Цель: организовать деятельность учащихся по усвоению особенностей хозяйственного комплекса экономических районов, их специализации, отраслевой, территориальной и функциональной систем, структуре развития регионов, проблемы экономического развития в условиях рыночной, смешанной модели экономики.
Задачи:
- Способствовать формированию понимания учащимися роли экономического районирования в развитии экономики страны, его влияния на имидж государства в мировой экономической системе;
- Обеспечить усвоение знаний об особенностях экономических районов и тенденциях их экономического развития;
- Организовать деятельность учащихся по выявлению современных особенностей размещения ТПК в пределах экономических районов и условиях их интеграции;
- Содействовать развитию у школьников умений применять разнообразные источники географической информации для комплексной характеристики экономических районов и выявлению их специализации: карты полезных ископаемых, комплексных экономических карт, карт населения; составлять и анализировать таблицы, читать диаграммы; проводить исследования на основе статистических материалов, картографических пособий и Интернет-ресурсов;
- Обеспечить развитие умений создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных территорий (экономических районов);
- Содействовать развитию ИКТ-компетентности и познавательного интереса обучающихся, организуя работу с разнообразными электронными ресурсами, выполнение заданий с помощью компьютерной техники и программного обеспечения;
- Способствовать формированию у учащихся чувств уважения к социально-экономическим достижениям Республики Казахстан.
Основное содержание темы:
Районирование территории Казахстана, территориальная организация производства и экономическое районирование, промышленные узлы и территориально-производственные комплексы, план изучения экономического района.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу;
- Развитие осознанной мотивации к изучению экономических районов Казахстана, вопросов и проблем, которые существуют в них,
- Знакомство и приобщение к миру профессий, стремлении осуществить осознанный выбор будущей профессии;
- Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Системно-деятельностные:
Познавательные:
Умение учебно-исследовательской деятельности с различными источниками информации, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, делать обобщения; сравнивать экономико-географичесике объекты.
Регулятивные:
Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы; организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять из на практике, оценивать достигнутые результаты; вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников, картографических пособий, Интернет-ресурсов, осуществлять ее преобразование, сохранение и передачу; выполнять учебное действие в соответствии с задачей.
Коммуникативные:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре; эффективно сотрудничать и взаимодействовать в группе при выработке общего решения в совместной деятельности; осознанно использовать речевые, графические, картографические средства для предоставления результата деятельности.
Предметные:
В познавательной сфере:
знание
- Понятий о экономическом районировании, географическом разделении труда, экономико-географическом положении, промышленном узле, территориально-производственном комплексе, кластере и технопарке;
- Основные тенденции и проблемы развития экономических регионов;
- Причинно-следственные связи природных условий, ресурсов и специализации хозяйства;
- Главные отрасли специализации экономических регионов, ТПК, промышленных узлов и городов, определяющих их «экономическое лицо»;
В ценностно-ориетационной сфере:
Понимание роли экономических районов в экономике страны и интеграции экономики страны в мировую экономическую систему.
В сфере географической деятельности:
умение
- Применять географические знания для объяснения и оценки особенностей развития промышленности Казахстана, уровня территориальной организации производства;
- Применять географическое мышление для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику изучаемых процессов и объектов;
- Создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях хозяйства на основе разных источников географической информации, сопровождать выступление презентацией;
- Составлять по плану экономико-географические характеристики экономических районов;
- Сравнивать экономические регионы, отрасли, ТПК, выявлять черты сходства и различия, выводы;
- Определять местоположение на карте названных в тексте физических, экономических, политических, политико-административных объектов.
Организация образовательного пространства:
Оборудование: интерактивная доска, персональные компьютеры.
Ресурсы: учебник экономической и социальной географии для 9 классов, физическая карта Казахстана, политико-административная карта Казахстана, атлас и контурные карты по экономической и социальной географии Казахстана.
Формы работы: фронтальная (Ф), групповая (Г), в парах (П).
Технология изучения темы
1 этап: самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель: актуализировать имеющиеся знания об особенностях экономики страны
Учитель:
Раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения; сообщает о значимости содержания урока в понимании влияния географических, исторических, социально-экономических факторов на особенности развития и территориальной организации производства;
Раскрывает характер самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в группах, требования к выполнению группового задания.
Актуализация субъектного опыта учащихся:
1. Определите, используя карту атласа «Полезные ископаемые», в каких областях Казахстана можно развивать отрасли черной, цветной металлургии и нефтедобывающие? Объясните почему?
2. Вспомните кто и когда впервые выделил в Казахстане экономические районы?
3. Что такое специализация предприятия?
Форма работы: Ф
2 этап: учебно-познавательная деятельность
Цель: обеспечить усвоение знаний экономико-географических особенностях экономических районов Казахстана, территориальной структуре организации производства, организуя самостоятельную познавательную деятельность учащихся с различными источниками географической информации.
Изучение нового материала
Учитель сообщает об особенностях районирования территории Казахстана, подчеркивает объективную необходимость этого главного географического метода при изучении любой большой страны. Раскрывает определения: специализация; экономический район; территориальное разделение труда.
Ситуативные задания:
1. Выделите условия, необходимые для специализации при выделении экономических районов.
2. Определите по карте местоположение, границы и состав каждого экономического района
3. Определите самый маленький по площади экономический район
4. Определите самый большой по площади экономический район
Форма работы: П
Учебные задания и методы работы с информацией
Задание
Откройте электронный ресурс: презентацию «Пять экономических районов Казахстана» (по Н. Н. Баранскому; три группы отраслей хозяйства: специализированные, вспомогательные отрасли (электроэнергетика, транспорт, связь и др.), отрасли обслуживания – удовлетворение нужд населения)
Выделите отрасли специализации экономических районов, исходя из природных предпосылок.
Форма работы: Г
3 этап: интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель: организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения особенностей экономического районирования
Задание 1
Заполните таблицу:
Экономический район |
Состав |
Территория |
Население |
Полезные ископаемые и природные условия |
Специализация |
Форма работы: Г
Задание 2
составьте план характеристики экономических районов
Форма работы: П
4 этап: диагностика качества освоения темы
Цель: установить степень усвоения темы «Районирование территории Казахстана»
Учитель организует экспресс опрос учащихся по вопросам теста (учебник, страница 287)
5 этап: Рефлексивная деятельность
Цель: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результаты своей деятельности; оценивать результат учебной деятельности.
Самоанализ и самооценка ученика
Задание 1 (самоанализ). Подчеркните вариант ответа и закончите предложения:
1. Мне было легче работать над выполнением заданий:
a) в группе;
b) в паре;
c) индивидуально,
потому что:________________________________
Задание 2 (самооценка). Закончите предложения:
1. Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ______________
2. Я не доволен (льна) тем, что сегодня____________