Подготовка к ЕГЭ по биологии: Алгоритмы выполнения заданий повышенного и высокого уровня сложности

Структура работы ЕГЭ по биологии представляет собой 28 заданий с разным уровнем сложности: 12 — базовый; 9 — повышенный; 7 — высокий.

Особое внимание уделяется таким сложным разделам как "Ботаника и зоология", "Организм человека и здоровье", "Клетка", "Эволюция". Идет отработка навыка решения биологических задач, особенно на анализ родословной из раздела "Генетика".

Рассмотрим задания, которые вызывают наибольшие затруднения у обучающихся. Это задания повышенного и высокого уровня сложности.

  • на установление соответствия № 5, 8, 10, 13, 16, 18;
  • задания на установление последовательности действий № 14, 19;
  • № 20 – работа с таблицей;
  • № 22, 26 - задания на применение знаний в практических ситуациях;
  • № 23, 24 – работа с информацией;
  • задания № 27, 28 – решение биологических задач (остановимся на типе задач на анализ родословной).

Разберем алгоритм выполнения некоторых из этих заданий.

Задания на установление соответствия

Алгоритм включает:

  • Внимательно прочитайте задание.
  • Проанализируйте, о каком биологическом процессе идет речь.
  • Подберите к пункту А первого столбца цифру из второго столбца.
  • Запишите в таблицу КИМ под буквой А выбранную цифру.
  • Подберите пары для остальных пунктов первого столбца.
  • Запишите последовательность цифр в бланк ответов № 1.

Пример № 1. Установите соответствие между клетками и их плоидностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Клетки

Плоидность

а) споры мха
б) эндосперм яблони
в) заросток папоротника
г) зигота лореллы
д) микроспора сосны
е) эндосперм ели

1) 1n

2) 2n

3) 3n

Пояснение: споры мха гаплоидны, т.к. они образуются в коробочке (2n) путем мейоза; эндосперм яблони триплоидный (3n), т.к. он формируется в результате слияния спермия (n) с центральной клеткой (2n); заросток папоротника гаплоидный (n), т.к. он образуется из гаплоидной споры путем митоза; зигота хлореллы диплоидная (2n), т.к. она образуется путем слияния гаплоидных гамет; микроспора сосны гаплоидная (n) , т.к. она формируется в микроспорангиях (2n) путем мейоза; эндосперм ели гаплоидный (n), т.к. он образуется из гаплоидных мегаспор.

Следовательно, ответ будет таким:

А

Б

В

Г

Д

Е

1

3

1

2

1

1

Пример № 2. Установите соответствие между процессами и этапами жизненного цикла клетки.

Процессы

Этапы

а) цитокинез 
б) образование экваториальной пластинки 
в) репликация ДНК 
г) разрушение ядерной мембраны
д) образование всех видов РНК
е) трансляция

1) митоз

2) интерфаза

Пояснение: интерфаза включает:

  1. пресинтетический период – G1: наблюдается высокая интенсивность процессов транскрипции, формирование синтетического аппарата клетки – увеличение количества рибосом, различных видов РНК, усиление синтеза белка, интенсивный клеточный метаболизм, рост клетки, образование и восстановление органоидов;
  2. синтетический – S: удвоение (редупликация ДНК), происходит также синтез РНК, гистоновых белков, продолжается рост клетки;
  3. постсинтетический G2: продолжается синтез РНК, всех белков, особенно ядерных, происходит накопление питательных веществ, синтез АТФ; деление митохондрий, хлоропластов, репликация центриолей и начало образования веретена деления.

Следовательно, ответ будет таким:

А

Б

В

Г

Д

Е

1

1

2

1

2

2

Пример № 3. Установите соответствие между железами и типами секреции.

Железы

Типы секреции

а) эпифиз 
б) молочная железа
в) поджелудочная железа 
г) семенники
д) гипоталамус
е) предстательная железа

1) внешняя

2) внутренняя

3) смешанная

Пояснение: Железы внешней секреции – экзогенные. Они вырабатывают вещества ("секрет") и выводят их во внешнюю среду организма либо в его полость (слезные, сальные, потовые, молочные железы — это видоизмененные потовые железы и др.

Железы внутренней секреции выделяют - биологически активные вещества, гормоны, непосредственно в кровь. Железы смешанной секреции выделяют одновременно и гормоны, и такие вещества как ферменты, пищеварительные соки, как в кровь, так и полость тела. К ним относят половые железы-семенники у мужчин, и яичники у женщин, а также поджелудочная железа (выделяет поджелудочный сок в 12-типерстную перстную кишку и гормон инсулин - в кровь).

