Конспект урока информатики в 9 классе "Информационные ресурсы и сервисы интернета"

Цель: сформировать у обучающихся понятие об информационных ресурсах и сервисах интернета.

Задачи:

  • формирование знаний о работе компьютерной сети интернет;
  • развивать базовые представления о работе электронной почты и различных ресурсов/сервисов в интернете;
  • расширить знания обучающихся о работе сервисов в интернете: электронная почта, облачные платформы и средствах коллективного взаимодействия.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбуки обучающихся, презентация, интерактивные задания.

Ход урока

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята. Перед началом нашего урока, посмотрите, пожалуйста, на ваши рабочие места.
- Перед вами путевой лист, который вы будете заполнять в ходе нашего урока, ноутбук, который вам понадобится при выполнении практической части урока.

- Надеюсь на плодотворное сотрудничество и пусть урок принесет вам радость общения и положительные эмоции.
- Каждый урок – это путешествие в страну знаний, умений и опыта. А любите ли вы путешествовать? (ответы учащихся)
– Почему люди любят путешествовать?

- Действительно, путешествие – это всегда открытие. Путешествуя, мы открываем для себя мир, а себя – миру.
- Только отправившись в путешествие, мы можем увидеть своими глазами дальние страны и города, о которых так много слышали или читали.
- Путешествие – это яркие впечатления, незабываемые моменты жизни, веселые воспоминания и бесценный опыт.

Этап актуализации знаний

- Но прежде чем отправляться в путешествие надо уложить чемодан. В нашем случае это знания. Давайте вспомним что вы узнали на предыдущих уроках.
- Ребята, у вас на столах имеются маршрутные листы и листы самооценки. В ходе урока вы будете оценивать свои действия.

- И первое задание, которое вы оцените – это решение кроссворда. У вас есть 3 минуты на выполнение этого задания. (Работают самостоятельно на компьютерах с интерактивным кроссвордом)
- Если вы ответили на все вопросы правильно, у вас появится подсказка к теме нашего урока!

Кроссворд "Компьютерная сеть"Кроссворд "Компьютерная сеть"

Интерактивный кроссворд

  1. Всемирная компьютерная сеть, соединяющая вместе множество локальных, региональных и корпоративных сетей. (Интернет)
  2. Организация, предоставляющая пользователям связь с глобальной сетью через свои компьютеры, называется. (Провайдер)
  3. Совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях и соединенные в единую систему. (Глобальная сеть)
  4. Компьютер предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе. (Сервер)
  5. Совокупность правил, обеспечивающих передачу данных по сети. (Протокол)

- Ребята, сверьте свои ответа с ответами на слайде. Если вы все сделали правильно, то поставьте в путевом листе 2 балла, если где-то ошиблись – 1 балл.
- Наш багаж уложен, и мы готовы к продолжению путешествия.

Мотивационный этап урока

– Что в современном мире помогает нам путешествовать с комфортом?
- Представьте, что вам нужно заранее забронировать номер в гостинице, ориентироваться в чужом городе, перевести деньги?
– Итак, о чем, по-вашему, пойдет речь на уроке?

- Обратите внимание на подсказку. (Предполагаемые ответы учащихся: интернет, веб карты …)
- Действительно, все о чем вы говорите помогает нам в жизни. А то, что делает нашу жизнь удобнее, называется сервисом.
- И сегодня на уроке мы будем знакомиться со Всемирной компьютерной сетью, ресурсами и сервисами Интернета.

- Тема урока: "Информационные ресурсы и сервисы Интернета". Запишите тему урока в ваши путевые листы.
- У каждого путешествия есть цель и у нашего урока тоже. Цель любого путешествия получить новые знания, а значит, и цель нашего урока…

- Цель урока: "Формирование новых знаний о сервисах сети Интернет".

Сформулировать задачи урока:

  • Что вы узнаете на уроке? (Какие существуют информационные ресурсы и сервисы в сети Интернет)
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Чему вы научитесь на уроке? (Научиться осуществлять поиск в сети Интернет)
  • Научиться применять сервисы сети Интернет в зависимости от поставленной задачи.

Усвоение нового материала

- Интернет настолько плотно вошел в нашу жизнь, что мы уже не просто пользователи, а жители страны "Интернет".
- Я думаю, что каждый из вас имеет страницу в соцсетях, кто-то уже имеет профиль в Госсулугах, пользуется услугами интернет-магазинов, заказывает пиццу онлайн.
- А что нужно сделать, чтобы получить доступ к этим услугам? (Слушаю ответы детей)

- Правильно! Для того, чтобы пользоваться сервисами Интернета, необходимо пройти в соответствующих сайтах авторизацию (т.е. регистрацию), т.е. ввести в специальную форму свои логин и пароль.

Логин – это сочетание различных символов, которые сервис ассоциирует с пользователем (это ваше имя в сети)

- А сейчас внимание на экран. (Видеоролик Смешарики)
- Герои, конечно смешные, но проблема не выдуманная. Многим известны подобные ситуации. Знаете ли вы как защитить в сети свою учетную запись?
- Надежный пароль – это главный барьер, который мешает взломать большинство ваших аккаунтов в сети.

- И чтобы не подвергать себя риску кражи идентификационных данных и не стать жертвой вымогательства, вам нужно создавать пароли, которые могут противостоять усилиям хакеров, вооруженных современными средствами взлома вам нужно следовать правилам. (Правила на слайде)

- А теперь давайте знакомиться с сервисами Интернета. Самые популярные – это Всемирная паутина и электронная почта.

Всемирная паутина (WWW) - это сервис для получения доступа пользователей сети к информационным ресурсам, хранящимся на компьютерах в разных частях света

- Создатель Всемирной паутины – британский ученный Ким Бернерс Ли в 1991 году. Основой WWW являются Web-страницы и Web-сайты, на которых информация представлена в виде гипертекстовых и гипермедийных документов.

