УМК: География 9 класс. Линия учебников "Полярная звезда".
Цель урока: cпособствовать формированию знаний обучающихся о Центральной России, особенностях и достопримечательностях великих русских городов, входящих в "Золотое кольцо России".
Задачи урока:
Учитель: Я рада приветствовать Вас на уроке географии. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу.
- Проверьте все ли у вас готово к уроку: тетради, атласы, раздаточный материал, маршрутный лист, ручки.
Учитель: Ребята, мы с Вами по географии приступили к изучению раздела "Экономические районы России".
- Откройте атласы. Первым в изучении был Центральный экономический район. Вспомните его состав.
- Давайте перечислим состав Центрального ЭР.
- Теперь каков состав ЦЧР?
- Последний район Центральной России – В-ВЭР, назовите, какие области и республики входят в его состав?
- Ребята, что мы забыли сказать про В-ВЭР?
- Перечислите состав Волго-Вятского ЭР.
- Молодцы, мы вспомнили пройденный материал.
Учитель: Сегодня у нас с Вами необычный урок. Прежде чем приступить к изучению нового экономического района нашей страны я предлагаю Вам совершить виртуальное путешествие по Центральному району нашей страны , по древним русским городам России, расположенным по туристическому маршруту, которое называется "Золотое кольцо".
Золотое кольцо России - популярный туристический маршрут в Центральной России. Он проходит по 8 городам: Сергиевому Посаду, Переславлю-Залесскому, Ростову Великому, Ярославлю, Костроме, Иванову, Суздалю и Владимиру
- Обратите внимание на карту нашего путешествия.
- Нет утвержденного списка городов, составляющих "Золотое кольцо", но бесспорно в него входят: Москва, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир.
- Маршрут охватывает пять областей - Московскую, Ярославскую, Костромскую, Ивановскую, Владимирскую области.
- Задание, которое предстояло Вам выполнить дома – найти дополнительную информацию о древних городах Центральной России.
- У каждого из Вас на парте есть маршрутный лист, задания, которые мы будем выполнять во время путешествия.
Учитель: Ребята, посмотрите на карту. Подумайте и скажите, почему наш маршрут называется "кольцо"?
- Если посмотреть, то становится понятно, почему маршрут по этим местам называется "Золотое кольцо": старинные русские города образуют на карте как бы круг.
- А почему "золотое", я думаю, Вы догадаетесь, совершив путешествие по этим городам.
- В городах и селах представлены все этапы развития древнерусского зодчества: величественные белокаменные храмы XII-XIII веков, шатровые постройки XVI века, буйное узорочье XVII века и другие архитектурные произведения.
- Сегодня на уроке нам пригодятся знания не только по географии, знания истории будут хорошим помощником в путешествии. Итак, в путь!
- На маршрутных листах отмечаем станции крупных городов и достопримечательности этих мест.
- Город, откуда начинается путешествие – Москва.
Москва
Учитель: В каком веке началось строительство города? (4 апреля 1147 год)
- Мог ли кто в XII веке помыслить, что городок, появившейся на Суздальской земле, будет столицей государства!
- Сейчас Москва - самый крупный культурный центр России.
- В Москве мы посетим Московский Кремль и Покровский Собор. Слово первому экскурсоводу - Алина.
- Москва осталась позади, впереди нас ждет следующая остановка. А пока мы в пути, ответьте на несколько вопросов:
Сергиев Посад
Учитель: Город Сергиев Посад, встречает нас Лаптев Андрей. (Свято-Троице Сергиева Лавра, Музей игрушки)
- Оправляемся дальше. Города строились на Руси на расстоянии дневного переезда верхом это 60-70 км. друг от друга.
- Именно на таком расстоянии находится следующий город от Сергиева Посада.
Переславль-Залесский
Горецкий Монастырь, музей-усадьба "Ботик", Спасо-Преображенский белокаменный собор.
Ростов Великий
- И вновь остановка. Путешественники и в прошлые века и в наше время никогда не обходили своим вниманием Ростов Великий. Остановимся и мы с Вами в нем.