Следовательно, ответ будет таким:

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

3

3

2

1

Задания на установление последовательности действий

Алгоритм включает:

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Проанализируйте, о каком биологическом процессе (явлении) идет речь.
  3. Расположите (на черновике) номера пунктов задания в правильном порядке.
  4. Запишите получившуюся последовательность цифр в КИМ и в бланк ответов № 1.

Пример № 1. Установите последовательность усложнения организации позвоночных животных в процессе эволюции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Класс Земноводные.
  2. Класс Млекопитающие.
  3. Класс Хрящевые рыбы.
  4. Класс Пресмыкающиеся.
  5. Класс Костные рыбы.

Пояснение: Самые древние – хрящевые рыбы (акулы и скаты), более организованные – костные рыбы, затем в ходе эволюции появились земноводные (усложнение организации в связи с выходом на сушу). От них произошли пресмыкающиеся (полностью вышли на сушу). И самый высокоорганизованный класс животных - млекопитающие.

Следовательно, ответ будет таким:  3 5 1 4 2.

Пример № 2. Из Установите последовательность ароморфозов в развитии нервной системы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Нервные клетки не дифференцированы, отдельные клетки образуют нервную сеть.
  2. Четкое разделение на серое и белое вещество, головной мозг имеет 5 отделов.
  3. Головной мозг имеет 5 отделов, хорошо развита кора больших полушарий.
  4. Имеются нервные узлы – ганглии и нервные стволы, соединенные отростками.
  5. Нервная система представлена нервной трубкой.

Пояснение: Впервые нервная система появилась у кишечнополостных и имела диффузный или сетчатый тип нервной системы, т.е. нервная система представляет собой сеть нервных клеток, распределенных по всему телу и связанных между собой отростками. Дальше эволюция нервной системы идет по пути концентрации нервных клеток в определенных местах тела, т.е. по пути образования нервных узлов, ганглиев, на переднем конце тела.

От головных узлов отходят парные нервные стволы, идущие вдоль тела. Такой тип нервной системы называется ганглиозно-стволовым (плоские и круглые черви). У кольчатых червей и членистоногих (кроме Паукообразных) образуется нервная цепочка. У моллюсков нервная система представлена узлами в разных отделах тела, соединенных между собой тяжами и отходящими от узлов нервами (разбросанно-узлового типа). Нервная система у хордовых представлена нервной трубкой, которая дифференцируется на головной и спинной мозг.

У низших хордовых нервная трубка имеет вид полой трубки с отходящими от трубки нервами. У всех классов высших позвоночных животных головной мозг состоит из 5 отделов, но степень их развития неодинакова у животных разных классов.

Следовательно, ответ будет таким: 1 4 5 2 3.

Пример № 3. Установите последовательность прохождения лекарственного препарата, введенного в кровь вены левой руки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Правый желудочек.
  2. Вена левой руки.
  3. Правое предсердие.
  4. Капилляры легких.
  5. Верхняя полая вена.
  6. Легочные артерии.

Пояснение: из вены левой руки кровь с лекарственным препаратом поступает в верхнюю полую вену, оттуда в сердце, в правое предсердие, затем в правый желудочек, откуда начинается малый (легочный) круг кровообращения. По легочной артерии препарат поступает в капилляры легких.

Следовательно, ответ будет таким: 2 5 3 1 6 4.

Задания на применение биологических знаний в практических ситуациях

Алгоритм включает:

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Проанализируйте, знания из каких отраслей биологии понадобятся для ответа на вопросы.
  3. Сформулируйте и запишите грамотный и четкий ответ.

Пример № 1. Определите, кто в данной пищевой цепи: клевер →кузнечик →лягушка → змея является консументом III порядка. Сколько энергии переходит на этот трофический уровень, если чистая годовая первичная продукция составляет 10000 кДж?

Пояснение: продуцентом в данной цепи является клевер, консумент I порядка - кузнечик, консумент II порядка – лягушка, консумент III порядка – змея. Согласно правилу Линдемана, на каждый последующий трофический уровень переходит 10% энергии предыдущего уровня. По условию, первичная продукция продуцента = 10000 кДж. Следовательно, на уровень консументов I порядка перейдет 1000 кДж (10000 кДж : 10), на уровень консументов II порядка - 100 кДж, на уровень консументов III порядка - 10 кДж.

Следовательно, ответ будет таким: консумент III порядка – змея. На этот трофический уровень переходит 10 кДж.

Пример № 2. Клетку можно отнести и к клеточному, и к организменному уровням организации жизни. Объясните почему. Приведите соответствующие примеры.

Пояснение и ответ: клетка – основная структурная и функциональная единица живого. Клетка может существовать изолированно и независимо. Все организмы состоят из клеток, в которых идут процессы метаболизма, следовательно, клетка - это клеточный уровень организации.

