Цель: обобщение и расширение знаний о многообразии форм клеточных организмов.
Задачи:
Планируемые результаты:
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа проектор, видеоролик "Многообразие клеточных организмов", карточки на "лямочках" ("Продуценты, консументы, редуценты"), для работы по станциям: набор карточек "Что делают", "Шляпочные грибы", "Кто это?", "К какому классу принадлежит животное?", текст "Царства живой природы", ручки разных цветов.
Организация учебного пространства: класс разделен на 2 части: зону индивидуальной и парной работы и зону групповой работы. На столах в зоне групповой работы прикреплены крупные цифры, определяющие ее номер (1-4).
Основные понятия: клеточные, одноклеточные, многоклеточные, споровые, семенные, позвоночные, беспозвоночные, продуценты, консументы, редуценты, растения, грибы, бактерии, животные, плесневые, шляпочные, трубчатые, пластинчатые.
Организационный момент
Учащиеся приветствуют учителя.
Стадия вызова
Прежде чем озвучить тему урока, учитель предлагает учащимся посмотреть видеоролик, у которого нет названия. По окончании просмотра педагог выясняет у ребят, о чем пойдет речь на уроке. Выслушивает все предложенные варианты и наводящими вопросами (если дети не смогли точно назвать тему урока) выводит на запланированную тему урока: Многообразие форм клеточных организмов.
Проводит фронтальный опрос, в ходе которого ребята распределяют организмы по группам: растения, грибы, животные, бактерии, одноклеточные и многоклеточные, растения семенные и споровые, растения низшие и высшие, животные беспозвоночные и позвоночные, животные первичноротые и вторичноротые, животные с 2-х и 3-х слойной гаструлой, грибы плесневые и шляпочные, грибы трубчатые и пластинчатые. Для закрепления раздает карточки всему классу с изображениями растений, бактерий, грибов и вирусов.
Но среди учащихся оставляет 4 ученика без раздаточного материала, аргументируя это тем, что оставшиеся ребята будут выполнять поручения учителя. Всем, кому достались изображения организмов, по очереди собираются в группы (учитель проверяет правильность выбранной группы организмов) и направляет сформировавшиеся группы учеников в зону групповой работы.
Здесь на столах учащимся приготовлен текст "Царства живой природы" с небольших инструкций для выполнения задания группой. Тесты идентичны у всех групп, но в последнем абзаце есть отличия в содержании. Дается более развернутое описание той или иной группе, входящей в пищевую цепь. Данный ход необходим для организации следующего этапа урока.
Тексты для групповой работы
Учащиеся, прочитав текст, отмечают цветными ручками ответы в самом тексте. По окончании времени, отведенного на анализ теста и работу с вопросами, ответы озвучиваются. Каждая группа отвечает на 1 вопрос по желанию учителя.
Пока ребята работали с текстом, 4 ученика получили инструкцию для организации работы класса по станциям. После рефлексии помощники учителя уходят в зону групповой работы, а остальные возвращаются в зону индивидуальной и парной работы, где на столы помощники разложили карточки на "лямочках" с изображениями и названиями представителей 4 царств живой природы.
Учитель снова возвращает ребят к содержанию текста и выясняет насколько внимательно ребята проанализировали последний отличающийся по содержанию абзац текста у разных групп.
Задает контрольные вопросы:
Для закрепления предлагает поработать в паре: повесить на шею карточку на "лямочке", повернуться к соседу, посмотреть на изображение и определить его в конкретную группу пищевой цепи. Назвать кем является сосед по парте: продуцентом, консументом I порядка, консументом II порядка или редуцентом. Проговариваю вслух.
Затем учитель собирает их в новые по составу группы, используя классификацию: продуцент, консумент I порядка, консумент II порядка и редуцент. Вручает каждой группе маршрутный лист, направляет в зону групповой работы для прохождения станций:
На эту формы работы отводится не более 5 минут.
Образец маршрутного листа.
№ станции |
Порядок движения |
Баллы |
Подпись |
1. «Кто это?» |
1 |
|
|
2. «Шляпочные грибы» |
2 |
|
|
3. «К какому классу принадлежит животное» |
3 |
|
|
4. «Что делает?» |
4 |
|
|
После прохождения станций все учащиеся возвращаются в зону индивидуальной и парной работы. Ребята, проводившие поверку знаний учащихся по станциям, дают оценку работы каждой группы.
Для расширения кругозора учитель предлагает ребятам названия организмов (напечатаны крупно на яркой бумаге), у которых есть рекорды. Например, (на выбор учителя): морской дьявол, американский протей, червяга, банан, секвойя, макроцистис, жаба ага, сетчатый питон, черная мамба, жако, сапсан, страус, пчелиный колибри, дрофа, странствующий альбатрос, гепард, обезьяна ревун, южноамериканская капибара, серая полевка.
Для выполнения задания ребятам понадобится телефон с интернетом. Каждому ученику предлагается конкретный вид. Обучающийся должен найти изображение организма в сети Интернет и чем он отличается от других. Скриншот фотографии и краткий комментарий ребята размещают в общей группе, где есть и учитель: "ВКонтакте", в WhatsApp и др.
Педагог на экран выводит беседу с учениками, куда каждый участник группы размещает найденную информацию. Как только все справляются, каждый озвучивает свою информацию, по возможности учитель расширяет и дополняет ответы детей.
Завершая урок, учитель снова подводит ребят к многообразию форм клеточных организмов. В ходе рефлексии ребята классифицируют организмы, приводя по одному примеру к каждой группе: "Растения, Грибы, Животные, Бактерии", "Одноклеточные и многоклеточные", "Растения семенные и споровые"...
Рефлексия