Цели урока:
Задачи:
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, диск "Физика 10 класс", презентации обучающихся, демонстрационные материалы для урока (воздушные шары, карточки с задачами для обучающихся), карточки с задачей на дом.
Ожидаемый результат: обучающиеся усвоят понятие реактивного движения, как следствия закона сохранения импульса, и научатся распознавать реактивное движение в окружающем мире.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Организационный этап |
Обеспечивает благоприятный настрой на работу. |
Настраиваются на работу |
Постановка проблемы |
Надуйте резиновый шарик, не завязывая отверстия, выпустите его из рук. Что произойдет? Почему? Что общего у осьминога, каракатицы, кальмара, медузы, самолета и космического корабля? Сегодня на уроке нам предстоит найти ответы на эти вопросы. |
Пытаются ответить, решить проблему. Определяют тему и цель урока. |
Актуализация знаний |
На прошлом уроке мы изучили закон сохранения импульса. - Что означает слово импульс в переводе с латинского? - Какой термин можно использовать вместо слова импульс? - Что такое импульс тела? - Где применяется закон сохранения импульса? Во время автомобильного пробега 1924 года Ленинград – Тифлис жители кавказских селений приветствовали проносящиеся мимо них автомобили, кидая водителям и пассажирам яблоки, арбузы, дыни. Действие этих подарков оказалось плачевным: арбузы и дыни вдавливали, сминали, ломали кузов машины, а яблоки наносили серьёзные травмы пассажирам. Объясните ситуацию с точки зрения физики. Полученные знания помогут нам объяснить механизм реактивного движения и явления отдачи, выяснить особенности реактивного движения, объяснить работу реактивных устройств. |
толчок. количество движения p=m·υ – произведение массы тела на его скорость для определения мгновенных скоростей тел, в космонавтике, при расчетах скоростей при взрывах, выполняется в явлениях отдачи при выстреле благодаря сложению скоростей импульс «подарков» получался внушительным, разрушительным. А импульс арбуза (в системе координат, связанной с автомобилем) на порядок больше импульса пули. |
Изучение нового материала |
Просмотр видеофрагментов (Физика 10 кл. на диске. §41) Видеофрагмент № 1. Реактивное движение. Силы взаимодействия вызывают отдачу или откат самого оружия. Отдача – движение орудия в целом под давлением газов на дно орудия. Отдача производит движение его в сторону, обратную струе жидкости, и давит на опору. Движение шарика. Сжатый воздух выходит из горловины шарика, и шарик начинает совершать реактивное движение. Силы взаимодействия приводят к тому, что направление движения шарика противоположно направлению вытекания воздушной струи. Движение тележки с моторчиком. Воздух, отбрасываемый пропеллером, движется в одну сторону, а тележка совершает движение в противоположную сторону. При изменении направления отбрасываемой струи, движение тележки изменится. Видеофрагмент № 2. Движение ракеты. Пожарный. Видеофрагмент № 3. Взаимодействие двух мальчиков, стоящих на роликах. - Чему равен импульс системы «первый мальчик - груз» до броска? - Чему равен импульс системы «первый мальчик – груз» после броска? - Импульс системы «второй мальчик – груз» также сохраняется – это абсолютно неупругое взаимодействие, в результате которого тела движутся с одинаковыми скоростями. - Что произойдет при одновременном броске двух мячей? Приведите примеры явления отдачи? Определение: под реактивным движением понимают движение тела, возникающее при отделении некоторой его части с определенной скоростью относительно тела. Выступление обучающихся с презентациями: Презентация 2. Движение ракеты. Презентация 3. Проекты первых реактивных летательных аппаратов. Презентация 4. Шар Герона. Реактивный паровой автомобиль. Презентация 5. Реактивное движение в природе. |
Смотрят видеофрагмент и записывают вывод: Результат отдачи зависит от массы и скорости отделяющегося тела или вещества. Это явление согласуется с законом сохранения импульса. Отвечают на вопросы: p=0 за счет движения груза и мальчика в разные стороны
приобретаемая скорость становится больше и дальность отката увеличивается
Приводят примеры: ныряние с лодки, прыжок с лодки на берег, соскакивание со скейта…
Записывают определение
Смотрят и слушают выступления |
Закрепление изученного материала |
Класс делится на две группы и выдаются карточки с задачами. Ответ объяснить. Задачу решить. |
Самостоятельно работают в группах по карточкам, проводят обсуждения, отвечают, решают задачу |
Домашнее задание |
Придумать 2 качественные задачи в стихах по теме «Реактивное движение». Опорный конспект по теме «Импульс» для решения задач: Решить задачу: снаряд массой 50 кг, летящий в горизонтальном направлении со скоростью 600 м/с разрывается на две части с массами 30 кг и 20 кг. Большая часть стала двигаться в прежнем направлении со скоростью 900 м/с. Определить величину и направление скорости меньшей части снаряда. |
Записывают в дневник домашнее задание |
Подведение итогов урока. Рефлексия |
Пора подвести итог урока и назвать главные выводы. - Что вы узнали нового? - С чем вы уже были знакомы? - Где вы можете применить полученные знания? Из трех предложенных стихов выберите один, характеризующий ваше состояние в конце урока. Искрятся глаза, Не весел я сегодня, И о законе сохраненья Все промчалось вдалеке. Вспоминая все познания свои, |
В основе реактивного движения лежит закон сохранения импульса тела, который выполняется только для замкнутой системы тел. Скорость движения реактивного устройства зависит от массы и скорости отделения от него вещества. Реактивное движение распространено в природе, используется человеком в технике и быту (фейерверки, поливальные установки) Проявлением реактивного движения является отдача, которую надо учитывать на практике (при стрельбе, спрыгивании с лодки) Результат отдачи зависит от массы и скорости отделяющегося тела. |