Открытый урок географии в 9 классе "Транспорт России"

Цели урока:

  • формирование у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства;
  • организовать деятельность по восприятию понятий "транспорт", "транспортная система", "транспортная магистраль", "транспортные узлы";
  • системы фактов, отображающих реальную действительность развития транспортной системы России;
  • воспитание любви к "большой и малой" Родине.

Оборудование: карта "Транспорт России", карточки-задания, атласы, учебники, новые понятия на карточках, карточки для рефлексии.

Учебник: География России. Население и хозяйство. (авт.: Алексеев А.И.)

Ход урока

Организационный момент

Учащиеся при входе в класс размещаются по 5 группам. Каждая группа занимает место за своим столом. На столе лежат комплекты заданий
- Добрый день, я рада вас видеть.

- Надеюсь, все необходимое для урока у вас есть: атласы, учебники.
- Девиз урока: "Один за всех и все за одного".

Актуализация знаний и умений

- Что мы изучаем на протяжении ряда уроков по географии России? (Главные отрасли хозяйства страны. Машиностроительный комплекс)
- Назовите некоторые отрасли машиностроения ? (Станкостроение, судостроение, тракторостроение металлургическое и энергетическое машиностроение)
- Эти отрасли промышленности обеспечивают нашу страну различными видами оборудования.

- Сегодня мы продолжаем раздел " Отрасли народного хозяйства" А тему урока вы мне назовете сами. (на столах лежат листы с географическими словами, первые заглавные буквы слов помогут назвать тему урока слова: топливо, ресурсы, атлас, нефть, склон, пригород,облако, рожь, текстильная)

- Итак, тема урока "Транспорт России". Определите, какие задачи на уроке будем решать. Работать мы будем по группам. (название групп и ответственных в группах)

Транспорт – (от лат. transporto – переношу, перемещаю) – это все то, что помогает человеку перевозить грузы и самому перемещаться в пространстве

- Транспорт – это важная сфера человеческой деятельности наряду с промышленностью и сельским хозяйством, имеющая непосредственное отношение к географии.
- Современная цивилизация без него невозможна. Транспорт доставляет сырье от места добычи к месту переработки, а готовые изделия – к покупателю.

- Хотя сам по себе он ничего не производит, без него невозможно никакое производство, а значит, невозможно существование городов и сел, заводов и ферм.
- Без него не было бы и государств, вообще всего того разнообразия в развитии регионов, которое определяет социальный и экономический облик страны и мира.

- Наконец, без транспорта не было бы и географии как науки, поскольку он сокращает расстояния и делает доступными самые дальние уголки нашей планеты. А сегодня мы рассмотрим виды транспорта, их значение для хозяйства страны.

Виды транспорта

(схема на слайде)
По группам выполняют задания для определенного вида транспорта (1 группа железнодорожники, 2 группа автомобилисты, 3 группа авиаторы 4 группа водники. В тетради сделать таблицу, состоящую из 3 колонок.

Вид транспорта

Преимущества

Недостатки

 

 

 

Работу выполняют 5 минут. Для заполнения таблицы используют учебник на стр. 75-76. Затем от каждой группы 1 человек зачитывает заполненную таблицу и вывешивается на доске.

- Следует отметить, что показателями работы транспорта являются грузооборот и пассажирооборот.
- В конце учебника, в приложении есть словарь понятий и терминов. (стр. 316)

- Найдите определения грузооборота и пассажирооборота.

Грузооборот - это количество перевезенного груза на определенное расстояние за единицу времени. (день, месяц, год)

Пассажирооборот – произведение количества перевезенных пассажиров на дальность перевозки в пассажиро-километрах. (записать в тетрадь)

Задача по географии

Используя данные таблицы "Грузооборот по видам транспорта РФ в 2015 г.", определите долю трубопроводного транспорта в общем грузообороте транспорта России. Полученный результат округлите до целого числа. (Стр. 58 в сборнике, 1 решает у доски мальчик, затем для каждой группы решаются задачи и ответы проверяют)

- С помощью какого-либо одного вида транспорта решить свои задачи транспорт не может. Поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют, дополняют друг друга, образуя транспортную систему или транспортные магистрали

Транспортная система – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.

- Откройте атлас на стр. 21, 22. На карте хорошо видны транспортные магистрали и транспортные узлы.

Транспортные узлы – это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов.

Работа на контурной карте

Показать некоторые крупные транспортные узлы России:

  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Владивосток
  • Архангельск
  • Новороссийск.

- Итак, какое значение имеет транспорт России.
- Огромная территория страны может быть связана воедино только при надежной и четкой работе транспорта.

- Из любого населенного пункта его жители должны иметь возможность в любое время выехать на работу, отдых, лечение т.е по любому поводу используя различные виды транспорта.

В качестве обобщения темы проводится тест, который сдается вместе с контурной картой. Выставляется оценка.

Домашнее задание

§12 пересказ, выучить определение: транспортная система, транспортный узел, грузооборот, пассажирооборот, индивид, какие виды транспорта развиты в Ставропольском крае.
Сделать красивую памятку "Правила поведения в транспорте".

Размер:
20.02 Kb
Скачали:
9