Конспект урока: Политическое развитие России в 17 веке. 10 класс

Учебник для 10 класса Павленко, Андреев «История России» ч. 2

Цели:

1. Охарактеризовать политику царей Михаила и Алексея Романовых.

2. Сформировать представление о реформах государственного управления и  о сословиях российского государства, их правах.

3. Показать укрепление самодержавной власти при первых Романовых.

4. Выяснить причины падения роли Земских соборов и Боярской думы в 17 веке.

5. Продолжить формирование умения работать с документальными материалами данного периода.

6. Отработать умение применять полученные знания в новой ситуации.

7. Определить актуальность формирования профильных классов с углубленным изучением истории.

Оборудование:

Иллюстрации «Портреты правителей 16 - 17 века», учебная карта «Русское государство в 17 веке», тесты «Россия в 17 веке», схема «Политическое устройство Российского государства в 17 веке», текст  стихотворения М. Волошина «Написание о царях московских»

 

1. ПОВТОРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Активизация знаний.

А) Тест №1 (раздаточный материал)

     См. приложение.

Б)  Поэтическая «угадайка» (стихотворные отрывки- задания; портреты - правильные ответы)

     См. приложение.

2. ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

ЭПИГРАФ: сегодня мы не можем строить  будущее без знаний и опыта прошлого.

Задание: в конце урока объясните смысл эпиграфа - философского понимания истории.

ПЛАН УРОКА:

1. Воцарение династии Романовых.

2. Эволюция государственного аппарата в 17 веке.

ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ УРОКА:

    №1.  Почему, несмотря на слабое здоровье и отсутствие жизненного опыта (16 лет) Михаил Романов был всенародно избран царем?

    №2.  Почему в 17 веке произошел переход от сословно – представительной монархии к самодержавию?

1. Воцарение династии Романовых.

А) Первый Романов.

Историческая справка. (см. приложение)

     Портрет.

     Связь Романовых с нашим краем.

          Б) Земский собор 1613 года.

       Учебник Павленко стр. 230

       Учебник Юрганов стр. 122-123.

 Задание: найти взаимно дополняющую информацию из различных источников, точки зрения историков; проанализировав, ответить на вопросы.

1.Что такое Земский собор, зачем он был созван в 1613 году?

2.Кто участвовал в Земском соборе 1613 года?

3.Какие претенденты были на русский престол?

4.Почему избрали М.Романова русским царем?

Проблемное задание №1

Вывод. Михаил Романов – «не достойнейший, а удобнейший» (Карамзин)

 

2.Эволюция государственного управления в 17 в

      А) Органы государственного управления в 17 в.

       Учебник Павленко стр.282-288

       Учебник Юрганов стр. 140-142.

  Задание: найти информацию и охарактеризовать функции органов государственного управления; заполнить схему на доске.

1.Органы законодательной власти.

2.Органы исполнительной власти.

3.Органы судебной власти.

4.Органы местного управления.

Вспомните понятия: Земский собор, Боярская дума, Приказы, сословно – представительная монархия.

 

СХЕМА государственного устройства России - 17 век

 

Б) Правление Алексея Михайловича Романова.

Историческая справка. (см. приложение)

     Портрет.

Рассказ учителя на основе документа «Из сочинения Григория Катошихина гл. 2, статья 1.» - пособие Л.С.Зудиной стр 107.

     Учебник Павленко стр. 288.

Задание: на основе изученного материала, сделать вывод об изменении государственного аппарата в России 17 века – проблемное задание №2

Вывод. В середине 17 века в России произошел переход от сословно – представительной монархии к самодержавию.

3.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА УРОКА.

 Задание для обсуждения: докажите, что современное государственное устройство есть отражение мирового опыта государственного строительства и возрождение идей наших предков.

   Использовать знания, полученные на уроках права и обществознания.

- Конституция РФ 12 декабря 1993г.

- Конституция США 1787 г.

Знания, полученные на сегодняшнем уроке

- 400 лет назад произошла попытка установления выборной представительной власти (прообраза парламентарного правления).

Тест №2 (раздаточный материал)

См. приложение

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

П.33, вопросы;

Вариативное по выбору 1) эссе в.6 стр.288

                                          2) к/к №7. 

 

Скачать