Цель: сформировать у обучающихся понятие об информационных ресурсах и сервисах интернета.
Задачи:
Оборудование: интерактивная доска, ноутбуки обучающихся, презентация, интерактивные задания.
- Здравствуйте, ребята. Перед началом нашего урока, посмотрите, пожалуйста, на ваши рабочие места.
- Перед вами путевой лист, который вы будете заполнять в ходе нашего урока, ноутбук, который вам понадобится при выполнении практической части урока.
- Надеюсь на плодотворное сотрудничество и пусть урок принесет вам радость общения и положительные эмоции.
- Каждый урок – это путешествие в страну знаний, умений и опыта. А любите ли вы путешествовать? (ответы учащихся)
– Почему люди любят путешествовать?
- Действительно, путешествие – это всегда открытие. Путешествуя, мы открываем для себя мир, а себя – миру.
- Только отправившись в путешествие, мы можем увидеть своими глазами дальние страны и города, о которых так много слышали или читали.
- Путешествие – это яркие впечатления, незабываемые моменты жизни, веселые воспоминания и бесценный опыт.
- Но прежде чем отправляться в путешествие надо уложить чемодан. В нашем случае это знания. Давайте вспомним что вы узнали на предыдущих уроках.
- Ребята, у вас на столах имеются маршрутные листы и листы самооценки. В ходе урока вы будете оценивать свои действия.
- И первое задание, которое вы оцените – это решение кроссворда. У вас есть 3 минуты на выполнение этого задания. (Работают самостоятельно на компьютерах с интерактивным кроссвордом)
- Если вы ответили на все вопросы правильно, у вас появится подсказка к теме нашего урока!
Интерактивный кроссворд
- Ребята, сверьте свои ответа с ответами на слайде. Если вы все сделали правильно, то поставьте в путевом листе 2 балла, если где-то ошиблись – 1 балл.
- Наш багаж уложен, и мы готовы к продолжению путешествия.
– Что в современном мире помогает нам путешествовать с комфортом?
- Представьте, что вам нужно заранее забронировать номер в гостинице, ориентироваться в чужом городе, перевести деньги?
– Итак, о чем, по-вашему, пойдет речь на уроке?
- Обратите внимание на подсказку. (Предполагаемые ответы учащихся: интернет, веб карты …)
- Действительно, все о чем вы говорите помогает нам в жизни. А то, что делает нашу жизнь удобнее, называется сервисом.
- И сегодня на уроке мы будем знакомиться со Всемирной компьютерной сетью, ресурсами и сервисами Интернета.
- Тема урока: "Информационные ресурсы и сервисы Интернета". Запишите тему урока в ваши путевые листы.
- У каждого путешествия есть цель и у нашего урока тоже. Цель любого путешествия получить новые знания, а значит, и цель нашего урока…
- Цель урока: "Формирование новых знаний о сервисах сети Интернет".
Сформулировать задачи урока:
- Интернет настолько плотно вошел в нашу жизнь, что мы уже не просто пользователи, а жители страны "Интернет".
- Я думаю, что каждый из вас имеет страницу в соцсетях, кто-то уже имеет профиль в Госсулугах, пользуется услугами интернет-магазинов, заказывает пиццу онлайн.
- А что нужно сделать, чтобы получить доступ к этим услугам? (Слушаю ответы детей)
- Правильно! Для того, чтобы пользоваться сервисами Интернета, необходимо пройти в соответствующих сайтах авторизацию (т.е. регистрацию), т.е. ввести в специальную форму свои логин и пароль.
Логин – это сочетание различных символов, которые сервис ассоциирует с пользователем (это ваше имя в сети)
- А сейчас внимание на экран. (Видеоролик Смешарики)
- Герои, конечно смешные, но проблема не выдуманная. Многим известны подобные ситуации. Знаете ли вы как защитить в сети свою учетную запись?
- Надежный пароль – это главный барьер, который мешает взломать большинство ваших аккаунтов в сети.
- И чтобы не подвергать себя риску кражи идентификационных данных и не стать жертвой вымогательства, вам нужно создавать пароли, которые могут противостоять усилиям хакеров, вооруженных современными средствами взлома вам нужно следовать правилам. (Правила на слайде)
- А теперь давайте знакомиться с сервисами Интернета. Самые популярные – это Всемирная паутина и электронная почта.
Всемирная паутина (WWW) - это сервис для получения доступа пользователей сети к информационным ресурсам, хранящимся на компьютерах в разных частях света
- Создатель Всемирной паутины – британский ученный Ким Бернерс Ли в 1991 году. Основой WWW являются Web-страницы и Web-сайты, на которых информация представлена в виде гипертекстовых и гипермедийных документов.
- А вы знаете, почему веб-странички называют именно веб-странички? Что такое "веб"? (Слушаю ответы)
- Правильно, ребята. Web - по-английски означает "паутина". World wide web - дословно это "паутина на весь мир" или "всемирная паутина".