- А вы знаете, почему веб-странички называют именно веб-странички? Что такое "веб"? (Слушаю ответы)
- Правильно, ребята. Web - по-английски означает "паутина". World wide web - дословно это "паутина на весь мир" или "всемирная паутина".
- Это одна из составляющих Интернета. Всемирная паутина - это все веб-сайты со своими веб-страничками, картинками и видео, которые размещены в сети Интернет.

- Все эти связанные между собой документы и есть паутина. Гугл, Ютуб, Википедия, сайт вашей школы - все эти веб-сайты ссылаются друг на друга, и получается огромная паутина взаимных ссылок.

- Когда появилась Всемирная паутина, произошел взрывной рост популярности Интернета. Сейчас, когда говорят "что-то в интернете", имеется в виду именно всемирная паутина, веб-странички - "зайди на гугл", "купи на озоне".

- Ребята, теперь давайте разберемся – с чего начинается веб-сайт? Кто-нибудь знает ответ на этот вопрос?
- Любой документ, страница или сайт имеет свой адрес в сети Интернет.

- И это еще одна возможность поиска нужного в сети Интернет, т.е. использование адреса документа. Адрес документа в сети Интернет – это его универсальный адрес документа. Теперь нам надо разобраться, как правильно написать адрес сайта. (Объяснение на слайде)

- Задание: cобрать адрес файла в сети. (делают на компьютере, далее я на доске собираю сам, с объяснением, а они проверяют)
- Если вы справились с заданием ставьте себе балл.

- Однако вебсайты - это не все, чем богат Интернет. Итак, представьте, вам нужно отправить учителю реферат или презентацию. Чем вы воспользуетесь?

- Вы правы, это Электронная почта - один из самых первых способов общения в сети. Там тоже может не быть никаких веб-страничек, можно просто написать "привет" и отправить.
- Это часть Интернета. Любой пользователь Интернета может завести свой почтовый ящик - поименованную область дисковой памяти на почтовом сервере своего провайдера, куда будет помещаться входящая и исходящая корреспонденция.

- А когда мы хотим что-то найти и скачать из сети мы обращаемся к другому сервису. Это файловые архивы – своего рода библиотеки, хранящие файлы с программным обеспечением, графикой, музыкой и другой информацией. Доступ к файлам в файловых архивах возможен по протоколам:

HTTP – протокол передачи гипертекстовых документов;

FTP – специальный протокол передачи файлов. Все, что он делает - это по сути является вашим жестким диском где-то в интернете. Вы можете бегать по папкам, смотреть какие там файлы, скачивать файлы себе и, если у вас есть доступ, заливать файлы на этот сервер для других.

Сетевое коллективное взаимодействие

- Ребята, а что вас больше привлекает в сети Интернет. (Общение – ответ детей)
- Правильно, пользователи сети имеют возможность принимать участие в различных формах коллективного взаимодействия. (соцсети, форумы, чаты)

Облачные сервисы

- В мире современного Интернета существует еще одно понятие – так называемые облачные сервисы. На сегодняшний день спектр услуг, предоставляемых облачными сервисами, очень широк – от полнофункциональных приложений до сервисов хранения данных и фильтрации спама.

- При этом все данные сохраняются автоматически в так называемом облаке – удаленном, распределенном, динамически изменяющемся хранилище данных.
- К наиболее популярным облачным файловым хранилищам относятся: Google Диск, Яндекс.Диск, Облако Mail.ru, Dropbox.
- Практически все они после регистрации предоставляют пользователям некоторое количество бесплатного места для хранения файлов. (обычно от 5 до 10 Гб)

Закрепление

Практическая работа

- А сейчас мы переходим к выполнению следующей задачи. А именно, научиться осуществлять поиск информации в сети. А для поиска в сети воспользуемся поисковой системой Yandex.
- Для этого в браузере на нужную веб-страницу необходимо ввести ключевые слова в строке поиска и нажать клавишу Enter.

- С помощью поисковых систем, по ключевым словам, можно искать различные объекты: не только текстовые данные на веб-страницах, но и изображения, видео и тому подобное.

- Цицерон говорил: "недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею".

- Сейчас мы переходим к практической части нашего урока. Вы будете работать в парах, и каждая пара, используя поисковую систем, собирает информацию об одном из сервисов Интернета и размещает ее на слайде.

- Таким образом, используя облачную технологию вы составите общую презентацию, которая будет путеводителем по информационным сервисам. Но прежде чем заняться практической работой, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. (Повторять 4-5 раз)
  2. Крепко зажмурить глаза. (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль. Считать до 5. (Повторять 4-5 раз)

Создаем совместную Гугл-презентацию.

Работа в группах

  • 1 пара: Электронная почта
  • 2 пара: Файловые архивы
  • 3 пара: Телеконференция
  • 4 пара: Мессенджеры
  • 5 пара: Форумы, общение в реальном времени
  • 6 пара: Облачные хранилища данных
  • 7 пара: Социальные сети

Итог урока

- Ребята, давайте ответим: достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?
- А для этого я предлагаю вам выполнить интерактивное задание "Найди пару".

Задание "Собери пары"Задание "Собери пары"

- Проверьте себя. Поставьте себе 2 балла, если не сделали ни одной ошибки, 1 балл если где-то ошиблись.
- Сложите все баллы, полученные вами на уроке – это ваша оценка за урок.

Домашнее задание
§4.3 (1-2). Найти в сети Интернет дополнительную информацию по сервисам, с которыми вы работали на уроке;
Выполнить он-лайн тест по ссылке. Результаты отправить на электронный адрес.

Размер:
39.61 Kb
Скачали:
34