Урок физики в 11 классе "Механический резонанс"

Цель урока: изучить явление резонанса и выяснить условия его возникновения.

Задачи:

  • Продолжить формировать знания и умения в области колебательных явлений,
  • Рассмотреть поведение колебательной системы под действием внешней периодической силы.
  • Формировать у учащихся осознанное понимание явления резонанса, имеющего широкое применение в современной науке, технике и технологии производства.
  • Развивать умения проведения научного эксперимента.

Оборудование: усилитель мощности PAMP, набор аксессуаров для усилителя мощности, система сбора данных LAB QUEST, компьютер, мультимедийный проектор, набор пружинных маятников на леске для демонстрации резонанса.

Ход урока

Самоопределение к деятельности

Учитель создает атмосферу сотрудничества. Делает вступление.
- Здравствуйте! Рада всех Вас видеть.
- Сегодня нас ждет интересный материал. Продолжаем изучать тему "Механические колебания".

Актуализация знаний

Настраивает на успех. Задает вопросы на повторение.
Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме:

  • Что понимают под механическими колебаниями?
  • Какие виды колебаний вы знаете?
  • Какие колебания называются свободными? Их отличительная особенность?
  • Какие колебания называются вынужденными?
  • Назовите основные характеристики колебаний.

Задача 1

Уравнение гармонических колебаний имеет вид : x = 0,06 Cos 100Пt. Каковы амплитуда, частота и период колебаний?

Задача 2
При гармонических колебаниях пружинного маятника координата груза изменяется с течением времени, как показано на рисунке. Определите период Т и амплитуда колебаний Xm.

Изменение координаты груза с течением времени

Постановка цели деятельности

Учитель создает проблемную ситуацию. (видеосюжет о резонансе и демонстрация резонанса на математических маятниках)

Задает вопросы, подводит учеников к формулировке темы и цели урока.

После видео и фото резонанса задает вопросы:

  1. О каком явлении пойдет сегодня речь?
  2. Для того, чтобы сформулировать определение резонанса, проведем эксперимент. (резонанс математических маятников)
  3. Что мы наблюдаем? (резкое возрастание амплитуды)
  4. Так что же такое резонанс?

Какова цель занятия? (Изучить явление, при котором увеличивается амплитуда колебаний. Выяснить при каких условиях возникает данное явление и т.д.)

Открытие нового знания учащимися

Активизирует учащихся, настраивает на работу.

- В настоящее время актуально уметь работать в команде. Разбиваемся на группы. (список групп - на доске). Каждая группа получает задание и реализует его. Наша цель – выяснить условие возникновения резонанса.

Ученики самостоятельно "добывают" знания, готовятся осознанно воспроизвести полученную информацию перед классом (проводят эксперимент по наблюдению резонанса с оборудованием AFS и рассчитывают собственную частоту системы по массе груза и жесткости пружины).

Каждая группа выступает со своей информацией. Делаются общие выводы и записи в тетрадь.
- Что происходит с энергетической точки зрения?

Первичное закрепление. Обобщение

Выступает группа учащихся с примерами полезного и вредного действия резонанса. Решаются задачи на закрепление.

Рефлексия. Подведение итогов

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Предлагает назвать наиболее понравившиеся вопросы, ответы учеников.

Задание на дом
§ 25, 26.

Размер:
31.9 Kb
Скачали:
14