Цели урока:
Оборудование урока: компьютер, проектор, дроссельная катушка, две низковольтные лампы, источник постоянного тока, реостат, неоновая лампа, ключ, соединительные провода.
- Добрый день, ребята! Я рада вас всех видеть.
- Вижу вашу готовность к учебной работе и деловое настроение.
Блиц-опрос:
- Все то, что мы повторили, будет нужно для рассмотрения нашего урока.
- Попробуем объяснить одно из интересных явлений в электродинамике путем исследований и познакомиться с новыми понятиями и определениями.
Постановка учебной проблемы
Учитель: на столе стоят приборы: катушка с большим числом витков проволоки (дроссель) L, реостат R, две одинаковые низковольтные лампочки Л1 и Л2, источник постоянного тока, ключ, соединенные так как показано на рисунке.
- Как будут гореть обе лампочки при замыкании? (обычно, замыкая цепь, мы наблюдали, что лампочки при параллельном включении загорались одновременно)
Демонстрация опыта
- Замыкаю цепь. Что видим? (из опыта наглядно видна основная особенность явления: замедленное нарастание силы тока в ветви, содержащей катушку)
- Возникает проблемная ситуация - почему лампа 1, включенная через реостат загорается раньше?
- Вторая вспыхивает на 1 секунду позже? Какая физическая причина могла вызвать задержку нарастания силы тока в ветви с катушкой?
Ученики: запаздывание накала нити лампы 2 проявляется на участке цепи с дроссельной катушкой, потому, что в ней возникает сильное магнитное поле. Можно предположить, что причина наблюдаемого явления именно в ней.
Учитель: А какой ток течет в катушке в момент замыкания цепи – он постоянен? Изменяется? Как?
Выдвижение гипотезы
Ученики: Возрастает, потому что сила тока не сразу достигает своего максимального значения, значит, по катушке протекает переменный (нарастающий ток) и в ней создается ЭДС.
Учитель: А теперь прочитайте два абзаца параграфа 11 учебника стр. 47 и сформулируйте тему и цель урока.
Учитель: На данном уроке мы познакомимся с понятием самоиндукции, определим, что самоиндукция – это частный случай электромагнитной индукции, узнаем, от чего будет зависеть ЭДС самоиндукции.
- Запишем тему урока: "Явление самоиндукции. Индуктивность".
- Итак, делаем вывод: при замыкании цепи Л2 загорается с некоторым опозданием, что объясняется возникновением в катушке ЭДС самоиндукции. По правилу Ленца при увеличении силы тока в цепи напряженность вихревого электрического поля направлена против напряженности поля источника тока. Таким образом, в этом случае самоиндукция препятствует увеличению силы тока в цепи, и определенное значение силы постоянного тока устанавливается в цепи не сразу, а постепенно, со временем.
- Возникает ли ЭДС самоиндукции в цепи, содержащем лампу Л2?
Ученики: Да, но она значительно меньше, так как практически магнитное поле сосредоточено в катушке Поэтому эта ЭДС заметно на накал лампы Л2 не влияет.
Выдвижение новой гипотезы
Учитель: Явление самоиндукции можно также пронаблюдать и при размыкании цепи. Сравним, какие произойдут изменения с магнитным полем катушки в этом случае.
- Для этого соберем цепь, состоящую из катушки с большим количеством витков, намотанных на железном сердечнике, к зажимам которой параллельно подключена лампа накаливания, сопротивление которой значительно меньше сопротивлением катушки. В качестве источника тока возьмем источник с небольшим ЭДС.
- Замкнем цепь, видим, что накаливание волоска лампочки происходит постепенно, как бы с задержкой. Что произойдет, если после полного загорания ключ разомкнуть?
Ученики: Возможно, что лампа потухнет не сразу.
Учитель: Но, она ярко вспыхнула! Это будет проявлением самоиндукции? Объясните.
Ученики: Да! Так как при размыкании цепи магнитный поток в катушке уменьшается, вызывая в ней ЭДС самоиндукции, которая в соответствии с законом Ленца, замедляет скорость уменьшения силы тока. Катушка на некоторое время превращается в источник энергии. Ток самоиндукции имеет направление пропускаемого тока от батареи, и под действием суммы сил этих токов лампочка вспыхнула ярко
Учитель: Сила тока при размыкании в цепи может превышать силу тока, проходящего при замкнутом ключе. Это означает, что ЭДС самоиндукции больше ЭДС источника тока.
- Итак, какой мы можем сделать вывод? (Ток самоиндукции при замыкании цепи направлен противоположно первичному току; ток при размыкании цепи направлен одинаково с первичным током)
Сделаем вывод:
Самоиндукция – это частный случай электромагнитной индукции
Учитель: Поскольку ЭДС самоиндукции противодействует ЭДС источника тока, то можно сказать, что ЭДС самоиндукции зависит от характеристик катушки или проводника, включенного в электрическую цепь. (Учащиеся самостоятельно выясняют эту зависимость, проработав часть учебника стр. 47-48)
Индукция В пропорциональна силе тока в катушке, поэтому магнитный поток возникающий в катушке, также пропорционален силе тока: Ф = LI.
Коэффициент пропорциональности L называется индуктивностью проводника или его коэффициентом самоиндукции. Индуктивность – это новая физическая величина, характеризующая магнитные свойства электрической цепи.
- Через индуктивность выражается ЭДС самоиндукции в контуре, возникающая при изменении в нем тока. Запишем формулу для определения ЭДС самоиндукции:
Индуктивность проводника в данной среде определяется его размерами и формой. Индуктивность прямолинейного проводника незначительна, но ее можно увеличить, если из проводника сделать виток. Индуктивность катушки увеличивается пропорционально количеству ее витков
Просмотр видео фильма "Индуктивность"
- Итак, с помощью экспериментов и просмотра видеофильма мы выяснили и описали изучаемое явление.
Работа в парах
Выставление отметок обучающимся в соответствии с критериями оценивания.
Домашнее задание
Проработать §11, ответить на вопросы учебника, стр. 49, заполнить таблицу "Аналогия между самоиндукцией и инерцией".
|
Масса |
Индуктивность |
Характеризует |
|
|
Определение |
|
|
Чему препятствует |
|
|
От чего зависит |
|
|
Энергия |
кинетическая |
магнитного поля |
Завершить наш урок я бы хотела словами Конфуция: "Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – этот путь самый горький".