Открытый урок "Сведения о плодовых деревьях. Строение плодового дерева"

Форма проведения: урок-путешествие.

Цель: сформировать у учащихся знания о плодовых деревьях.

Задачи:

  • развить понятие о плодовых деревьях, о строении надземной и подземной части плодового дерева;
  • дать определения основным ветвям и корням плодового дерева;
  • классифицировать плодовые деревья по группам.

Оборудование: проектор, шаблоны деревьев, плоды, раздаточный материал, рабочая тетрадь, учебник.

Ход урока

Организационный момент

Улыбнемся солнышку,
Дадим друг другу руку,
Поднимем настроение
Себе и другу.

- Ребята, сели все поудобнее, выпрями спинки, слушаем меня внимательно.

Разминка

- Какой сейчас месяц? (ответы детей)
- Какой сегодня день недели?
- Какое сегодня число?

- Ребята, как называется наш предмет?
- Как называется наш профиль?
- На доске тема нашего урока: Сведения о плодовых деревьях. Строение плодового дерева.

Раздается стук в дверь.
- Вам передали письмо.

"Добрый день мои дорогие друзья!
Я работаю садовником, меня зовут Иван Иванович. Я знаю что у вас в школе проходит урок . Я предлагаю Вам отправится в увлекательное путешествие в Большой и красивый Сад, где вы узнаете много нового и интересного о плодовых деревьях.

На каждой станции вы будете выполнять задания . В конце путешествия вас ждет сюрприз.
А поможет вам в этом карта , которая поведет вас по нужному пути.
Желаю вам удачи!"

- Ну что ребята вы согласны отправиться в путешествие? (Да!)
- Тогда в путь!

Станция "Фруктовая"

- Первая наша остановка станция "Фруктовая".
- Ребята, вам нужно будет ответить на вопросы.

- Какие многолетние растения, имеют несколько ветвей, отходящих от земли, и дающие сочные плоды. (ягодные кустарники)
- Что содержат плоды ягодных кустарников. (витамины и сахар)

Индивидуальная работа для слабых детей: собрать пазл на тему "фрукты".
- Составь план ухода за ягодными кустарниками.

Задание

- Я буду показывать Вам картинки, а вы будете называть что на этих картинках изображено.
- Как называется это одним словом? (фрукты или плоды)
- Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. Отправляемся дальше.

Станция "Плодовая"

- На этой станции с вами повторим основные плодовые деревья, изучим строение плода, распределим плодовые растения по группам, узнаем назначение плодов, познакомимся со строением плодового дерева.

- Плодовые деревья различаются размерами, формой листьев, формой и вкусом плодов. Но они имеют общее сходство в строение дерева.

Новые слова: плодовые деревья, плоды.
- Основными плодовыми деревьями являются яблоня, груша, вишня, слива. Яблоки, груши, вишни, сливы – это плоды этих деревьев.

- Плоды яблони и груши имеют сходство во внутреннем строении: внутри их находятся сердечко и семенные камеры с семенами. На основании этого сходства яблоня и груша отнесены к одной группе – семечковых плодовых растений.
- Внутри плодов вишни и сливы находятся косточки, т.е. семена, покрытые твердой оболочкой.
- На основании этого сходства вишня и слива относятся к группе косточковых плодовых растений. (Учебник стр. 42, рис. 34)

Плоды семечковых и косточковых плодовых растенийПлоды семечковых и косточковых плодовых растений

Новые слова: семечко, семенные камеры, семечковые и косточковые плодовые деревья.

- Посмотрите на разрезанное яблоко и грушу, внутри этих плодов, находятся семенные камеры с семенами. (фрукты разрезанные на столе)
- А внутри сливы и вишни, находится косточка. (ребята смотрят на разрезанные фрукты)
- Плоды (фрукты) очень ценные продукты питания. Они отличаются высокими вкусовыми качествами, содержат много витаминов и других полезных веществ, необходимых для организма человека.

- Плоды используются в свежем виде, их сушат и замораживают, используют для приготовления варенья, компотов, соков и других продуктов.
- А мы с вами приближаемся к следующей станции...

Станция "Дерево"

- Посмотрите на это дерево, сейчас мы узнаем из каких частей состоит это дерево.
- Плодовое дерево имеет, как и все растения, корень, стебель и листья. Различают наземную и подземную части дерева.
- Рассмотрим строение надземной части дерева.

Строение плодового дереваСтроение плодового дерева

Строение плодового дерева
1 - корневая шейка; 2 - штамб; 3 - ствол; 4 –крона 5 - скелетные ветви; 6 - горизонтальные корни; 7 - вертикальные корни.

Ствол - утолщенная часть стебля.

Скелетные ветки. (большие и маленькие). Каждый год на ветвях появляются листьями.

Корневая шейка - место перехода корня в ствол.

Штамб - это часть ствола между и нижними ветвями дерева и корневой шейкой.

Крона - это все ветви дерева.

- Рассмотрим строение подземной части.
- Корневая система состоит из вертикальных и горизонтальных корней.

Вертикальные корни - растут вниз.
Горизонтальные корни - растут в стороны, располагаются в верхнем слое почвы.

- Назначение корневой системы - обеспечение дерево водой и минеральными веществами.
- Давайте найдем все эти части на нашем дереве.

Словарь: плодовые деревья, плоды, семечко, семенные камеры, семечковые и косточковые плодовые деревья, ствол, крона, корневая шейка, штамб , скелетные ветки, вертикальные и горизонтальные корни.

- Ребята, а не пора ли нам немножко отдохнуть?!

Физкультминутка "Веселая полянка"

- Продолжаем свое путешествие.

Станции "Садовая"

Работа в тетради

- Задание на этой станции - вам нужно открыть тетради и записать число, тему урока. Приклеить рисунки, сделать надписи.

Закрепление изученного материала

Работа по карточкам

  1. Собери части плодового дерева и найди название.
  2. Игра на доске и на карточках "Косточковые, семечковые".
  3. Собери корзинку фруктов. (нужно сорвать плод с дерева и прочитать вопрос, напечатанный на обратной стороне и ответить на него, плод положить в корзинку)

- Молодцы ребята вы справились с этим заданием.
- А вот и сюрприз который подготовил вам садовник. (угощаю детей фруктами)

Домашняя работа

Учебник стр. 42-44 записываем новые слова.
- Дома вы еще раз повторите строение дерева, группы плодовых растений.

- Сегодня за время нашего путешествия вы получили следующие оценки …
- Вот и подошло к концу наше путешествие.

Итог урока. Рефлексия

- А прежде, чем мы с вами попрощаемся, давайте еще раз посмотрим на это дерево, и сделаем его немножечко наряднее.
- У вас на столе лежат листики зеленый, красные , желтые.

Вам нужно будет выбрать листики и нарядить наше дерево.

  • Если на уроке было интересно - зеленый лист;
  • на уроке было интересно, но я не все понял - желтый;
  • на уроке было не интересно - красный.

- На этом наш урок подошел к концу. Большое спасибо!

Размер:
74.29 Kb
Скачали:
16

Метки к статье: открытый урок, биология