Структура работы ЕГЭ по биологии представляет собой 28 заданий с разным уровнем сложности: 12 — базовый; 9 — повышенный; 7 — высокий.
Особое внимание уделяется таким сложным разделам как "Ботаника и зоология", "Организм человека и здоровье", "Клетка", "Эволюция". Идет отработка навыка решения биологических задач, особенно на анализ родословной из раздела "Генетика".
Рассмотрим задания, которые вызывают наибольшие затруднения у обучающихся. Это задания повышенного и высокого уровня сложности.
Разберем алгоритм выполнения некоторых из этих заданий.
Алгоритм включает:
Пример № 1. Установите соответствие между клетками и их плоидностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
Клетки |
Плоидность |
а) споры мха |
1) 1n 2) 2n 3) 3n |
Пояснение: споры мха гаплоидны, т.к. они образуются в коробочке (2n) путем мейоза; эндосперм яблони триплоидный (3n), т.к. он формируется в результате слияния спермия (n) с центральной клеткой (2n); заросток папоротника гаплоидный (n), т.к. он образуется из гаплоидной споры путем митоза; зигота хлореллы диплоидная (2n), т.к. она образуется путем слияния гаплоидных гамет; микроспора сосны гаплоидная (n) , т.к. она формируется в микроспорангиях (2n) путем мейоза; эндосперм ели гаплоидный (n), т.к. он образуется из гаплоидных мегаспор.
Следовательно, ответ будет таким:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Пример № 2. Установите соответствие между процессами и этапами жизненного цикла клетки.
Процессы |
Этапы |
а) цитокинез |
1) митоз 2) интерфаза |
Пояснение: интерфаза включает:
Следовательно, ответ будет таким:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
Пример № 3. Установите соответствие между железами и типами секреции.
Железы |
Типы секреции |
а) эпифиз |
1) внешняя 2) внутренняя 3) смешанная |
Пояснение: Железы внешней секреции – экзогенные. Они вырабатывают вещества ("секрет") и выводят их во внешнюю среду организма либо в его полость (слезные, сальные, потовые, молочные железы — это видоизмененные потовые железы и др.
Железы внутренней секреции выделяют - биологически активные вещества, гормоны, непосредственно в кровь. Железы смешанной секреции выделяют одновременно и гормоны, и такие вещества как ферменты, пищеварительные соки, как в кровь, так и полость тела. К ним относят половые железы-семенники у мужчин, и яичники у женщин, а также поджелудочная железа (выделяет поджелудочный сок в 12-типерстную перстную кишку и гормон инсулин - в кровь).
Следовательно, ответ будет таким:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
Алгоритм включает:
Пример № 1. Установите последовательность усложнения организации позвоночных животных в процессе эволюции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Пояснение: Самые древние – хрящевые рыбы (акулы и скаты), более организованные – костные рыбы, затем в ходе эволюции появились земноводные (усложнение организации в связи с выходом на сушу). От них произошли пресмыкающиеся (полностью вышли на сушу). И самый высокоорганизованный класс животных - млекопитающие.
Следовательно, ответ будет таким: 3 5 1 4 2.
Пример № 2. Из Установите последовательность ароморфозов в развитии нервной системы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Пояснение: Впервые нервная система появилась у кишечнополостных и имела диффузный или сетчатый тип нервной системы, т.е. нервная система представляет собой сеть нервных клеток, распределенных по всему телу и связанных между собой отростками. Дальше эволюция нервной системы идет по пути концентрации нервных клеток в определенных местах тела, т.е. по пути образования нервных узлов, ганглиев, на переднем конце тела.
От головных узлов отходят парные нервные стволы, идущие вдоль тела. Такой тип нервной системы называется ганглиозно-стволовым (плоские и круглые черви). У кольчатых червей и членистоногих (кроме Паукообразных) образуется нервная цепочка. У моллюсков нервная система представлена узлами в разных отделах тела, соединенных между собой тяжами и отходящими от узлов нервами (разбросанно-узлового типа). Нервная система у хордовых представлена нервной трубкой, которая дифференцируется на головной и спинной мозг.