- Это одна из составляющих Интернета. Всемирная паутина - это все веб-сайты со своими веб-страничками, картинками и видео, которые размещены в сети Интернет.
- Все эти связанные между собой документы и есть паутина. Гугл, Ютуб, Википедия, сайт вашей школы - все эти веб-сайты ссылаются друг на друга, и получается огромная паутина взаимных ссылок.
- Когда появилась Всемирная паутина, произошел взрывной рост популярности Интернета. Сейчас, когда говорят "что-то в интернете", имеется в виду именно всемирная паутина, веб-странички - "зайди на гугл", "купи на озоне".
- Ребята, теперь давайте разберемся – с чего начинается веб-сайт? Кто-нибудь знает ответ на этот вопрос?
- Любой документ, страница или сайт имеет свой адрес в сети Интернет.
- И это еще одна возможность поиска нужного в сети Интернет, т.е. использование адреса документа. Адрес документа в сети Интернет – это его универсальный адрес документа. Теперь нам надо разобраться, как правильно написать адрес сайта. (Объяснение на слайде)
- Задание: cобрать адрес файла в сети. (делают на компьютере, далее я на доске собираю сам, с объяснением, а они проверяют)
- Если вы справились с заданием ставьте себе балл.
- Однако вебсайты - это не все, чем богат Интернет. Итак, представьте, вам нужно отправить учителю реферат или презентацию. Чем вы воспользуетесь?
- Вы правы, это Электронная почта - один из самых первых способов общения в сети. Там тоже может не быть никаких веб-страничек, можно просто написать "привет" и отправить.
- Это часть Интернета. Любой пользователь Интернета может завести свой почтовый ящик - поименованную область дисковой памяти на почтовом сервере своего провайдера, куда будет помещаться входящая и исходящая корреспонденция.
- А когда мы хотим что-то найти и скачать из сети мы обращаемся к другому сервису. Это файловые архивы – своего рода библиотеки, хранящие файлы с программным обеспечением, графикой, музыкой и другой информацией. Доступ к файлам в файловых архивах возможен по протоколам:
HTTP – протокол передачи гипертекстовых документов;
FTP – специальный протокол передачи файлов. Все, что он делает - это по сути является вашим жестким диском где-то в интернете. Вы можете бегать по папкам, смотреть какие там файлы, скачивать файлы себе и, если у вас есть доступ, заливать файлы на этот сервер для других.
Сетевое коллективное взаимодействие
- Ребята, а что вас больше привлекает в сети Интернет. (Общение – ответ детей)
- Правильно, пользователи сети имеют возможность принимать участие в различных формах коллективного взаимодействия. (соцсети, форумы, чаты)
Облачные сервисы
- В мире современного Интернета существует еще одно понятие – так называемые облачные сервисы. На сегодняшний день спектр услуг, предоставляемых облачными сервисами, очень широк – от полнофункциональных приложений до сервисов хранения данных и фильтрации спама.
- При этом все данные сохраняются автоматически в так называемом облаке – удаленном, распределенном, динамически изменяющемся хранилище данных.
- К наиболее популярным облачным файловым хранилищам относятся: Google Диск, Яндекс.Диск, Облако Mail.ru, Dropbox.
- Практически все они после регистрации предоставляют пользователям некоторое количество бесплатного места для хранения файлов. (обычно от 5 до 10 Гб)
Практическая работа
- А сейчас мы переходим к выполнению следующей задачи. А именно, научиться осуществлять поиск информации в сети. А для поиска в сети воспользуемся поисковой системой Yandex.
- Для этого в браузере на нужную веб-страницу необходимо ввести ключевые слова в строке поиска и нажать клавишу Enter.
- С помощью поисковых систем, по ключевым словам, можно искать различные объекты: не только текстовые данные на веб-страницах, но и изображения, видео и тому подобное.
- Цицерон говорил: "недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею".
- Сейчас мы переходим к практической части нашего урока. Вы будете работать в парах, и каждая пара, используя поисковую систем, собирает информацию об одном из сервисов Интернета и размещает ее на слайде.
- Таким образом, используя облачную технологию вы составите общую презентацию, которая будет путеводителем по информационным сервисам. Но прежде чем заняться практической работой, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Создаем совместную Гугл-презентацию.
Работа в группах
- Ребята, давайте ответим: достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?
- А для этого я предлагаю вам выполнить интерактивное задание "Найди пару".
- Проверьте себя. Поставьте себе 2 балла, если не сделали ни одной ошибки, 1 балл если где-то ошиблись.
- Сложите все баллы, полученные вами на уроке – это ваша оценка за урок.
Домашнее задание
§4.3 (1-2). Найти в сети Интернет дополнительную информацию по сервисам, с которыми вы работали на уроке;
Выполнить он-лайн тест по ссылке. Результаты отправить на электронный адрес.