные ответы)
См. приложение.
2. ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ЭПИГРАФ: сегодня мы не можем строить будущее без знаний и опыта прошлого.
Задание: в конце урока объясните смысл эпиграфа - философского понимания истории.
ПЛАН УРОКА:
1. Воцарение династии Романовых.
2. Эволюция государственного аппарата в 17 веке.
ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ УРОКА:
№1. Почему, несмотря на слабое здоровье и отсутствие жизненного опыта (16 лет) Михаил Романов был всенародно избран царем?
№2. Почему в 17 веке произошел переход от сословно – представительной монархии к самодержавию?
1. Воцарение династии Романовых.
А) Первый Романов.
Историческая справка. (см. приложение)
Портрет.
Связь Романовых с нашим краем.
Б) Земский собор 1613 года.
Учебник Павленко стр. 230
Учебник Юрганов стр. 122-123.
Задание: найти взаимно дополняющую информацию из различных источников, точки зрения историков; проанализировав, ответить на вопросы.
1.Что такое Земский собор, зачем он был созван в 1613 году?
2.Кто участвовал в Земском соборе 1613 года?
3.Какие претенденты были на русский престол?
4.Почему избрали М.Романова русским царем?
Проблемное задание №1
Вывод. Михаил Романов – «не достойнейший, а удобнейший» (Карамзин)
2.Эволюция государственного управления в 17 в
А) Органы государственного управления в 17 в.
Учебник Павленко стр.282-288
Учебник Юрганов стр. 140-142.
Задание: найти информацию и охарактеризовать функции органов государственного управления; заполнить схему на доске.
1.Органы законодательной власти.
2.Органы исполнительной власти.
3.Органы судебной власти.
4.Органы местного управления.
Вспомните понятия: Земский собор, Боярская дума, Приказы, сословно – представительная монархия.
СХЕМА государственного устройства России - 17 век
Б) Правление Алексея Михайловича Романова.
Историческая справка. (см. приложение)
Портрет.
Рассказ учителя на основе документа «Из сочинения Григория Катошихина гл. 2, статья 1.» - пособие Л.С.Зудиной стр 107.
Учебник Павленко стр. 288.
Задание: на основе изученного материала, сделать вывод об изменении государственного аппарата в России 17 века – проблемное задание №2
Вывод. В середине 17 века в России произошел переход от сословно – представительной монархии к самодержавию.
3.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА УРОКА.
Задание для обсуждения: докажите, что современное государственное устройство есть отражение мирового опыта государственного строительства и возрождение идей наших предков.
Использовать знания, полученные на уроках права и обществознания.
- Конституция РФ 12 декабря 1993г.
- Конституция США 1787 г.
Знания, полученные на сегодняшнем уроке
- 400 лет назад произошла попытка установления выборной представительной власти (прообраза парламентарного правления).
Тест №2 (раздаточный материал)
См. приложение
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
П.33, вопросы;
Вариативное по выбору 1) эссе в.6 стр.288
2) к/к №7.