Цель урока: изучить явление резонанса и выяснить условия его возникновения.
Задачи:
Оборудование: усилитель мощности PAMP, набор аксессуаров для усилителя мощности, система сбора данных LAB QUEST, компьютер, мультимедийный проектор, набор пружинных маятников на леске для демонстрации резонанса.
Учитель создает атмосферу сотрудничества. Делает вступление.
- Здравствуйте! Рада всех Вас видеть.
- Сегодня нас ждет интересный материал. Продолжаем изучать тему "Механические колебания".
Настраивает на успех. Задает вопросы на повторение.
Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме:
Задача 1
Уравнение гармонических колебаний имеет вид : x = 0,06 Cos 100Пt. Каковы амплитуда, частота и период колебаний?
Задача 2
При гармонических колебаниях пружинного маятника координата груза изменяется с течением времени, как показано на рисунке. Определите период Т и амплитуда колебаний Xm.
Учитель создает проблемную ситуацию. (видеосюжет о резонансе и демонстрация резонанса на математических маятниках)
Задает вопросы, подводит учеников к формулировке темы и цели урока.
После видео и фото резонанса задает вопросы:
Какова цель занятия? (Изучить явление, при котором увеличивается амплитуда колебаний. Выяснить при каких условиях возникает данное явление и т.д.)
Активизирует учащихся, настраивает на работу.
- В настоящее время актуально уметь работать в команде. Разбиваемся на группы. (список групп - на доске). Каждая группа получает задание и реализует его. Наша цель – выяснить условие возникновения резонанса.
Ученики самостоятельно "добывают" знания, готовятся осознанно воспроизвести полученную информацию перед классом (проводят эксперимент по наблюдению резонанса с оборудованием AFS и рассчитывают собственную частоту системы по массе груза и жесткости пружины).
Каждая группа выступает со своей информацией. Делаются общие выводы и записи в тетрадь.
- Что происходит с энергетической точки зрения?
Выступает группа учащихся с примерами полезного и вредного действия резонанса. Решаются задачи на закрепление.
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Предлагает назвать наиболее понравившиеся вопросы, ответы учеников.
Задание на дом
§ 25, 26.