У низших хордовых нервная трубка имеет вид полой трубки с отходящими от трубки нервами. У всех классов высших позвоночных животных головной мозг состоит из 5 отделов, но степень их развития неодинакова у животных разных классов.
Следовательно, ответ будет таким: 1 4 5 2 3.
Пример № 3. Установите последовательность прохождения лекарственного препарата, введенного в кровь вены левой руки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Пояснение: из вены левой руки кровь с лекарственным препаратом поступает в верхнюю полую вену, оттуда в сердце, в правое предсердие, затем в правый желудочек, откуда начинается малый (легочный) круг кровообращения. По легочной артерии препарат поступает в капилляры легких.
Следовательно, ответ будет таким: 2 5 3 1 6 4.
Алгоритм включает:
Пример № 1. Определите, кто в данной пищевой цепи: клевер →кузнечик →лягушка → змея является консументом III порядка. Сколько энергии переходит на этот трофический уровень, если чистая годовая первичная продукция составляет 10000 кДж?
Пояснение: продуцентом в данной цепи является клевер, консумент I порядка - кузнечик, консумент II порядка – лягушка, консумент III порядка – змея. Согласно правилу Линдемана, на каждый последующий трофический уровень переходит 10% энергии предыдущего уровня. По условию, первичная продукция продуцента = 10000 кДж. Следовательно, на уровень консументов I порядка перейдет 1000 кДж (10000 кДж : 10), на уровень консументов II порядка - 100 кДж, на уровень консументов III порядка - 10 кДж.
Следовательно, ответ будет таким: консумент III порядка – змея. На этот трофический уровень переходит 10 кДж.
Пример № 2. Клетку можно отнести и к клеточному, и к организменному уровням организации жизни. Объясните почему. Приведите соответствующие примеры.
Пояснение и ответ: клетка – основная структурная и функциональная единица живого. Клетка может существовать изолированно и независимо. Все организмы состоят из клеток, в которых идут процессы метаболизма, следовательно, клетка - это клеточный уровень организации.
Но уровень организации простейших совпадает с организменным уровнем. У простейших (амеба протей, эвглена зеленая, инфузория–туфелька и др.) одна клетка выполняет все функции целого организма.
Зигота (оплодотворенная яйцеклетка) многоклеточного организма – одна клетка, но организменный уровень.
Следовательно, клетка относится и к организменному уровню организации.
Пример № 3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.
Пояснение и ответ:
Алгоритм включает:
Пример № 1. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотипы родителей (гомозиготы) и потомства в первом и втором поколениях.
Пояснение:
Следовательно, ответ будет таким: признак наследуется по аутосомно-доминантному типу. Генотипы родителей: мать –АА, отец – аа. Генотип первого поколения: сын – Аа. Генотипы детей второго поколения: дочь – аа, сын –Аа.
Пример № 2. По изображенной на рисунке родословной установите, кто из родителей является носителем изучаемого признака. Определите тип наследования признака, генотипы детей F1 под номерами 1 и 2.
Пояснение и решение:
Следовательно, ответ будет таким: ребенок под номером 1 – девочка, имеет генотип ХА Ха, ребенок под номером 2 – мальчик, имеет генотип Ха Y
Пример № 3. По изображено на рисунке родословной установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), и обоснуйте его. Определите генотипы детей в первом (2,3,4) и во втором (5, 6) поколениях. Определите вероятность рождения у дочери (3) ребенка с признаком, выделенным на рисунке родословной черным цветом, если ее будущий муж не будет иметь данный признак.
Пояснение и решение:
Следовательно, ответ будет таким:
Алгоритмы помогают осмыслить задания, систематизировать знания, успешно применять их на практике; заставляют анализировать каждую выполняемую операцию и наиболее эффективно подготовиться к ЕГЭ.