Но уровень организации простейших совпадает с организменным уровнем. У простейших (амеба протей, эвглена зеленая, инфузория–туфелька и др.) одна клетка выполняет все функции целого организма.

Зигота (оплодотворенная яйцеклетка) многоклеточного организма – одна клетка, но организменный уровень.

Следовательно, клетка относится и к организменному уровню организации.

Пример № 3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Пояснение и ответ:

  • в гаметах кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n);
  • в спорах также гаплоидный набор хромосом (n);
  • гаметы образуются на гаплоидном гаметофите (взрослое многолетнее растение) путем митоза;
  • споры образуются на диплоидном спорофите (коробочка на ножке) путем мейоза.

Решение биологических задач на анализ родословной

Алгоритм включает:

  1. Внимательно рассмотрите схему родословной.
  2. Определите в каждом ли поколении встречается изучаемый признак (если в каждом - доминантный признак, если нет – рецессивный).
  3. Сравните фенотипы родителей и детей (если у родителей нет признака, а у детей есть, то он рецессивный).
  4. Определите как наследуется данный признак у мужчин и у женщин (в равной степени и у мужчин, и у женщин, значит, признак аутосомный)
  5. Рассмотрите наследование признака и по вертикали, и по горизонтали (если и по вертикали и по горизонтали, значит, аутосомный доминантный или сцепленный с полом доминантный признак. Если только по горизонтали - аутосомный рецессивный или рецессивный сцепленный с полом).
  6. Определите вероятность наследования признаков (проявляется преимущественно у мужчин и они передают признак своим дочерям, а сыновья –здоровы, это сцепленный с полом доминантный тип наследования); если у больного отца больны все его сыновья, то это голандрический тип наследования признака.

Пример № 1. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотипы родителей (гомозиготы) и потомства в первом и втором поколениях.

Рисунок родословнойРисунок родословной

Пояснение:

  • признак проявляется в каждом поколении, значит, признак является доминантным. Также, от брака родителей под номерами 1-2, где отец является носителем признака, родился сын, имеющий данный признак;
  • в равной степени носителями признака являются как мужчины, так и женщины. Значит, признак аутосомный.

Следовательно, ответ будет таким: признак наследуется по аутосомно-доминантному типу. Генотипы родителей: мать –АА, отец – аа. Генотип первого поколения: сын – Аа. Генотипы детей второго поколения: дочь – аа, сын –Аа.

Пример № 2. По изображенной на рисунке родословной установите, кто из родителей является носителем изучаемого признака. Определите тип наследования признака, генотипы детей F1 под номерами 1 и 2.

Кто из родителей является носителем изучаемого признакаКто из родителей является носителем изучаемого признака

Пояснение и решение:

  • признак проявляется только у мужчин, значит, это сцепленное с полом наследование.
  • родители здоровы, а ребенок (сын) под номером 2 болен. Следовательно, ген присутствует у матери в рецессивном состоянии, и она является носителем данного признака.

Ген присутствует у матери в рецессивном состоянии

Следовательно, ответ будет таким: ребенок под номером 1 – девочка, имеет генотип ХА Ха, ребенок под номером 2 – мальчик, имеет генотип Ха Y

Пример № 3. По изображено на рисунке родословной установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), и обоснуйте его. Определите генотипы детей в первом (2,3,4) и во втором (5, 6) поколениях. Определите вероятность рождения у дочери (3) ребенка с признаком, выделенным на рисунке родословной черным цветом, если ее будущий муж не будет иметь данный признак.

Установите характер наследования признака

Пояснение и решение:

  1. признак проявляется не в каждом поколении, значит, признак является рецессивным. Также у родителей под номерами 1 и 2 нет признака, а у сына (5) есть, значит, признак рецессивный).
  2. Признак проявляется и у женщин, и у мужчин, значит, он аутосомный.
  3. F1: сыновья под номерами 2 и 4 гетерозиготны (Аа), гетерозиготна также дочь под номером 3 (Аа).
  4. F2: сын под номером 5 гомозиготен по рецессиву (аа), а дочь под номером 6 может быть либо Аа, либо АА.
  5. Если будущий муж дочери под цифрой 3 будет гомозиготен (АА), то вероятность рождения ребенка с данным признаком составит 0%; а если гетерозиготен (Аа), то 25%.

Следовательно, ответ будет таким:

  1. признак является аутосомным рецессивным;
  2. F1: под номерами 2, 3.4 Аа;
  3. F2: под номером 5 аа; под номером 6 АА или Аа.

Алгоритмы помогают осмыслить задания, систематизировать знания, успешно применять их на практике; заставляют анализировать каждую выполняемую операцию и наиболее эффективно подготовиться к ЕГЭ.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: биология, 11 класс, ЕГЭ