Тема программы: обобщающее повторение.
Тема урока: Электромагнитное поле.
Цели урока:
Образовательная: обобщить знания по теме "Магнитное поле и электромагнитная индукция", способствовать осознанию обучающимися явления магнетизма, продолжить формирование умения применять теоретические знания в практических целях.
Воспитательная: способствовать формированию интереса к физике, воспитывать чувство само- и взаимоответственности, уверенности в себе.
Развивающая: развивать самостоятельную познавательную активность обучающихся, память, логическое мышление, умение применять физические знания в будущей профессии.
Методическая: показать эффективность использования практических методов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся.
Оборудование: миллиамперметр, магнит, катушка-моток (4 шт), соединительные провода, экран, компьютер, видеофильм "Опыты Фарадея", тестовые задания.
Основные знания и умения
Знать:
Уметь применять формулы силы Ампера, силы Лоренца и закона электромагнитной индукции для расчёта магнитного поля;
Методы обучения:
по характеру познавательной деятельности обучающихся: информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский;
по источнику и способу передачи и восприятия учебной информации, формирования способов деятельности: беседа, демонстрации, наблюдения, упражнения, иллюстрации
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: смешанный (беседа, самостоятельная работа, практическая работа).
Форма учебного занятия: групповая.
Ход урока
Организационный момент
Обучающиеся сидят в группах по четыре человека.
Приветствие, знакомство с темой (мотивация).
- Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга.
- Сегодня тема нашего урока "Электромагнитное поле". Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Но прежде, давайте с вами вспомним, что мы должны знать о физическом явлении?
Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока (ребята в группах пробуют сформулировать цели урока РАУНД РОБИН). Проходит опрос по одному участника из каждой группы.
Ученики:
- Молодцы, ребята! Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить на сегодня на уроке.
- Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? (ответы учащихся).
- Молодцы! Ребята, давайте вместе вспомним прошлый материал. Мы начали изучать большую главу "Электромагнитное поле" и изучили такие темы, как магнитное поле и его характеристики, направление тока, обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток, индукция магнитного поля. Вспомнить все эти понятия нам поможет мыслительный прием ФАЙНД ЗЕ ФИБ.
- Сейчас я вам даю 2 минуты на то, чтобы вы написали 3 утверждения. Затем по кругу один из вас зачитывает свои утверждения, команда думает, советуется и приходит к консенсусу, озвучивает догадку. Если команда правильно угадала - выдумщик им аплодирует, если нет -команда аплодирует выдумщику.
- Спасибо большое! У нас с вами все получилось замечательно!
Изучение нового материала
- Нам с вами уже известно, что существует связь между электричеством и магнетизмом. Ребята, скажите, пожалуйста, каким ученым и на каком опыте эта связь была обнаружена?
Ученик: Эту связь обнаружил Г. Эрстед, он случайно заметил, что проводник с током оказывает воздействие на магнитную стрелку.
- Спасибо, хорошо. Зная о взаимосвязи электричества и магнетизма, Фарадей ставит перед собой задачу "превратить магнетизм в электричество". Над этой задачей ученый работал 10 лет. Давайте посмотрим видеофрагмент (3 - 4 мин).
- Ребята, какие черты характера наиболее ярко характеризуют ученого?
Ученики: Целеустремленность, трудолюбие и стремление к знаниям.
- Магнитное действие тока широко применяется в современной технике: в устройстве электромагнитов, генераторов, электродвигателях, телефонов, микрофонов, ускорителях заряженных частиц, автоматических устройствах, электроизмерительных приборах, в радиотехнике, в магнитной записи и воспроизведении изображения и звука и т.д.
Теперь давайте попытаемся выяснить, в чем заключается явление электромагнитной индукции. Для этого вам предстоит выполнить практическую работу.
СИ ФИНК УАНДЕ (Посмотри - подумай - задайся вопросом) - мыслительный прием.
1. Что вы видите на столе? (На столе лежат подковообразный магнит, миллиамперметр, катушка и соединительный провода). Си -Посмотрите.
2. Финк - подумай.
- Для чего нужны эти приборы?
3. Уанде - задайся вопросом (Каким образом мы будем получать индукционный ток? Хватает ли для эксперимента данные приборы? Какова схема этого эксперимента?)
- Надеюсь к концу урока вы все найдете для себя ответы на эти вопросы.
- Сейчас я бы хотела, чтобы Вы поработали самостоятельно.
Эй Ар Гайд
- Возьмите пожалуйста карточки, которые лежат у Вас на столе. Здесь у Вас представлена таблица с утверждениями. Прочтите все утверждения.
До |
Утверждения |
После |
|
1. Индукционный ток возникает в катушке в случае, когда магнит двигается относительно катушки. |
|
|
2. Индукционный ток возникает в катушке в случае, когда магнит покоится относительно катушки. |
|
|
3. Направление индукционного тока будет различным при приближении магнита к катушке и удалении его от нее. |
|
|
4. Чем больше скорость движения магнита относительно катушки, тем больше значение индукционного тока. |
|
- Закончили?! В графе "До" проставьте "+" - если Вы согласны с утверждением и "-" - если не согласны.
- Давайте перейдем к экспериментам. Вам необходимо выполнить лабораторную работу, следуя инструкциям, которые у Вас на столе.
- Используйте утверждения, чтобы сфокусироваться на основной идее лабораторной работы (выполнение лабораторной работы).
- Теперь Вам нужно заполнить колонку "После" нашей таблицы, указывая, являются ли данные учителем утверждения, по Вашему мнению, правильными или неправильными.
- Молодцы ребята! А сейчас давайте немного подвигаемся и заодно вспомним некоторые физические величины.
При выполнении данного этапа используется обучающая структура - СИГНЕЧЕС (под музыку ученики пишут в воздухе локтем, ногой ответы на вопросы учителя):
- Это воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелки, помещенные в магнитное поле (Магнитные линии);
- Как называется правило: если направление поступательного движения буравчика совпадает с направлением тока в проводнике, то направление вращения ручки буравчика совпадает с направлением линий магнитного поля тока (Буравчика).
- Спасибо. Давайте вернемся к нашему уроку. В какой строке у вас разошлись мнения? Ученики обсуждают информацию, которая изменила их мнение.
Раунд робин
Учитель опрашивает несколько учеников.
Закрепление материала
- Давайте обобщим знания.
- При каких условиях возникает индукционный ток?
Отвечает один ученик:
Рефлексия
- Сегодня на уроке мы с вами изучали явление электромагнитной индукции, познакомились с новыми правилами и законами, проводили небольшие эксперименты. В завершении урока постарайтесь ответить на следующие вопросы.
Тест "Магнитное поле и электромагнитная индукция"
Скачать полную версию технологической карты урока физики для 9 класса