Практические работы по географии для 5–6 классов

В работе представлена подборка из 25 практических работ по географии для учащихся 5–6 классов: фенологические наблюдения, сравнение карт Эратосфена и Птолемея с современными, нанесение маршрутов путешественников на контурные карты и др.

Цель: сформировать у учащихся умения проводить наблюдения в природе, анализировать карты, наносить маршруты путешественников на контурные карты.

Задачи:

  • развивать навыки работы с картами, формировать представления об историческом развитии географических знаний;
  • развивать наблюдательность, аналитическое мышление, умение делать выводы;
  • формировать интерес к географии и исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к природе.

Сборник практических работ по географии 5-6 классСборник практических работ по географии 5-6 класс

Практическая работа № 1

Организация фенологических наблюдений в природе

Цель: научиться вести фенологические наблюдения.

Ход работы

  1. Выбрать участок для наблюдения. Это может быть школьный участок, палисадник возле дома, участок дороги в школу и т. д.
  2. Описать участок наблюдения - расположение (большее время дня в тени или на солнце), состав растительности (какие породы деревьев, кустарников и травянистых растений произрастают).
  3. Оформить итоги наблюдений в таблице.

Пример выполнения работы

Участок для наблюдения находится на школьной территории, большую часть дня освещен солнцем. На участке произрастают:

  • деревья: береза, клен, тополь, дуб;
  • кустарники (шиповник, сирень);
  • травянистые растения, которые периодически косят.

Даты

Изменения состояния растений

Отлёт и пролёт

перелётных птиц (по желанию)

Характеристика погоды

01.09 -

15.09

Начало пожелтения листьев берёзы, кое-где покраснели листья клёна; дуб и тополь стоят зелёные, трава зелёная

Подготовка к отлёту деревенских ласточек, пролёт над городом    диких гусей - 14.09

В утренние часы прохлад1но 10-13 °С, днём тёплая, солнечная погода 15-17 °С, 14.09 был дождь

16.09 -

25.09

Более 50% берёз и клёнов сменили окраску листьев, дуб пожелтел, тополь стоит зелёный,

трава зелёная

Отлёт ласточек

Погода утром становится прохладнее 7-9 °С, днём  тепло и солнечно,

17.09 и 20.09 был дождь

26.09-

10.10

Золотая осень вступила в полную силу. Начало листопада, созревание плодов шиповника, трава начинает желтеть

Отлёт дроздов

Погода утром прохладная 5-7 °С, днём 9-11 °С дождливая погода - 4, 5 и 6 октября

Практическая работа № 2

Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт

Цель: формировать умения работы с географическими картами: находить географические объекты, определять их положение, сравнивать, делать выводы.

Ход работы

1. Определите, на какой из трех карт изображена наибольшая по площади территория, а на какой наименьшая. Укажите признак (признаки), по которому вы это определили;

2. По предложенным рисункам № 1 и № 2 сравните карты Эратосфена и Птолемея. Результаты сравнения представьте в виде таблицы.

Карты Эратосфена и ПтолемеяКарты Эратосфена и Птолемея

Вопросы

Карта Птолемея № 1

Карта Эратосфена № 2

1. На какой карте Европа больше?

 

 

2.На какой карте Ливия (Африка) меньше?

 

 

3. На какой карте присутствует Индийский океан, а на какой карте он обозначен как

Эритрейское море?

 

 

4. На какой карте показан Восточный океан?

 

 

5. На какой карте полуостров Индостан более похож на современный?

 

 

Назови черты сходства и различия карт Птолемея и Эратосфена.

Сходства:

Различия:

3. Сравните карту Птолемея с современной картой полушарий, и назови, какие материки отсутствуют на карте ученого?

Ключи:

  • У Птолемея Европа меньше, чем у Эратосфена.
  • Ливия (Африка) у Птолемея больше, чем у Эратосфена
  • Остров Крит на карте Эратосфена хорошо заметен, на карте Птолемея он отсутствует.
  • На карте Эратосфена показан Восточный океан, на карте Птолемея он отсутствует.
  • На карте Птолемея полуостров Индостан более похож на современный.
  • На карте Птолемея есть Индийский океан, а на карте Эратосфена он обозначен как Эритрейское море.
  • Карта Птолемея отсутствуют: Северная и Южная Америка, Антарктида, Австралия.

Практическая работа № 3

Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды

Цель: формирование умений наносить на контурную карту морские и сухопутные маршруты путешественников, внесших большой вклад в изучение территории Земли.

Ход работы

Задание: обозначьте на контурной карте маршруты путешественников, и подпишите географические объекты, через которые они проходили:

а) Васко да Гама (город Лиссабон, Африка, Атлантический океан, мыс Доброй Надежды. Индийский океан, город Каликут)
б) Фернан Магеллан (Португалия, Южная Америка, Магелланов пролив, Тихий океан, Филиппинские острова, место гибели Ф. Магеллана)
в) Христофор Колумб (город Кадис, остров Куба, Северная Америка)
г) Афанасий Никитин (город Тверь, Черное море, Каспийское море, Аравийское море)

Скачать сборник из 25 практических работ по географии вы можете по ссылке ниже

Размер:
638.61 Kb
Скачали:
19