- Слово экскурсоводу Татьяне. Наш путь ведет на северо-восток к старинному городу Ярославлю.
Ярославль
Ярославль является одним из красивейших городов "Золотого кольца", благодаря своим архитектурным ансамблям и церквям. Он был основан князем Ярославом Мудрым в 1010 году. Памятник князю стоит в центре площади Богоявления. До наших дней сохранился Спасо-Преображенский собор.
Одним из самых красивых памятников Ярославля является церковь Ильи Пророка. Церковь украшена керамическими вставками, цветистыми росписями. Ее иконы имеют высокое художественное значение. В городе находится самый старый в России частный драматический театр, который основал Федор Волков. Вот почему Ярославль называют родиной русской театра. (Спасо-Преображенский собор, Церковь Илии Пророка, частный драматический театр)
- А сейчас немного отдохнем.
- Предлагаю отдохнуть в дороге, закрыть глаза и представить наше путешествие, мелькающие в пути машины и автобусы.
- Мы прощаемся с Ярославлем, на пути нас ждет Кострома.
Кострома
Ипатьевский монастырь, Троицкий Собор, Звонница, Палаты бояр Романовых, Братский корпус.
- Прежде, чем доехать до следующего города разгадаем кроссворд.
Иваново
- Перед нами город Иваново. Предоставляем слово Алине. (фото города Иваново)
- Наш путь ведет на юго-восток к городу Суздаль.
Суздаль
- Андрей расскажет об единственном городе – музее в России. (Суздальский Кремль, Рождественский Собор с Златыми воротами, Соборная колокольня, Никольская зимняя и летняя церковь, Музей деревянного зодчества)
Владимир
Учитель: Последняя остановка на Золотом кольце совершится в городе Владимире.
- Владимир был заложен Мономахом в 1108 году и назвал его своим именем. Его внук Андрей Боголюбский перенес их Киевской Софии в главный городской Собор Успенский, особо почитавшуюся икону на Руси Богоматери.
- Но после захвата татарами от храма остались лишь черные силы. Заново расписывали собор Андрей Рублев и Даниил артелью. Эти фрески сохранились до сих пор – около 200 м2. Дмитриевский собор - образец изысканной пропорции, весь в белокаменной резьбе. А еще одно чудо – Золотые ворота. Самая древняя часть –арка поставлена еще мастерами Андрея Боголюбского.
Наш путь направлен на запад к завершению городу Москва. По сторонам от основных городов осталось много небольших городков и поселков таких как Плес, Шуя, Кохма, Боголюбово, Углич и многие другие, все сразу и не перечислить.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Вы увидели много прекрасных памятников старины, узнали много нового, интересного. Сейчас мне хочется проверить, что вы запомнили и записали. В ваших маршрутных листах получилась запись самых основных культурных памятников туристического маршрута Золотое кольцо. Ребята, давайте перечислим некоторые из них. Андрей.
- Много объекты входят в список Всемирного культурного наследия. Древние города Золотого кольца имеют свою судьбу, свое прошлое. Они проделали сложный путь в своем историческом развития от первых дней и по настоящее время.
- Многое безвозвратно утеряно на этом долгом пути. Но усилиями реставраторов удалось вывести из аварийного состояния и спасти от гибели десятки объектов старинной архитектуры, казалось, что непоправимо утраченных.
- Скажите ребята, почему же маршрут называется "Золотое кольцо"?
Учитель: Да, каждый город по–своему красив и одинаково дорог россиянам своей неповторимой красотой, историей. Создание этого маршрута было необходимо для того, чтобы привлечь внимание не только к красоте, но и необходимости беречь и сохранять культурные и исторические ценности России.
- Маршрутные листы путешествия можно вложить в рабочие тетради по географии.
- В заключении Алина прочитает нам стихотворение "Золотое кольцо".
Учитель: Наш урок подходит к концу. Все учащиеся работали дружно, хорошо, подготовили дополнительный материал.
- Продолжите мои предложения:
Подготовить сейкнейн на тему "Золотое кольцо России".
- Урок окончен, спасибо за работу.