Конспект урока физики для 9 класса. Тема: "Реактивное движение"

Цели урока:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний о реактивном движении, его распространенности в природе и технике (межпредметные связи с биологией, историей, техникой);
  • формирование умения применять закон сохранения импульса для объяснения явлений и решения задач;
  • развитие информационно-коммуникативных и экспериментальных умений учащихся.

Задачи:

  • способствовать усвоению учащимися понятия реактивного движения;
  • научить учащихся находить проявления реактивного движения в природе и технике;
  • повысить интерес к физике, как к науке, объясняющей огромное количество окружающих явлений и объединяющей в себе знания множества других наук.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, диск "Физика 10 класс", презентации обучающихся, демонстрационные материалы для урока (воздушные шары, карточки с задачами для обучающихся), карточки с задачей на дом.

Ожидаемый результат: обучающиеся усвоят понятие реактивного движения, как следствия закона сохранения импульса, и научатся распознавать реактивное движение в окружающем мире.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Организационный этап 

Обеспечивает благоприятный настрой на работу.

Настраиваются на работу

Постановка проблемы

Надуйте резиновый шарик, не завязывая отверстия, выпустите его из рук. Что произойдет? Почему?

Что общего у осьминога, каракатицы, кальмара, медузы, самолета и космического корабля? Сегодня на уроке нам предстоит найти ответы на эти вопросы.

Пытаются ответить, решить проблему. Определяют тему и цель урока.

Актуализация знаний

На прошлом уроке мы изучили закон сохранения импульса.

- Что означает слово импульс в переводе с латинского?

- Какой термин можно использовать вместо слова импульс?

- Что такое импульс тела?

- Где применяется закон сохранения импульса?

Во время автомобильного пробега 1924 года Ленинград – Тифлис жители кавказских селений приветствовали проносящиеся мимо них автомобили, кидая водителям и пассажирам яблоки, арбузы, дыни. Действие этих подарков оказалось плачевным: арбузы и дыни вдавливали, сминали, ломали кузов машины, а яблоки наносили серьёзные травмы пассажирам. Объясните ситуацию с точки зрения физики.

 Полученные знания помогут нам объяснить механизм реактивного движения и явления отдачи, выяснить особенности реактивного движения, объяснить работу реактивных устройств.

толчок.

количество движения p=m·υ – произведение массы тела на его скорость 

для определения мгновенных скоростей тел, в космонавтике, 

при расчетах скоростей при взрывах, выполняется в явлениях отдачи

при выстреле благодаря сложению скоростей импульс «подарков» получался внушительным, разрушительным. А импульс арбуза (в системе координат, связанной с автомобилем) на порядок больше импульса пули.

Изучение нового материала

Просмотр видеофрагментов (Физика 10 кл. на диске. §41)

Видеофрагмент № 1.  Реактивное движение.

Силы взаимодействия вызывают отдачу или откат самого оружия.

Отдача движение орудия в целом под давлением газов на дно орудия. Отдача производит движение его в сторону, обратную струе жидкости, и давит на опору.

Движение шарика. Сжатый воздух выходит из горловины шарика, и шарик начинает совершать реактивное движение. Силы взаимодействия приводят к тому, что направление движения шарика противоположно направлению вытекания воздушной струи.

Движение тележки с моторчиком. Воздух, отбрасываемый пропеллером, движется в одну сторону, а тележка совершает движение в противоположную сторону. При изменении направления отбрасываемой струи, движение тележки изменится. 

Видеофрагмент № 2.  Движение ракеты. Пожарный.

Видеофрагмент № 3. Взаимодействие двух мальчиков, стоящих на роликах.

- Чему равен импульс системы «первый мальчик - груз» до броска?

- Чему равен импульс системы «первый мальчик – груз» после броска?

- Импульс системы «второй мальчик – груз» также сохраняется – это абсолютно неупругое взаимодействие, в результате которого тела движутся с одинаковыми скоростями.

- Что произойдет при одновременном броске двух мячей? 

Приведите примеры явления отдачи? 

Определение: под реактивным движением понимают движение тела, возникающее при отделении некоторой его части с определенной скоростью относительно тела.

Выступление обучающихся с презентациями:
Презентация 1. История создания и применения ракет.

Презентация 2. Движение ракеты.

Презентация 3. Проекты первых реактивных летательных аппаратов.

Презентация 4. Шар Герона. Реактивный паровой автомобиль.

Презентация 5. Реактивное движение в природе.

Смотрят видеофрагмент и записывают вывод: 

Результат отдачи зависит от массы и скорости отделяющегося тела или вещества. Это явление согласуется с законом сохранения импульса. 

Отвечают на вопросы:

p=0 

за счет движения груза и мальчика в разные стороны

 

 

 

 

 

 

 

приобретаемая скорость становится больше и дальность отката увеличивается

 

Приводят примеры: ныряние с лодки, прыжок с лодки на берег, соскакивание со скейта…

 

Записывают определение

 

 

 

Смотрят и слушают выступления

Закрепление изученного материала

Класс делится на две группы и выдаются карточки с задачами. Ответ объяснить. Задачу решить.

Самостоятельно работают в группах по карточкам, проводят обсуждения, отвечают, решают задачу

Домашнее задание

Придумать 2 качественные задачи в стихах по теме «Реактивное движение».

Опорный конспект по теме «Импульс» для решения задач:

Решить задачу: снаряд массой 50 кг, летящий в горизонтальном направлении со скоростью 600 м/с разрывается на две части с массами 30 кг и 20 кг. Большая часть стала двигаться в прежнем направлении со скоростью 900 м/с. Определить величину и направление скорости меньшей части снаряда.

Записывают в дневник домашнее задание

Подведение итогов урока. Рефлексия

Пора подвести итог урока и назвать главные выводы.

- Что вы узнали нового?

- С чем вы уже были знакомы?

- Где вы можете применить полученные знания?

Из трех предложенных стихов выберите один, характеризующий ваше состояние в конце урока.

Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»

Не весел я сегодня,
В тишине взгрустнулось мне,

И о законе сохраненья

Все промчалось вдалеке.

Вспоминая все познания свои,
И физики мир постигая,
Я благодарен матушке судьбе,
Что импульс есть и нам его не счесть.

В основе реактивного движения лежит закон сохранения импульса тела, который выполняется только для замкнутой системы тел. 

Скорость движения реактивного устройства зависит от массы и скорости отделения от него вещества. 

Реактивное движение распространено в природе, используется человеком в технике и быту (фейерверки, поливальные установки)

Проявлением реактивного движения является отдача, которую надо учитывать на практике (при стрельбе, спрыгивании с лодки)

Результат отдачи зависит от массы и скорости отделяющегося тела.

Размер:
119.06 Kb
Скачали:
7

Метки к статье: конспект урока, физика, 9 класс