Внеурочное мероприятие ко Дню народного единства помогает обучающимся с интеллектуальными нарушениями осознать значение единства, дружбы и взаимопомощи.
Через рассказ, видеоролик, беседу и игровые задания дети знакомятся с историей праздника, учатся уважать представителей разных национальностей и чувствовать себя частью большого народа России.
Цель: сформировать у обучающихся представления о значении единства граждан России.
Задачи:
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация "День народного единства", карточки с кроссвордом, пачка спагетти.
Учитель: Добрый день! Вот и пролетела первая неделя 2й четверти, а ведь еще совсем недавно Вы отдыхали на каникулах.
- Ребята, а кто скажет, каким праздником закончились осенние каникулы? (Ученики отвечают)
- Верно, 4 ноября вся страна отмечала День народного единства. (слайд 1)
- А что для Вас значит слово "единство"?
- Молодцы! Каждый из Вас дает свое значение этому слову, и все эти значения верны! (слайд 2)
- Вот какое многогранное слово "Единство"!
- Во все времена русские люди любили свою Родину, жили дружно, помогали друг другу и всегда объединялись перед лицом опасности.
- Но какое же событие послужило основой для праздника Дня народного единства? Внимание на экран.
Видео ролик (3 мин)
Краткое содержание: Россия большая и великая. На ее территории проживают люди разных национальностей. Очень часто на Россию нападали враги. Когда-то на нас напали поляки.
И тогда Кузьма Минин призвал народ объединиться и собрать войско для борьбы с поляками. Командовать войском позвали лучшего военачальника Дмитрия Пожарского. Начались бои за Москву.
Вражеское войско было побеждено. Россия стала свободной, я ее народ – единым.
Учитель: Теперь проверим, насколько внимательны вы были при просмотре видео.
- Почему в то время, когда на страну напали поляки, мы не могли справиться с завоевателями? (Потому, что в то время народы и города России не были дружными и едиными)
- Кто призвал народ объединиться и собрать войско против поляков? (Минин) (слайд 4)
- Кто возглавил войско против захватчиков? (Пожарский) (слайд 5)
- Чем закончились бои за Москву? (Вражеское войско было побеждено. Россия стала свободной, а ее народ единым)
- Правильно! Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!
- Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник - День Народного Единства. (слайд 6)
- А теперь повернитесь каждый к своему соседу по парте. Рассмотрите друг друга. Подумайте, чем вы похожи, а чем отличаетесь. (Ученики выборочно отвечают)
- Все живущие на Земле люди отличаются друг от друга.
- Но среди огромного человеческого многообразия выделяются небольшие группы – нации, в которых люди говорят на одном языке, живут на одной территории, имеют свои обычаи и культуру. (слайд 7)
- Каждый имеет право определять свою национальность самостоятельно.
- Она зависит от происхождения его родителей. Чувство национальной принадлежности помогает человеку раскрыть свой творческий потенциал, осознавать себя частичкой своего народа, испытывать гордость за представителей своей национальности, трудиться на благо народа. (слайд 8)
- В Российской Федерации проживает свыше 160 национальностей. Русские являются наиболее многочисленной национальностью, их численность составляет 116 миллионов человек (80% жителей страны). Такие национальности как – татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населения, превышающую 1 млн. человек.
- Среди любой национальности есть люди добрые, честные, трудолюбивые, гостеприимные, справедливые. Но есть и другие – злые, агрессивные, завистливые, глупые.
- Об этом важно помнить, так как часто национальные различия служат причиной вражды между людьми.
- Иногда можно услышать, как дети и взрослые посмеиваются над представителями других наций, их традициями и обычаями. Оскорбляя человека, высмеивая его национальные черты, такие люди разжигают национальную вражду.
- Важно научиться проявлять такое отношение к людям, какого вы ждёте от других людей по отношению к себе.
- Итак, запомните, что гражданином России может быть человек любой национальности, так как Россия – единое многонациональное демократическое государство. В нём живёт много разных народов, и все они составляют единую дружную семью.
Учитель: А какой документ подтверждает, что мы являемся гражданами России?
- Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали (то есть записали) вас, дав вам имя и фамилию в специальном учреждении – ЗАГСе.
- Этим ваши родители как бы представили Вас государству как новых граждан, и вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. В этом документе записано, что вы – граждане своей страны, то есть граждане России.
- О Вас заботятся не только Ваши близкие и родные, с рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства.
- Как только вам исполняется 14 лет, вы получаете что? (Паспорт)
- Верно! А что должен знать о своей стране гражданин?
- Гражданин должен знать историю своей страны, её государственные символы. Давайте проверим свои знания. Назовите три основных символа государства. (Флаг, герб, гимн) (слайд 9)
- Молодцы! А как называется человек, который является главой государства? (Президент)
- Да, президент России – это глава государства. Он самый главный человек в нашей стране. Быть президентом – это работа.
- Президент дал клятву, верно служить нам, народу России.
- Как зовут действующего президента России? (Владимир Владимирович Путин) (слайд 10)
- Правильно! Сегодня Президентом Российской Федерации работает В.В. Путин.
- Мы, граждане России, сами выбираем себе президента. В нашей стране выборы президента проходят раз в четыре года.
- В этих выборах могут принять участие все взрослые граждане государства. Президент избирается путем голосования.
- А сейчас сложный вопрос. Кто знает, как называется главный закон Российской Федерации, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан? (слайд 11)
- Ребята, это Конституция. Запомните! Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России.
- А сейчас я предлагаю вам проверить насколько важно быть в единстве. У вас в руках макароны – у кого-то 1, у кого-то несколько, у кого-то больше.
- Попробуйте их сломать. Легко получилось? (Да!)
- А вот у меня в руках осталась почти целая пачка. Кто хочет попробовать сломать? Сложнее сломать целую пачку или несколько макаронин? (Сложнее сломать пачку)
- Верно! Так же и с людьми. Одного или нескольких людей сломить легко.
- Но, когда мы объединяемся, сплачиваемся, становимся плечом к плечу, нужно приложить немало усилий, чтобы победить нас.
- Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем народам и соседям, всем, кто желает жить на земле мирно!
- Ну и напоследок закрепим наши знания вот таким вот кроссвордом. (Раздаются карточки с кроссвордом)
- Я зачитываю Вам вопросы, вы самостоятельно отвечаете, а потом мы вместе сверяемся.
(Обсуждение ответов)
- Молодцы! Напомню, что независимо от национальности люди должны соблюдать уважение друг к другу и такт.
- Важно оценивать человека по его моральным качествам, а не по национальному признаку.
- Я желаю вам, ребята, чтобы вы выросли большими, умными, сильными и прославляли Россию.
- Любите свою Родину, держитесь всегда вместе и помогайте друг другу.