Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля.
- Сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке.
- Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов.
- Вас ждут интересные вопросы и веселые игры. В путь!
Учитель: Нашу Землю называют Зеленой Планетой. Кто подарил ей зеленый наряд? (Ответы участников викторины)
- Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне.
- Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.
– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.
– Молодцы, ребята!
- Составьте из двух частей народные приметы для разных времен года.
- Человек оказался в лесу один. Не жажда, не голод и холод, как правило, более всего удручают попавшего в беду грибника, туриста, а страх и первобытный ужас, парализующий волю даже сильных людей.
- Самое главное в такой ситуации – не волноваться, сесть, расслабиться и обдумать ситуацию. Ведь есть много простых и верных способов ориентирования на незнакомой местности. Итак, уметь ориентироваться – это значит в любое время дня и ночи уверенно и ясно представлять себе, где север, юг, запад и восток, в каком направлении двигаться.
- Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам?
- Итак, я предлагаю вам следующие ситуации, а вы постарайтесь их решить.
- А экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука.
- То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары.
- А еще дождь, снег, и чистый воздух.
- Ребята, на станции "Экология и сказки", вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.
Пример:
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Ответ: Сказка "Красная шапочка", экологический момент – волк хищный зверь.
- Внимание: экологических моментов в одной сказке может быть несколько!. Команда в течение 1 минуты советуется и дает ответ. (Угадали только сказку – 1 очко; угадали сказку и назвали экологические моменты – 2 очка)
1. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Сказка "Волк и семеро козлят", экологический момент – волк хищник и не прочь съесть козленка)
2. Покупала самовар,
А спасал ее комар. (Сказка "Муха-Цокотуха", экологические моменты – биологическое разнообразие беспозвоночных; паук делает сети, и охотиться на мух)
3. Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло вокруг, как днем. (Сказка "Жар-птица", экологический момент – польза яблок для здоровья человека)
4.Красна девица, грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Сказка "Снегурочка", экологический момент – снег при высоких температурах тает)
5. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Сказка "Дюймовочка", экологические моменты – водоем, как среда обитания лягушек, рыб и рака; разнообразие беспозвоночных животных; почва - среда обитания крота; мышь делает запасы на зиму; ласточка – перелетная птица)
6. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Сказка "Кот, петух и лиса", экологические моменты – лиса хищный зверь, кот и петух домашние животные, которые вполне могут ладить между собой)
7. Дед с бабкой слезами горючим плачут -
За что же такая нам вдруг неудача.
Лежало на полке яйцо золотое.
Да только вот мышь –
наказанье такое - разбила его.
(Сказка "Курочка Рябка", экологический момент – ценность яиц для питания человека)
8. В какой сказке мальчик превратился в козленка? (Сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", экологический момент – важность воды для человека)
- А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
- Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
- Ребята, на нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наше путешествие по станциям природы.
Учитель: Ребята, вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир Природы.
- Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд)